Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественное выступление – есть важный момент в творческой жизни исполнителя, это, своего рода, финал долгой деятельности музыканта (как начинающего, так и зрелого) над произведением. А также, нужный этап в системе становления и обучения музыканта, где все связано: воспитание творческого воображения, слушания, технических навыков, памяти, музыкального мышления, концентрации во время работы над произведением.
Уже в течение учебы в музыкальной детской школе, ученику нужно привыкать к тому, что выступление – дело серьезное, за которое несётся ответственность перед автором произведения, слушателями, перед своим учителем и перед собой самим, но вместе с тем это – лучшие минуты его жизни, праздник, во время которого он может получить огромное удовлетворение в художественном плане.
Несмотря на весь процесс воспитания, происходящий под сильным контролем учителя, выступление концертное, в основном, зависимо от личных возможностей музыканта. Эстрадное поведение, реакция на отношение слушателей, самочувствие во время игры – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.
Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений.
Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения – проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: «Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».
Волнение исполнителя– музыканта не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.
Для большинства пианистов и, особо, учеников концертное исполнение является делом очень сложным. Известно, что были виртуозы замечательные, боявшиеся эстрады и обычно играли перед людьми намного хуже своего уровня истинного.
Нейгауз Г. в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» вспомнил, как были взволнованы перед концертами такие знаменитые исполнители, как Л. Годовский, А. Рубинштейн и другие. Гольденвейзер А. писал, что волнение перед выступлением было известно многим великим артистам. Очень редкое исключение из этого правила – Гофман И., перед концертом он абсолютно не был взволнован.
Цель исследования – выявить возможные причины волнения на сцене, определить возможности уменьшения взволнованности во время подготовки учеников к выступлению концертному.
Актуальность темы исследования. Поднятая тема достаточно проблемная и обширная, потому, начиная с конца XVII века, множество профессиональных музыкантов обращались к ней с интересом, методисты включали ее в свои работы о воспитании музыканта-исполнителя. Сегодня данная тема значима и актуальна для множества учащихся, исполнителей, педагогов, так как еще осмыслены не очень хорошо и к ее решению систематизированы психологические подходы. Волнение на сцене – явление глубоко персональное, так же, как и пути его преодоления.
Предмет исследования – сценическое волнение пианиста-ученика. Вместе с этим отметим, что тема волнения затрагивает всех артистов без исключения. Основной принцип современного исполнения основывается на том, что любой музыкант сам для себя, учитывая собственные ощущения, должен проводить анализ процессов и применять методы контроля своего сценического поведения. В ученическом, подростковом возрасте данный процесс необходимо проходить под неустанным вниманием педагога-наставника. Потому в этом исследовании важный пункт будет занимать вопрос подготовки учеников к сценическому выступлению.
1. Проблема сценического волнения
Вопрос сценического волнения – один из более жизненно важных, актуальных для исполнителей-музыкантов. Перед исполнением на концерте музыкант-исполнитель, в разные моменты своей творческой деятельности, сталкивается с состоянием тревоги. Методам самоконтроля сценического состояния, в литературе исследовательской уделяется большое внимание. На этот счет некоторыми концертмейстерами сделаны следующие выводы.
По проблеме борьбы с волнением эстрадным имеются две точки зрения:
Первая – ощутимого, реального решения нет и не может быть: если индивид владеет собой в экстремальных условиях выступления на сцене, обращает волнение не во вред, а себе на пользу, следовательно, такого рода деятельностью есть основания заниматься. В ином случае правильнее принять решение о смене рода деятельности.
Вторая – имеются определенные способы и пути, если не полного исключения разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, уменьшения их результатов. Волнение на сцене нужно и можно сдерживать под контролем. Опираясь на труды психологов-учёных, опыт известных музыкантов, хочется выделить главное в данной области исследований:
1.Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музыканта до концерта, во время него и после:
• установка психологическая на музыкально-исполнительскую работу, потребность в такой деятельности;
• творческий опыт музыканта, его знания в профессиональном плане;
• особенности процессов психических (исполнительского внимания, воли, слуховых представлений, оптимальных для творчества уровня эмоционального возбуждения и иных);
• типологические особенности высшей нервной деятельности, темперамент. Совокупность сторон личности, перечисленных выше, взаимозависимы и взаимосвязаны.
2.Аппетиты музыкантов, в сфере полезности к музыкальной деятельности. Они различны по их мотивации:
• потребность в процессе исполнения;
• необходимость в общении с аудиторией;
• необходимость в активном влиянии на аудиторию.
Более важными являются необходимость участия в процессе исполнения и в общении со слушателями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва
2.Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва
3.Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва
4.Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург
5.Алексеев А.Д. История фортепианного искусства М.,1988.
6.Коган Г.М. У врат мастерства М.,1961.
7.Коган Г.М. Работа пианиста М.,1963.
8.А.П. Щапов Некоторые вопросы фортепианной техники М.,1968.
9.В. И. Петрушин Музыкальная психология М.,1997.
10.О. Бальзак Собрание сочинений в 15т. М., 1955.
11.Г.Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры М., 1987.
12.С. И. Савшинский Работа пианиста над музыкальным произведением М., 1964.
13.Т.Н. Глазкова Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся ДМШ М., 1965.