Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность младших школьников является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей младшего школьного возраста [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. В результате анализа ФГОС установили, что в среднем школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие, координационные способности. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения [25].
Именно в младшем школьном возрасте, формируется ряд психофизиологических условий, которые позволяют максимально эффективно развить основные физические качества и двигательные навыки. Поэтому важно в процессе занятий физической культурой применять различные средства, направленные на физическое развитие. Также задача таких средств состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться физически и таким образом нивелировать то или иное нарушение физических способностей. Именно по этой причине педагогу по физической культуре важно знать об особенностях психофизиологического развития детей, о психолого-педагогических условиях, позволяющих развить те или иные качества [22]. Анализ литературных источников показывает, что одним из эффективнейших средств физического развития детей младшего школьного возраста является включение в структуру урока физической культуры национальных игр. В условиях Севера это могут быть национальные хантыйские игры. Они не только развивают детей физически, но и способствуют снятию стресса, нервно-психического напряжения, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, способствуют заинтересованному вовлечению в образовательный процесс, повышают культурное и национальное самосознание, самоидентификацию.
Объект исследования – национальный хантыйские игры как средство физического развития.
Предмет исследования – национальные хантыйские игры в физическом развитии детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение в образовательном процессе национальных хантыйских игр, будет способствовать комплексному физическому развитию детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность использования национальных хантыйских игр в физическом развитии детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать представления об общей физической подготовке детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть роль национальных хантыйских игр ханты в физической подготовке детей.
3. Описать морфофункциональное состояние детей младшего школьного возраста в условиях Севера.
4. Описать особенности влияния национальных игр ханты на здоровье и физическую подготовку детей младшего школьного возраста.
5. Экспериментальным путем оценить особенности влияния национальных игр ханты на здоровье и физическую подготовку детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовой документации), классификация, обобщение, систематизация полученных данных, эмпирические (педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов).
Научная новизна. Разработана система работы по использованию национальных игр ханты как средства физического развития младших школьников.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по физическому развитию детей младшего школьного возраста с использованием национальных игр ханты.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки занятий по физической культуре, направленных на развитие физических качеств и двигательных навыков детей младшего школьного возраста. Результаты могут быть использованы для организации занятий с использованием национальных хантыйских игр, для организации занятий физической культурой в условиях Севера.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния национальных игр ханты на общую физическую подготовку детей младшего школьного возраста
1.1. Представления об общей физической подготовке детей младшего школьного возраста
Основные двигательные качества – ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость. При любом виде движений проявляются двигательные качества и их комплекс. Однако преимущественное значение имеет один из основных видов движения, который является ведущим. В случае бега на короткие дистанции развивается быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость. В результате прыжков в длину и высоту развивается сила и выносливость, а также быстрота. Не смотря на то, что основное внимание необходимо уделять развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, все же не стоит забывать и о равномерном развитии силы и выносливости [24].
Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения [22].
При помощи ловкости ребенок приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды. Необходимо выполнять упражнения, направленные на резкое переключение с одного вида движений на другой. Движения при этом заранее не обусловлены, выполняются максимально быстро, незамедлительно. При этом возникает необходимость быстро решать ряд двигательных задач, а также сочетать свои действия с действиями своих товарищей [25].
Под ловкостью понимаем физическое качество, которое возникает в результате выполнения упражнений, основной задачей которых является резкое изменение техники движений. Ловкость развивается при помощи бега между предметами, подъемов на лыжах на гору, спуска с горы. При этом применяются различные предметы, такие как физкультурный инвентарь, оборудование, дополнительные задания, различные предметы (обруч, шнур, фитбол).
Быстрота представляет собой способность человека к выполнению движений в максимально короткие сроки. Быстрота легко развивается в старшем дошкольном возрасте, поскольку этот период характеризуется высокой пластичностью нервной системы, относительной легкостью образования и перестройки условных связей. Высокую эффективность имеют упражнения, направленные на ускорение, скорость, изменение темпа [23].
Высокоэффективными являются подвижные игры, в которых дети вынуждены выполнять упражнения с максимально высокой скоростью, к примеру, необходимость убегать от другого играющего, догонять другого участника. Также применяются такие упражнения, как бег к финишу, использование максимально медленного темпа бега, максимально быстрого, среднего. Применяются упражнения, направленные на совместное развитие силы и выносливости, к примеру, прыжки, метание, бросок при метании.
Под глазомером понимаем способность ребенка определять расстояние, применяя при этом зрение и мышечные ощущения. Глазомер развивается при выполнении любых упражнений и видов движений. Важно уделять внимание правильности выполнения упражнений: правильная постановка ноги при ходьбе, поддержание направления. При прыжках используется способность к попаданию ногой на доску.
Важно, чтобы отталкиваясь, ребенок соблюдал выбранное направление, приземлялся в нужном месте. Также при помощи глазомера ребенок приобретает способность к определению на глаз расстояния между участниками. Важную роль играют упражнения, направленные на измерение расстояния на глаз. Также при помощи глазомера измеряется расстояние между предметами, дистанции [22].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева С.А. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития / С.А. Алексеева // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19.
2. Барановская, И.А. Физическая нагрузка подростков в условиях школы: проблемы составления эффективных программ физического развития / И.А. Барановская // Физическая культура. – 2014. – № 7. – С. 52–60.
3. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Мн.: «Народная асвета», 1978. – 88 с.
4. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьников / А.А. Гужаловский. – Челябинск: Юж.-Урал кн. из-во, 1980. – 152 с.
5. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры / О.А. Двейрина. – СПб: СПбГФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 47 с.
6. Дмитриевская, Е.Н. Физические способности в подростковом возрасте / Е.Н. Дмитриевская // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2012. – № 7. – С. 152–161.
7. Должиков, И.И. Физическая культура / И.И. Должиков. – М.: Айрис пресс, 2016. – 290 с.
8. Ерохина, Е.Н. Физиологические и психологические проблемы подросткового возраста: диагностика и коррекция / Е.Н. Ерохина // Актуальные проблемы возрастной психологии и психологии развития. – 2014. – № 7. – С. 23–30.
9. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
10. Забурдаева, М.А. Анатомо-физиологические особенности подростков и их влияние на достижения в спортивной деятельности: корреляционный анализ / М.А. Забурдаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинского обеспечения спортивной деятельности». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 119–128.
11. Колосова, М.А. Специфика организации занятий физической культурой в школе / М.А. Колосова. – Воронеж: Мысль, 2013. – 195 с.
12. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Программы общеобразовательных учреждений / авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007-2012 г.г. издания. – 128 с.
13. Краснова, А.В. Специальные требования к организации занятий по физической культуре для подростков в условиях общеобразовательной школы / А.В. Краснова // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века: проблемы, инновационная деятельность, перспективы развития». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 54–67.
14. Ломейко, Е.Н. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / Е.Н. Ломейко. – Мн.: «Народная асвета», 1980. – 128 с.
15. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №1. - С. 11-17.
16. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
17. Лях, В.И. Двигательные способности: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.
18. Лях, В.И. координационные способности школьников / В.И. Лях. – Мн.: «Народная асвета», 1989. – 159 с.
19. Лях, В.И. Развитие двигательных качеств школьников / В.И. Лях. – Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.
20. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. – С. 5-10.
21. Николаева, Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты / Л.П. Николаева. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
22. Новожилова, А.А. Классификация координационных способностей человека / А.А. Новожилова, О.В. Васильева. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
23. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
24. Урманов, А.В. Особенности развития координационных способностей / А.В. Урманов, С.С. Кропоткина // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151.
25. Федорова, Я.С. Физическая культура / Я.С. Федорова. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.