Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы стимулирования (поощрения и наказания) персонала органи-зации являются ключевыми в науке об управлении людьми, и так как теоре-тические проблемы стимулирования и мотивации трудовой деятельности до-статочно глубоко изучены, написано немало монографий, учебных пособий, накоплен большой методический и практический опыт в области мотивации и стимулирования в организациях различных сфер деятельности. Несмотря на это еще остаются недостаточно изученными проблемы, решение которых выражается в отсутствии системности при исследовании вопросов стимули-рования трудовой деятельности персонала.
Понятие «стимулирование» в жизнедеятельности современных органи-заций заменяется понятием «мотивация», что с психологической точки зре-ния является подменой научных понятий, так как понятие «мотивация» пред-полагает всю совокупность движущих сил в деятельности и поведении чело-века. Эта подмена используется для уклонения от поиска резервов мобили-зации персонала к эффективной трудовой деятельности.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого является изучение поощрений и наказаний как методов сти-мулирования деятельности персонала.
Объект исследования – стимулирование поощрением и наказанием пер-сонала организации.
Предметом исследования являются психологические аспекты стимули-рования поощрением и наказанием персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить понятие, цели, принципы и сущность поощрений и нака-заний;
- рассмотреть теоретические принципы поощрения в психологии управления;
- исследовать психологические аспекты наказания в организации;
- провести анализ системы поощрений и наказаний персонала МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска;
- разработать предложения по совершенствованию системы по-ощрений и наказаний персонала МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска.
Методологической базой исследования послужили такие методы, как: эмпирические, экономико-аналитические, логико-математические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы.
В первой главе будут описаны теоретические аспекты стимулирования поощрением и наказанием.
Во второй главе будет проведен анализ использования поощрений и наказаний в МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска.
В третьей главе будут представлены методы совершенствования стиму-лирования поощрением и наказанием персонала МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПООЩРЕНИЕМ И НАКАЗАНИЕМ
1.1 Понятие, цели, принципы и сущность стимулирования
Современные реалии экономики заставляют руководителей компаний искать пути решения того, как стимулировать рост эффективности труда сво-их сотрудников. Обычно для достижения подобных результатов выплачива-ют премии и повышают уровень зарплат. Это приводит к требуемой отдаче, но не может практиковаться продолжительное время. Такого вида мотивация способна постепенно превратиться в дорогое удовольствие. Расходы серьез-но увеличиваются. Поэтому важность приобретает нематериальное стимули-рование, практикующееся в разных странах мира.
К стимулированию, определяемому как нематериальное, относят те ви-ды поощрений, которые не требуют прямого задействования денежных ре-сурсов. Ценность конкретной компании для многих ее сотрудников заключа-ется не только в размере зарплаты. Людей интересует следующее:
карьерный рост;
приемлемые условия труда;
дружелюбный коллектив и т. д.
Сотрудники готовы ответить взаимностью, если ощущают, что компа-ния заинтересована в них. Рост уровня лояльности – это то немногое, чего можно добиться посредством нематериального стимулирования.
Предлагаемый вид мотивации в большей мере актуален для той части персонала, которая заинтересована в развитии, способном привести к карь-ерному росту. Трудовой коллектив неоднороден. Одни к чему-то стремятся, а другие отбывают своеобразную повинность, навязанную средой существо-вания. Последние хотят немного: получать вовремя зарплату и не более. Здесь не может быть речи о каком-либо развитии. Это обусловливает необ-ходимость тестирования сотрудников, чтобы понять, к какой категории они относятся.
Обычно классификация мотиваций внутри коллектива приводит к об-разованию двух групп: материальная и нематериальная. При этом выделяют индивидуальные и коллективные стимулы[10].
Материальное стимулирование не требует пространных объяснений. И так все понятно. Выдаются премии и различные бонусы. Это положительно влияет на качество труда, так как денежное вознаграждение – действенный стимул. При этом система, регламентирующая оплату труда, требует еже-годного пересмотра. Работники должны понимать, что их качественный труд будет вознагражден при любых обстоятельствах.
Что касается нематериальной мотивации, то она может иметь косвен-ный характер: оплачиваемые отпуска, выдача больничных, предоставление медицинской страховки, обучение, направленное на повыше-ние квалификации, и др.
Также соответствующая мотивация обеспечивается за счет:
создания условий для карьерного роста;
признания значимости работников, что подтверждается благо-дарностями и грамотами от руководства;
создания комфортной обстановки внутри коллектива, укрепляе-мой на различных мероприятиях. Совместные мероприятия сплачивают ра-ботников, что в итоге приводит к положительным изменениям. Труд сотруд-ников становится более эффективным.
На Западе часто используется термин team building, обозначающий процесс формирования команды, что делается в целях успешного развития компании. Проводятся конкурсы, организуются совместные поездки, устраи-ваются спортивные соревнования и многое другое, что могло бы способство-вать, так называемому, командообразованию. Что касается компаний из России, то они только начинают приобщаться к практике этого вида.
Те, кто считают, что нематериальная мотивация не требует денежных трат со стороны компании, ошибаются. Реализация мероприятий, подпиты-вающих такого рода мотивацию, не может быть осуществлена без вложения финансов. Хотя прямые денежные выплаты работникам в этом случае не производятся[8].
Развитие мотивации без материальной составляющей надо вести инди-видуально в соответствии с определенными факторами, которые характери-зуют конкретную компанию. Следует учитывать корпоративную культуру, ресурсы развития, цели и задачи. К важным моментам относят жизненную позицию работников, их значимость, пол и возраст. Все это помогает в том, чтобы выявить приоритеты сотрудников применительно не только к работе, но и жизни.
Система мотивации во многом строится на индивидуальности компа-ний, но также существуют и общие принципы, основанные на трех положе-ниях:
Цели и задачи конкретной компании являются основой при создании рассматриваемого вида системы. Вводить выбранные методы стимулирова-ния необходимо лишь тогда, когда будет уяснена их эффективность с точки зрения способствования стратегическим планам компании.
Ресурсы и бюджет компании – это важные элементы, без которых не-возможно стимулирование труда, даже если оно нематериальное. Например, выдача сотрудникам сертификатов, подтверждающих повышение их квали-фикации, может послужить хорошим мотивирующим решением. Но это до-ступно только в том случае, если на это есть средства.
При создании мотиваторов требуется выявление индивидуальных по-требностей сотрудников. Нельзя оперировать информацией, полученной на основе запросов среднестатистического работника. Это не способствует эф-фективности системы.
Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждени-ями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериаль-ное стимулирование, которое может быть следующим:
Творчество. Требуется создание условий для того, чтобы работники могли проявлять себя. Если у человека есть амбиции, то они должны быть реализованы. Обучение работников дает возможность улучшить их качества. Этим не следует пренебрегать.
Удовлетворенность. Работа в компании обязана приносить удовлетво-рение. Хорошо, если сотрудники привлекаются к участию в решении про-блем
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белашова В.В. Моральные и материальные виды стимулирования / В.В. Белашова // Инновационная наука. 2018. Т. 2. № 4. С. 179-181.
2. Бухалков М.И. Управление персоналом на предприятии / М.И. Бу-халков // Управление компанией. 2016. №7. С.48-50.
3. Демченко А.А. Приоритетные направления повышения трудовой мо-тивации / А. А. Демченко, Э. В. Сукманов ; Курский гос. ун-т. Курск, 2014. – 134 с
4. Закирьянова Л.Р. Материальное стимулирование персонала пред-приятий в современных условиях / Л.Р. Закирьянова // Молодежь и наука. 2018. № 3. С. 64.
5. Иванников, В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В.А. Иванников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психоло-гия: Научный журнал. - 2016. - № 2. - С.15-22.
6. Думенко Е.В. Критерии эффективности формирования материально-го стимулирования персонала организации /Е.В. Думенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6. С. 60-62.
7. Кадровая политика Газпрома [Электронный ресурс]: // Газпром — URL: http://www.gazprom.ru/careers/hr-policy//
8. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебное пособие. – М,: ИНФРА-М, 2016. – 157 с.
9. Крестьянскова Е.А. Основные методы материального и морального стимулирования персонала в организации / Е.А. Крестьянскова // Мордов-ский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск, 2017. – С. 8-15
10. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельно-сти. теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. - Любер-цы: Юрайт, 2017. - 398 c.
11. Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельно-сти. учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Н. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 482 c.
12. Ловчева, М. В. Оценка эффективности системы стимулирования персонала: показатели, методы, практические рекомендации / М.В. Ловчева // Мотивация и оплата труда. -2016. - № 1. - С. 14-26.
13. Миненкова З.В. Материальное стимулирование в организациях на современном этапе / З.В. Миненкова // Политика, экономика и инновации. 2018. № 7 (17). С. 7.
14. Миненкова З.В. Особенности организации материального стимули-рования на предприятиях / З.В. Минекова // Политика, экономика и иннова-ции. 2018. № 6 (16). С. 10.
15. Политика в области оплаты труда, мотивации и социального парт-нерства [Электронный ресурс]: // Роснефть — URL: http://www.rosneft.ru/Development/personnel/motivation/
16. Портал Trainings.ua [Электронный ресурс]: Информационный пор-тал о рынке управления персоналом; Мотивация персонала – URL: http://www.trainings.ua/article/6992.html.
17. Смирнова М.Е. Критерии эффективности системы стимулирования труда персонала / М.Е. Смирнова // Управленческие науки в современном мире. – 2017. – Т. 2. №2. – С. 230-233.
18. Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой дея-тельности: Учебник и практикум. 3-е изд., пер. и доп. / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 323 c.