Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сравнение как приём имеет важное значение в жизни и деятельности человека: сравнение применяется как метод познания действительности, который ведёт к установлению характерных признаков предмета. Кроме того, сравнение широко употребляется и в качестве приёма художественной речи, служащего одним из средств создания образа. Психика человека построена таким образом, что в человеческом мозгу постоянно происходят операции сравнения предметов, цветов, явлений и т.п., поэтому для лингвистики, как и для других наук, интересна проблема выражения категории сравнения в языке. В этой связи тема курсового исследования является актуальной.
Цель работы- рассмотреть морфологические и синтаксические способы выражения категории сравнения в русском языке.
Предмет исследования –категория сравнения.
Объект исследования-морфологические и синтаксические средства выражения категории сравнения в русском языке.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
-рассмотреть историю изучения сравнения в разных научных направлениях;
-описать морфологические средства выражения сравнения в русском языке;
-описать синтаксические средства выражения сравнения в русском языке;
Основные методы исследования – анализ, изучение научной литературы по теме исследования, метод аналогии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов с подразделами, заключения и списка литературы, состоящего из 33 единиц.
1 Морфологические средства выражения сравнения в русском языке
1. 1 История вопроса исследования сравнения
Сравнение, являясь логической и языковой реальностью, стало предметом исследований многих ученых, представляющих различные области знания. Сравнение представляет собой невероятно интересный семантически и структурно объект, который воплощает некоторую существующую в реальности и представленную лингвистически логическую сравнительную схему, и рассматривается не только как категория лингвистики, но и как категория литературоведения, психологии и философии и др.
Наиболее общее, потенциально связанное с любой областью исследования определение сравнения отражено в «Толковом словаре» С. И. Ожегова, где под сравнением понимается «слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другому» [15, с. 759].
С точки зрения литературоведения, наиболее традиционный подход к сравнению заключается в рассмотрении данной категории как одного из важнейших выразительных средств языка. Сравнение, по мнению А. В. Ваганова, является элементарной моделью образного мышления, прототипом всех выразительных средств [9, с. 75]. Эта концепция отражает психологическое понимание специфики сравнения, согласно которой, все выразительные средства языка базируются на сравнении и появились из него. В этой связи сравнение рассматривают, как первую психическую операцию, которая имеет целью выразить субъекту мыслительной деятельности свое особое отношение к реальности, к тому, что привлекло его внимание. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В. М. Кожевникова под сравнением понимает «образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому на каком-либо общем основании с целью выявления новых, важных свойств в объекте сравнения» [7, с. 45]. Исходя из этого определения, сравнения представляет собой акт художественного познания, состоящий в том, что сближение разных предметов помогает раскрыть в сравниваемом объекте, кроме основного признака, ряд дополнительных функций, обогащая художественное впечатление [7, с. 46].
Сравнение наиболее глубоко изучено литературоведами, которые исследовали его как как средство художественного выражения действительности, рассматривали вопросы природы, происхождения сравнений и их стилистических функций в речевом высказывании, так как оно является одним из самых распространенных визуальных средств поэтического языка [18].
Сравнение, с философской точки зрения, один из основных способов познания мира, так как в его основу положены когнитивные операции, на которых базируются суждения о сходстве или различии объектов [27]. Сравнение в философии является важнейшей предпосылкой обобщения, логического перехода от единичного к общему. Философский словарь в этой связи определяет сравнение как категорию сравнения объектов с целью выявления сходств или различий между ними [28].
Философское определение коррелирует с формулировкой словаря С. И. Ожегова: в обоих словарях отражён подход к сопоставлению через категории экзистенциональной. Сравнение – основа выводов по аналогии, когда вывод о наличии сходства у двух или более субъектов основывается на сравнении этих субъектов, где основным требованием к выводам по аналогии относится наличие сходства существенных признаках и большем числе сходных свойств объектов, которые сравниваются [28]. Данное требование, касающееся сравнения как бытийной категории, справедливо и в его отношении как элемента структуры языка.
К простейшему и важнейшему типу отношений, которое выявляется путем сравнения, относится отношение тождества, или равенства, подразумевающее предельное, то есть полное сходство сравниваемых объектов. Однако гораздо чаще в реальности возникают ситуации, когда нет полного сходства, а конвергенция объектов реальности зависит от субъективного восприятия языковой личности. Визуальное сравнение объектов в этом случае быть не может, и для сравнения необходимо прибегнуть к приёму аргументации, что подразумевает наличие некоторых абстракций, на которых основаны эти аргументы [27].
Таковой представляется природа лингвистических сравнений, в частности, образного сравнения с точки зрения философского знания, которое является первичным по отношению к знанию лингвистическому. Сложные отношения между субъектами реальности демонстрируют факт редкости отношений идентичности, поэтому они менее интересны для изучения. Равенство всегда определяется как категория относительная, так как сравниваемые объекты, понятия, идеи отличаются индивидуальностью и единственностью, по этой причине их сравнение связано с особенностями восприятия объективной реальности сравнивающим субъектом.
Большинство лингвистов признаёт то, что в основу сравнительной семантики положены глубокие психологические основания. Е. Т. Черкасова в своих исследованиях указывает на психологическую основу сравнения, называя сравнение собственно психологической категорией, имеющей свое формальное выражение в единицах языка [31, с. 226].
В истории изучения вопроса сравнения в научном знании этой проблемой занимались разные науки: психология и психолингвистика как дисциплина, возникшая на стыке лингвистики и психологии, изучают ментальные основы сравнения, когнитивную его сущность.
Родоначальник отечественной психолингвистики А. А. Потебня выдвинул в качестве концептуального для психологии и лингвистики понятие «ассоциация», основанное на том, что «разнородные восприятия, данные одновременно или одно за другим, не разрушают их взаимной независимости, подобно двум химически родственным телам, образующим третье, и, оставаясь самими собой, составляются в одно». Понятие «ассоциация» является важным для описания характеристик сравнения, так как через него отражается двумерная структура сравнения, то есть объект и субъект сравнения, расчленение сравнительной структуры и относительная независимость ее членов.
Психология всегда определяла сравнение одной из важнейших мыслительных операций, характеризуя её как элементарный процесс, начинаемый, как правило, со знания. Таким образом, психологическая сущность сравнения заключается в том, что это психическая операция, которая основана на установлении сходств и различий между объектами [8, с. 59].
Р.М. Фрумкина видит в способности сравнивать благо, которым индивид наделён от природы, ведь отсутствие возможности сравнивать, по мнению лингвиста, представляет угрозу для функционирования любого организма [29, с. 45]. Ведь именно сравнение имеет важное значение для результативности процесса осмысления и распознавания объектов реальности, для процессов категоризации и речевого производства. Р. М. Фрумкина описывает алгоритм сравнивая, указывая, что понимание любой информации, получаемой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Абросимова Е.А., Стрекнев М.А. Об одном "нестандартном" классе компаративных конструкций // Вопросы романо-германского языкознания. - Саратов, 1997. - Вып. 12. – С. 54-68
2) Абсаматов С.Б. Структурно-семантические особенности синтаксических единиц со значением сравнения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Волгоград, 1997. – 34 с.
3) Биренбаум Я.Г. Грамматическая сочетаемость сравнительных степеней // Лексико-грамматическая сочетаемость в английском языке: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: М.В. Буковская (отв. ред.) и др.; Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск, 1987. – С.23-43
4) Вежбицкая 1990 – Вежбицкая А. Сравнение – градация – метафора // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. – 341 с.
5) Ваганов, А.В. Имплицитность в сфере выражения предмета сравнения / А.В. Ваганов // Речь. Деятельность. Текст: межвузовский сборник научных трудов. Таганрог, 2004. - С. 32—35
6) Ваганов, А.В. Сравнения в художественных произведениях М.А. Шолохова: дис…канд. филол. наук / А.В. Ваганов. — Ростов-на-Дону, 1992. -189 с.
7) Воротников Ю.Л. Более лучше, более веселее: о грамматическом статусе аналитических форм сравнительной степени // Рус. речь. - 1999. - № 1. – С.44-51
8) Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
9) Девятова 2008 – Девятова Н.М. О сравнении образном, логическом, отождествительном // Преподаватель. ХХI век. – 2008. - № 4. – С. 45-56
10) Крылова Мария Николаевна. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И. А. Бунина и С. А. Есенина: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Ростов-на-Дону, 2003.- 213 с.
11) Лебедева Л.А. Постоянные сравнения русского языка. – Краснодар: КГП, 1975. – 289 с.
12) Жаркова У.А. Синтаксис сравнения. Логико-лингвистический подход: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Перм. гос. ун-т .- Пермь, 2004. – 28 с.
13) Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. – 281 с.
14) Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – М.: Наука,1984. – 348 с.
15) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1991. – 944 с.
16) Меденцева Н. П. Морфологически выраженные сравнения и их стилистические функции в идиолекте Анны Ахматовой // Молодой ученый. — 2014. — №19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/78/13583/ (дата обращения: 25.04.2019).
17) Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Методика разграничения форм сравнительной степени на -ее, -е, -те прилагательных, наречий и категории состояния // Молодой ученый. — 2014. — №8. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/67/11306/ (дата обращения: 24.04.2019).
18) Мещеряков В.П. Фигуры речи. Тропы. // Основы литературоведения. / Под общ. ред. В.П.Мещерякова. Глава IX. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/raznourovnevye-sredstva-vyrazheniya-sravneniya-ikh-funktsii-v-yazyke-poezii-i-prozy-i-bunina (дата обращения: 23.04.2019)
19) Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение,1987. — 256 с.
20) Панова Г.И., Горшкова С.И. О типах объектов сравнения действия в наречно-компаративных высказываниях в русском языке // Вестн. Хакас. гос. ун-та. Сер.: Языкознание. - Абакан, 2001. – С.12-19
21) Современный русский язык: Синтаксис: учебное пособие. / Е.М. Галкина- Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Наука, 2009 – 350 с.
22) Современный русский язык: Лексикология. Фонетика. Морфология: учебное пособие. / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1957. – 290 с.
23) Современный русский язык. Морфология. Учеб. пособие для студ. фак. русской словесности / Сост. Т.В. Кузнецова. -Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 224 с.
24) Современный русский язык. Морфология: курс лекций / под ред. В. В. Виноградова. - М.: Наука, 1972. – 310 с.
25) Туранский И.И. Компаративные фразеологические единицы и сравнительные обороты в разговорной речи // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Горький, 1987. – С.23-28
26) Ушакова Е. М. Лингвистический аспект в изучении сравнений. // Язык и текст в пространстве культуры. С.- Петербург — Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 25-32
27) Философский словарь: энциклопедия философских терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/
28) Философский словарь. / Под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/ (дата обращения: 23.04.2019).
29) Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебник / Р.М. Фрумкина. – Москва : Академия, 2001. – 320 с.
30) Шведова Н.Ю. Русская грамматика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/22865834/?* (дата обращения: 23.04.2019).
31) Черкасова Е.Т. О союзном и несоюзном употреблении слов типа будто, точно, словно и т. п. в сравнительных конструкциях // Памяти академика В. В. Виноградова / Отв. ред. В. Г. Костомаров. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - С. 225-229
32) Черемисина М.И. Сравнения-фразеологизмы русского разговорного языка // Русский язык за рубежом. – 1967. - № 2. – С. 67-71
33) Черемисина М.И. Сравнительные конструкции русского языка. - М.: КомКнига, 2006. – 186 с.