Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы предопределена происходящими в стране изменениями, как в области конституционного строительства. После всех разнонаправленных опробованных вариантов управления государством правительство взяло курс на становление развитого гражданского общества и правового государства с демократической формой правления, что ознаменовало собой новую страницу истории российского государства, а для его граждан – возможность процветания и комфортного существования в правовом обществе.
Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила возможность осуществления местного самоуправления гражданами непосредственно в области вопросов, которые касаются интересов на местах. В то же время, решение проблем, возникающих в ходе становления местного самоуправления и развития муниципального управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований требует их глубокой научно-методической проработки, в связи с этим необходимо наличие научно-методического обеспечения местного самоуправления и муниципального управления.
Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в границах соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Цель курсовой работы – исследовать основные этапы развития российской Конституции.
Задачи:
1. Проследить исторический ход становления и развития конституционного строя в Советской России.
2. Исследовать процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
3. Проанализировать проблемы Конституционного строительства в России и пути его дальнейшего развития.
Объект исследования – этапы развития Конституции России.
Предмет исследования – Российская Федерация.
Методологическую базу составили правовые акты в области конституционного и муниципального строительства, а также специальная литература по теме исследования.
Научная значимость заключается в систематизации этапов развития российской Конституции.
Практическая значимость состоит в изучении проблем конституционного строительства в России и путей его развития.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. История развития Конституции в Советской России
Сам термин «конституция» несет свое начало со времен Римской империи. В те времена Конституциями именовались указы римских императоров. Позже, в средневековье конституциями звались различные привилегии феодалов. В настоящее время наличие конституции является неотъемлемым атрибутом каждого правового государства. Конституция характеризует господство права внутри государства, отказ от анархии и произвола, и одновременно гарантирует права и свободы подвластных конституции гражданам своей страны.
Общепринято, что Конституция для любого государства является высшим правовым актом, который обладает верховенством в иерархии законов и обладает влиянием на всей территории государства . Конституция регламентирует не только общественные отношения в рамках «власти и подчинения», но и декларирует права и обязанности человека и гражданина перед лицом его государства и перед его согражданами.
Все вышесказанное не обошло стороной и историю эволюционного развития России, где к концу XIX века начинают преобладать либерально настроенные течения, которые в свою очередь постепенно вытесняют устои самодержавия в Царской России.
Первые конституционные проекты разрабатываются в России еще до государственного переворота и Великой Октябрьской революции 1917 года. Так, в 1809 году графом М.М. Сперанским был предложен так называемый Н.Н. Новосильев также предложил прототип Конституции Царской России под названием «Государственная уставная грамота Российской империи». Данные прообразы Конституций содержали базовые положения об отмене крепостного права и даровании каждому равных прав и свобод на территории всего российского государства . Более того, М.И. Сперанский сформулировал определение Конституции, согласно которому это был «государственный закон, декларирующий первоначальные права и отношения во всех классах государственных между собою» .
В 1861 году при правлении Александра II был также сформулирован проект конституции, но принять ее было не суждено из-за покушения на Александра II, за которым последовала череда неблагоприятных последствий.
Серьезно к реформированию монархической формы правления России в конституционную обратились в 1905 году, когда Манифестом от 6 августа был учрежден первый в истории России русский парламент с совещательными функциями – Государственная Дума, а также была учреждена избирательная форма назначения российских подданных. Немного позднее, 17 октября 1905 года Государственная Дума была наделена и законодательными функциями. Тогда же были утверждены и гражданские права – неприкосновенность, свобода слова, избирательное право. Но все же принять саму Конституцию в Царской России не удалось из-за случившегося государственного переворота и последующей смены государственной власти и самого государственного направления в области политики. По причине резкой смены вектора правления внутри страны были запрещены к использованию любые царские законы и документы. Поэтому первая Конституция нового государства содержала в себе совершенно иные положения .
Первая Конституция нового государства – РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года и являлась базовым законом для перехода государства от капиталистической формы правления к социалистическому. Данная Конституция утверждала диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти было провозглашено всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах. Данную конституцию следует выделить еще и потому, что именно в ней была заложена основа федеративной направленности дальнейших преобразований России. В конституции говорилось, что Советы областей имели право объединяться в автономные областные союзы, которые в свою очередь являлись индивидуальными субъектами РСФСР, то есть субъектами федерации .
Дальнейшее развитие Российского государства характеризуется принятием Конституции в 1922 году в связи с образованием Союза ССР, при этом само конституционное развитие России и союзных с нею Республик на данный период истории приостанавливает действие самостоятельности субъектов.
Последующие Конституции СССР от 1924 года и Конституция РСФСР от 11 мая 1925 года характеризуются оттепелью в области политической и экономической обстановках страны, знаменуют собой окончание гражданской войны и прочным образованием СССР. Конституция 1925 года официально утвердила федеративное устройство России. Так, в статье 2 Конституции РСФСР от 1925 года установлено, что «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов» .
Дальнейшее развитие Российского государства происходит в связи с принятием Конституции СССР 1936 года, и данная конституция знаменовала собой завершение строительства основ социалистического государства. Конституция закрепляет возможность добровольных объединений республик с иными равноправными республиками, находящимися в составе СССР, а также суверенный характер прав РСФСР за пределами союзной компетенции. Недостаток данной Конституции был в том, что она носила формально-декларативный характер и не смогла обеспечить должную защиту граждан от массового беззакония и внесудебных разбирательств с последующим самосудом .
На смену вышеуказанной Конституции приходит очередная Конституция от 12 апреля 1978 года, которая явилась пересмотром положений Конституции 1977 года. Данная Конституция характеризовалась идеализированностью своих положений и открыто указывала на несостоятельность концепции построения развитого социализма и всенародного социалистического государства. Все содержание Конституции было пропитано духом научного коммунизма, который в свою очередь провозглашал однородность всех социальных слоев населения и закреплял новую идеологию общества – советского народа. В соответствии с положениями данной Конституции не допускалось наличие частной собственности, а вся политика государства была направлена на жесткую централизацию абсолютно всех сфер хозяйства. Не смотря на подобные идеалистические устои Конституции, все же ее положения, а также усилия по формированию внутри государства смогли господствовать в стране довольно продолжительное время – вплоть до 1993 года, что говорит о продолжительной направленности политики государственной власти .
В целом, подводя итог параграфу можно заключить, что Российское государство преодолело довольно большой временной период – с 1918 года по 1993 года, во время которого было принято и переработано большое количество Конституций, которые кардинально меняли свое содержание, прежде чем молодое государство осознало свое истинное выгодное устройство, а законодатель смог воплотить положения, не ущемляющие ни права граждан, ни государства в единый верховный правовой акт – Конституцию 1993 года.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // Известия ВЦИК. - № 151. - 19 июля 1918 года.
3. Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - № 150. – 7 июля 1923 года.
4. Конституция СССР 1936 года принята VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. – № 283. - 6 декабря 1936 года.
5. Конституция СССР 1977 года. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1977. - № 41. - ст. 617.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - № 27. - 07.02.2014.
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. № 1, ст. 1.
8. Авакьян С. Конституционное право. М.: Норма, 2014. С. 864.
9. Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России. // Журнал российского права. № 10, 2011. С. 23-27.
10. Колесников Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2016. С. 462.
11. Комкова Г. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2016. С. 420.
12. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2017. С. 592.
13. Маликов М. Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: mmalikov.ru/spkprf/
Razdel_3_2.html. Дата обращения: 29.04.2019.
14. Ознос Э. Век амбиций. Богатство, истина и вера в новом Китае. М.: АСТ, 2015. С. 544.
15. Ромашов Р. История Конституции России. СПб.: СПбГУП, 2015.С. 624.
16. Стабильность и динамичность Конституции Российской Федерации 1993 года // Образование и наука в третьем тысячелетии: сборник научных трудов / под ред. В.И. Степанова. Вып. 5. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 99-107.
17. Стрекозов В.Г. Конституционное право. М.: Юрайт, 2016. С. 320.
18. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции. М.: Норма, 2017. С. 324.
19. Хаггер Н. Соединенные Штаты Америки. Тайна Рождения. М.: Никола-Пресс, 2012. С. 368.
20. Шахрай В. Конституция 1993 года как план будущего для России. М.: Олма Медиа, 2015. С. 284.