Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нормы права регулируют все правоотношения в Российской Федерации. Нормы права образуют отрасли права в зависимости от предмета и метода регулирования. Так, в правовой системе выделяют конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.
Административное право является одной из самых обширных отраслей и включает регулирование многообразных сторон жизни общества в сфере организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Следовательно, предметом отрасли являются административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения включают и управленческий процесс и административно-процессуальную деятельность, что обуславливает черты материальных и процессуальных административно-правовых норм.
Принципиально важно то, что главным участником административно-правовых отношений и административного права в целом является гражданин. При неправомерных действиях органов власти и должностных лиц административные нормы должны предоставлять гражданину широкий выбор возможностей для защиты нарушенных прав и свобод.
Также анализ административных правоотношений приводит к выводу о тесной связи данных правоотношений с иными правоотношениями, например, с конституционными, которые признаются авторами наиболее близкими. В обоих типах правоотношений публичный интерес становится объектом. Безусловно, их объединяет и связь с действиями любой ветви власти.
Что, как не связь с конституционным правом и публичным интересом говорит о важности рассматриваемых правоотношений?
Ввиду вышесказанного, очевидно, что выбранная тема научной работы актуальна. Особенно она актуальна в нашем государстве по причине несовершенств административного регулирования, а также Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Объектом данной работы являются административно-правовые отношения. Виды и особенности административно-правовых отношений – предмет работы.
Цель курсовой работы – теоретическое познание понятия, сущности и видов административно-правовых отношений.
Следующие задачи ставятся для достижения поставленной цели:
- рассмотреть понятие, признаки и классификацию административных правоотношений;
- рассмотреть структуру административных правоотношений.
При написании работы использовались труды таких авторов, как Б.В. Россинский, П.И. Кононов, Л.Л. Попов, А.Н. Миронов и др.
При исследовании использовались различные методы, например, метод сравнения, дедуктивный метод, метод анализа и другие.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика административных правоотношений
1.1 Понятие, особенности административных правоотношений
Работу А.И. Елистратова «Основные начала административного права» от 1914 г. можно считать первым исследованием административных правоотношений. В 1925 г. им же была написана работа «Административное право РСФСР» .
Идеи А.И. Елистратова не могли не оказать влияния на учёных советского периода. Взаимоотношения между правящим и управляемым, не урегулированные правом, не являются правоотношениями, а являются властеотношениями, по мнению А.И. Елистратова. В структуре публичного правоотношения он выделял следующие элементы:
- правовые обязанности;
- субъективное право;
- субъект;
- объект .
Другой учёный, занимавшийся исследованием теории правоотношений – В.И. Кобалевский. Его идеи об административно-правовых отношениях в последствии получили своё развитие в работах С.С. Студеникина и Ю.М. Козлова, которые занимались данным вопросом в послевоенный советский период.
Следующие принципы теоретического направления, основу которого заложил В.И. Кобалевский, можно выделить в работах Ю.М. Козлова:
1. административные правоотношения складываются в сфере государственного управления, включающего следующие сферы:
- внутриаппаратной организационной деятельности;
- взаимодействия органов государственного управления;
- непосредственного управляющего воздействия на материальные объекты государственного управления;
- взаимодействия органов государственного управления с негосударственными организациями;
- взаимодействия государственных органов с гражданами.
2. Объект действия – поведение людей, то есть непосредственных участников управляемых процессов.
3. Участие государственного органа или иного носителя властных полномочий обязательно.
4. Инициатива возникновения административных правоотношений может быть у любой стороны – участника данных правоотношений, при этом, согласие второй стороны не всегда обязательно.
5. Административным правоотношениям присущ особый порядок разрешения споров.
6. В последствии нарушения норм административного права виновная сторона отвечает перед государством в виде его органа .
Особо стоит обратить внимание на труды В.Д. Сорокина. Им были выделены административно-процессуальные отношения и их особенности:
- возникновение в сфере государственного управления;
- процессуальность .
Другая значительная теория административных правоотношений советского периода – это теория административно-деликтных правоотношений. Л.В. Коваль называет главным признаком данных правоотношений – их сложный структурный состав.
Публичное правоотношение – конкретное общественное отношение, урегулированное нормами права, имеющее в качестве обязательного признака участие субъекта, наделённого государственно-властные, муниципальные или иные политические полномочия, и выраженное в субъективных правах, свободах и обязанностях, отражающих общественный интерес.
Исходя из данного определения публичных правоотношений, определим понятие административных правоотношений.
Административные правоотношения – это конкретные общественные отношения, урегулированные нормами административного права, имеющие в качестве обязательного признака участие субъекта, наделённого государственно-властными управленческими полномочиями, и выраженные в субъективных публичных управленческих правах и обязанностях .
Первый и определяющий признак административных правоотношений – их публичный характер.
Критерии, разграничивающие публичную и частную сферу, имеют долгую историю обсуждения.
Классическим принципом деления права на публичное и частное является римский принцип, который можно вывести из ст. 1 Титула I Книги первой Дигестов или пандектов Юстиниана. Отечественное право ставит в зависимость от такого деления процессуальные особенности разрешения соответствующих споров в суде. Но некоторые авторы отмечают деление правоотношений на публичные и частные, как непрактичное. Они отмечают, что данное деление носит, скорее, доктринальный характер.
С.В. Дорохин в своей работе «Деление права на публичное и частное; конституционно-правовой аспект» исследует сложившиеся концепции деления права на публичное и частное. Среди них он выделяет:
- материальные теории (теория интересов, теория деления на основании деления регулируемых отношений на имущественные и неимущественные);
- формальные теории (теория инициативы защиты, теория различия положения субъекта в правоотношении, теория разделения права по характеру обязательности предписаний).
Вторым обязательным признаком административных правоотношений можно назвать субъектный критерий, то есть наличие обязательного субъекта. Обязательным субъектом будет являться организация или лицо, наделённые государственно-властными полномочиями.
Следующий признак административных правоотношений – это специфическая сфера возникновения и развития административных правоотношений.
Традиционно государственное управление, как вид деятельности, связывается в отечественной юридической науке с исполнительной ветвью власти. При данном подходе часть общественных отношений публичного характера, которую нельзя отнести ни к одному из видов государственной деятельности, кроме как к государственному управлению, остаётся обособленной. Речь здесь идёт о соответствующей внутриаппаратной деятельности. То же самое можно сказать о деятельности органов местного самоуправления, реализующих отдельные государственные полномочия управленческого характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Административное право Российской Федерации // под ред. А.В. Мелехина. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.
2. Административное право : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Зубач [и др.] ; под общ. ред. А. В. Зубача. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 530 с.
3. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.
4. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
5. Валяев Ю.К. Разрешительные правоотношения и их субъекты // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 139 – 146.
6. Волков А.М. К вопросу о субъектах административного права // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. № 1. С. 176 – 185.
7. Волков А.М. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2015.
8. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2016. № 6. С. 130 – 132.
9. Круглов В.А. Методы правового регулирования норм об административных правонарушениях // Вестник экономической безопасности. 2008. № 4. С. 60 – 65.
10. Ломанова Н.П. Особенности взаимодействия граждан (их объединений) с субъектами публичной власти в сфере административного законодательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 2. С. 126 – 129.
11. Лупарев Е.Б. Проблема связи объекта и предмета в административных правоотношениях // Ленинградский юридический журнал. 2013. С. 162 – 174.
12. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ. 2004.
13. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 456 с.
14. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография (отв.ред. академик РАН, д.ю.н., проф. Т.Я.Хабриева, д.ю.н., проф. Ю.А.Тихомиров; 7-е изд. доп. и перераб.). М.: «ИД Юриспруденция». 2015. - 544 с.
15. Осинцев Д.В. К вопросу об административных правоотношениях: традиция и современный взгляд // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 2 – 8.
16. Российский Б.В., Стахов А.И., Запольский С.В., Гришковец А.А., Пучкова М.В., Ломакина В.Ф., Чиркин В.Е., Казанцев Н.М., Гафарова Г.Р., Михеева И.В., Пиликин Г.Г., Пономарев Ю.А., Самолысов П.В., Ковалева Н.В., Филь М.М., Алексеева П.Л. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: монография (под общей редакцией профессора, заслуженного юриста РФ С.В. Запольского). «Прометей». 2017.
17. Стахов А. И. Административное право: учебник и практикум для СПО // А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. Москва: Издательство Юрайт. 2018. 302 с.