Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегического развития, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.
Разработка стратегии – это круг планирования экономического развития предприятия.
Учитывая сложность комплексной системы стратегического управления, ее внедрение должно происходить поэтапно, что также должно быть отражено в структуре и последовательности применения инструмента.
Целью исследование является разработка стратегии развития предприятия на основе применения методов, способов и приемов стратегического планирования.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
уточнить экономическую сущность и понятие стратегии в контексте устойчивого развития промышленного предприятия;
выявить особенности и факторы, оказывающие влияние на формирование стратегии развития строительного предприятия с точки зрения устойчивого развития;
анализ внутренней и внешней среды предприятия; определение критических точек;
уточнение ориентиров (видения, миссии, целей);
выработка вариантов развития предприятия. Выбор наиболее предпочтительного варианта;
оформление выбора в виде рекомендаций по стратегии развития.
Объектом исследования выступает строительное предприятие ООО «Риф».
Предметом исследования выступает стратегия предприятия как элемент эффективного управления предприятием, нацеленная на его устойчивое развитие.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области финансового менеджмента, посвященные проблемам выработки стратегии и управления развитием промышленного предприятия, научно-методические рекомендации в области экономики предприятия и устойчивого развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Стратегия развития
Наличие стратегии развития предприятия является на сегодняшний день одним из важнейших факторов его нормального существования. При этом нельзя ограничиваться только общими фразами, любая стратегия требует кропотливого анализа основных факторов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на развитие компании. Она представляет собой результат совместной работы всех служб предприятия, при этом в ней должны четко прослеживаться основные структурные уровни компании. Основные виды стратегий развития На сегодняшний день, в зависимости от того или иного основания, выделяют различные виды стратегий развития предприятия. Например, согласно основным структурным уровням компании, выделяют такие виды стратегий, как главную, в которой цели ставятся перед всем предприятием как единым целым, функциональную, которая носит обеспечивающий характер и ставит задачи перед отдельными подразделениями, а также стратегии отдельных рабочих групп и небольших коллективов. Помимо этого, в последнее время достаточно часто в отдельный вид стали выделять стратегии, затрагивающие отдельные единицы предприятия. Все дело в том, что во многих крупных корпорациях существуют вполне самостоятельные подразделения, которые обеспечивают на своем уровне полный цикл производства какой-либо продукции или услуги. [23]
Основные виды стратегий по основному типу развития компании – это стратегии роста, стабилизации и защиты. Первая группа особенно подходит для молодых, недавно созданных компаний, деятельность которых направлена на активное освоение новых рынков, увеличение объемов капитализации, значительное увеличение инвестиционной составляющей. В этой группе выделяют такие виды, как стратегии суперроста, динамичного роста, скачкообразного развития, умеренного и медленного роста. В последнем случае речь может идти о постепенном замедлении развития, что вполне отвечает теории об экономических циклах.
Основные виды стратегий стабилизаций предполагают, что компания уже достигла максимума по важнейшим экономическим показателям, и теперь ее основной задачей становится закрепление на достигнутых рубежах. Здесь очень важный нюанс – каким образом предприятие будет переходить с экстенсивных на интенсивные пути развития, насколько мощными окажутся ее внутренние резервы, насколько адекватно поведет себя руководство и менеджмент. Основные функции стратегии сокращения Стратегии сокращения становятся актуальными в периоды экономических кризисов, а также при серьезных структурных изменениях внутри компании. Здесь от разработчиков планов развития требуется найти единственно верные решения, чтобы в максимально короткие сроки провести реорганизацию производства, сведя к минимуму возможные потери. Наиболее часто применяемые виды стратегий в этом случае – это концентрация, диверсификация, интеграция и реинжиниринг. В последнем случае производится полный отказ от старого профиля предприятия, так как его продукция или услуги на рынке оказываются невостребованными. При этом практически полностью меняется не только внутреннее содержание компании, но и ее внешний облик. [25]
1.2. Система стратегического развития
Система стратегического управления – это подсистема управления
предприятием, нацеленная на поддержание, усиление и поиск новых источников конкурентных преимуществ с целью максимизации стоимости предприятия в долгосрочном периоде путем эффективной организации процессов мониторинга окружающей среды, формулирования, транслирования и эффективной реализации стратегий предприятия с точки зрения использования ресурсов.
Задачами системы стратегического управления могут являться:
анализ внешней и внутренней сред предприятия
формулирование долгосрочных целей предприятия, исходя из проведенного анализа и требований акционеров и других заинтересованных групп (государственных органов, сотрудников и т.п.)
разработка путей достижения этих целей, т.е. формулирования стратегий предприятия [22]
операционализация этих стратегий — перевод стратегических целей в конкретные задачи на уровнях исполнения
обеспечение реализации стратегий через периодический мониторинг исполнения и достижение поддержки и мотивации на реализацию инициатив сверху и снизу
рациональное распределение ресурсов для реализации стратегии путем внедрения эффективных методов управления, применения адаптированных на стратегию организационных моделей и содействие внедрению в корпоративную культуру необходимых для реализации стратегии поведенческих паттернов.
В целом система стратегического управления должна обеспечивать:
определение требований, поддержку и координацию процесса мониторинга экосистемы предприятия (внутренние и внешние аспекты функционирования) на предмет возникновения возможностей и угроз
инициирование и координацию процесса формирования и обновления стратегий, регулярность и преемственность этого процесса
полноту и качественное содержание стратегий через применение необходимых методов анализа и синтеза стратегий
каскадирование стратегий по уровням управления для обеспечения необходимой степени детализации целей и задач и поддержки инициатив снизу
синхронизацию бизнес-стратегий и стратегий смежных подразделений между собой (согласование, координация и ранжирование инициатив)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 51 от 30 ноября 1994 г. - Часть первая (ред. от 30 декабря 2004 г.).
3. Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 14 от 26 января 1996 г. - Часть вторая (ред. от 02 февраля 2006 г.).
4. Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 146 от 26 ноября 2001 г. - Часть третья (ред. от 03 июня 2006 г.).
5. Налоговый кодекс РФ: ФЗ № 146 от 31 июня 1998 г. - Часть первая (ред. от 02 февраля 2006 г.).
6. Налоговый кодекс РФ: ФЗ № 117 от 05 августа 2000 г. - Часть вторая (ред. от 03 июня 2006 г.).
7. Закон «О защите конкуренции, на рынке финансовых услуг»: ФЗ № 117 от 23 июня 1999 г. (ред. от 30 декабря 2001 г.).
8. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: ФЗ № 14 от 08 февраля 1998 г. (ред. от 29 декабря 2004 г.).
9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года под №184-ФЗ «О техническом регулировании»
10. ГОСТ Р. 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
11. ГОСТ Р. 54869-2011
12. ГОСТ Р.54869-2011«Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами»
13. ГОСТ Р.54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
14. ГОСТ Р.54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
15. Международный стандарт по управлению проектами ISO 21500:2015
16. Международный стандарт ISO 10006. 2изд. - 2003
17. Руководство PMBOOK – 5 изд.: Project Management Institute, Inc. - 2013.
18. СНиГТ 3.01.01-85
Учебники и учебные пособия
19. Воропаев В.И. «Управление проектами в России». Монография. Москва: Аланс, 225 стр.
20. Заренков В.А.. Управление проектами – 2-е изд.: М, СПб: АСВ, 2010
21. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
22. Мазур И. И. и Шапиро В. Д.. — 6-е изд., стер. — М.: Омега Л - 2010.
23. Бочаров В. В. Современный финансовый менеджмент / В.B. Бочаров. - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.
24. Деева А. И. Инвестиции: учебное пособие / А. И. Деева. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 320 с.
25. Сергеев И.В. Экономика предприятия, - Москва: “Финансы и стати-стика”, - 2006.-275 с.
26. Уолкер Энтони. Управление проектами. М.: - 2002. С.289