Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ФГОС второго поколения содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, в частности приводит описание портрета выпускника, определяемого потребностями семьи, общества и государства. Инновационный характер ФГОС определяется разделением требований к результатам обучения на метапредметные, предметные и личностные, тогда как ранее предъявлялись требования только к предметным результатам обучения.
Однако, четко выработанного единого подхода к проблеме формирования метапредметных результатов нет.
В современном обществе к развитию личности младшего школьника выдвигаются новые требования. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет главную цель процесса образования, развивать личность каждого ребенка, путём формирования у него знаний, умений и навыков. Итак, начальное образование в первую очередь формирует у учащихся навыки самообразования и самовоспитания, которые заключаются в достижении учащимися метапредметных результатов.
Перед современной школой стоит задача сформировать систему образовательных результатов, а именно метапредметных (универсальных учебных действий), которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», которые способствуют освоению обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Естественно, что в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель, и его способность к успешной организации как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Он управляет процессом обучения и воспитания в образовательном учреждении. Поэтому современному педагогу необходимо быть подготовленным как в теоретическом, так и практическом аспекте организации учебного процесса, нацеленного на формирование метапредметных результатов, оперируя различными формами организации внеурочной деятельности.
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение и формирование метапредметных результатов учащихся на уроках математики в начальной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть понятие «метапредметность» в современном образовании;
Проанализировать метапредметный подход в формировании УУД у младших школьников;
Изучить примеры заданий, направленных на формироание метапредметных УУД учащихся на уроках математики;
Провести исследование уровня сформированности метапредметных результатов младших школьников;
Разработать модель формирования метапредметных умений младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс формирования метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования: условия реализации модели формирования метапредметных умений младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования основывается на следующем предположении: процесс формирования метапредметных умений младших школьников в условиях обучения математике будет эффективным, если будет спроектирована и теоретически обоснована модель формирования метапредметных умений младших школьников в условиях обучения математике.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Метапредметные результаты обучения: сущность, роль и значение в образовании
1.1. Понятие «метапредметность» в современном образовании
«Мета… (от греч. metá — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр)» . В результате гносеологического анализа можно утверждать, что приставка «мета-» дает более высокую в познавательном плане точку зрения. В истории развития педагогики термин метапредметность упоминается давно, первым упоминанием можно считать труды Аристотеля, которые позже его последователями будут названы «Метафизикой», то есть буквально как «следующая за физическими (книгами) часть». В данном контексте понятие метафизика может указывать на то, что лежит за пределами физических явлений. Такой смысл термина метафизика, где ключевую роль сыграла приставка «мета» и остался в сознании общества. В дальнейшем от этого слова образовался целый ряд новых терминов: метатеория, метанаука, метаязык и т.д. Для того, чтобы «… решить проблему разобщенности научных дисциплин в школе, предполагается использование метапредметного подхода в образовании .
А.В.Хуторской в одном из своих докладов отметил, что еще 1918 году процесс образования был разделен на две ступени, на которых детям, уходя от предметности, посредством бесед и диспутов давалась целостная картина мира . Но педагогическое сообщество подвергло резкой критике данную концепцию преподавания. Следующий этап развития идей метапредметности пришелся на 80–90-е годы, в это время берет начало современный научно-исследовательский подход в образовании. На данном современном этапе представляют идею метапредметности в образовании А.В. Хуторской , Ю.В. Громыко , А.Г. Асмолов .
Ю.В.Громыко разработал, обосновал и апробировал учебные метапредметы: «Проблема», «Знак», «Знание». Он сделал попытку обучать детей таким знаниям в виде отдельных предметов, которые фундаментом заложены во всех предметных областях.
А.В. Хуторской предпринимает попытки найти метапредметное содержание в существующей системе образования и реализовать принцип метапредметности в рамках существующих традиционных предметах.
В новом ФГОС метапредметные результаты обучения закреплены в качестве обязательных и стоят в одном ряду с предметными и личностными результатами обучения .
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Метапредметы − это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это − учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Метапредметы − это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причём всех детей, без всякого исключения .
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же − производит формирование определённого блока способностей . Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Как сделать так, чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни.
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги. Необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, XXI веке. Поэтому, хотелось бы разобраться, в чем суть и содержание метапредметного подхода в образовании, так как по словам директора Института опережающих исследований имени Шифферса, доктора психологических наук Громыко Ю.В.: « Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний» .
Тем не менее, не смотря на то, что достаточно долго изучается проблема метапредметного подхода в обучении, однозначного определения понятия метапредметность ни в педагогике, ни в других науках нет. Нет также единого трактования понятий метапредмет и метапредметные умения.
В трактовании А.В.Хуторского метапредметность представляет собой выход за границы изучаемого предмета, а не уход от предмета совсем, т.е. метапредмет в данном случае, это то что находится за одним предметом или за несколькими предметами, неразрывно связано с ними, является одной из основ предмета. Ученый противопоставляет метапредметность общеучебной деятельности. За основу метапредметности Ю.В.Громыко в своей научной школе берет деятельность, не относящуюся к конкретным учебным предметам, а обеспечивающую в рамках любого предмета процесс обучения . О.М. Корчажкина рассматривает метапредметность, как такую образовательную форму обучения, которая использует мыследеятельностный тип обучения и базируется на учебных предметах традиционного типа .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личнсоти ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. – М.: Генезис, 2010. – 232 с.
2. Алеев, Е.М., Зубанов, В.П., Свинаренко, В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога / Е.М. Алеев // Психология, социология и педагогика. – М.:Международный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №3 (54). – С.13-20.
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
6. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. Учреждений высш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; - Москва: Издательский центр «Академия», 2015.
7. Бескоровайнова, Л.С. Методика современного открытого урока математике / Л.С. Бескоровайнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 412 с.
8. Библер, В.С. На гранях логики / В.С. Библер – М., 2007. – 148 с.
9. Богдан, С.М., Титова, Е.Т. Реализация концепции развития математического образования / С.М. Богдан // Методист. – М.: Методист, 2016. - №2 – С. 7 – 12.
10. Богданова, В.В., Разагатова, Н.А., Ушакова, О.Б. Комплексные диагностические работы для 3 класса / В.В. Богданова – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015. – 68 с.
11. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации / С.В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.
12. Гиренок, Ф.И. Аутография языка и познания / Ф.И. Гиренок – М.: МГИУ, 2010. - 247 с.
13. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. – М.: Юрайт, 2016. – 374 с.
14. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. −URL: http://www.ug.ru/archive/36681
15. Громыко, Ю.В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Ю.В. Громыко - М.: Пушкинский институт, 2001. - 288 с.
16. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Спб.: Питер, 2006. – 251 с.
17. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / К.Ю. Колесина - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - 35 с.
18. Колмычек, Т.Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий / Т.Н. Колмычек // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43.
19. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. – М., 2016. - № 2. – С.17-25
20. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь / С.А. Кузнецов. – Спб.: Норит, 2000. – 1536 с.
21. Кузнецова, М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя/М.И.Кузнецова. – М.:Вентана – Граф,2014. – 432с.
22. Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. – 2013. - № 5. – С. 59-63.
23. Мещерякова, Л.М., Шалашова, М.М., Оржековский, П.А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий / Л.М. Мещерякова // Химия в школе. – 2013. - № 1. – С. 9-12.
24. Митрофанов, И.В. Универсальные учебные действия и учебно-проектная деятельность // География и экология в школе XXI века. – 2013. - № 5. – С. 47-52.
25. Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиасистемы [Текст]/ А. В.Осин // Интернетпорталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып. 4. - М.: Просвещение. - 2007. - С. 5-12.
26. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (ред. от 31.05.2011).
27. Проект Профессиональный стандарт педагога (Распоряжение Правительства РФ № 2204-р от 29 ноября 2012 г.).
28. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды / А.В. Брушнинский. – М., 2006
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение. – 2011
31. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
32. Хуторской, А.В. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта: как с ним работать / А.В. Хуторской // Сельская школа. - 2013. - №4. - С.71-87
33. Цветкова, М. С. Информационная среда начальной школы как часть современной информационной культуры [Электронный ресурс] / М.С. Цветкова // http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008 02 12.html.