Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация власти в Российской Федерации является одним их основных направлений осуществления эффективной государственной политики в области социально-экономического развития России. Федеративное государственное устройство Российской Федерации на законодательном уровне предполагает разделение управленческих функций и властных полномочий между федеральными и региональными структурами государства (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти», что говорит не только о выделении определенной самостоятельности регионального уровня власти, но и ее ответственности за результаты управленческой деятельности в субъектах РФ.
Такая ответственность государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации свидетельствует об огромном значении регионального правления для обеспечения общей эффективности государственного управления в России.
Россия имеет огромную территорию и сложный национальный состав населения, из чего складывается разнообразие особенностей развития её отдельных регионов, что в свою очередь обуславливает необходимость грамотного учета данных особенностей в процессе управления на регионарном уровне. Обеспечение такого управления является возможным только на уровне субъектов РФ. Поэтому в обязанность субъектов РФ входит формирование собственной системы органов государственной власти, которое осуществляется в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что при создании данной системы и ее нормативном закреплении субъекты РФ должны опираться конституционные нормы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие организацию органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Целью курсовой работы является анализ организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления, а также специфики отдельных субъектов РФ.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать принципы организации деятельности органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
– проанализировать взаимодействие органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации и местного самоуправления и субъектов РФ по реализации совместных предметов ведения;
– охарактеризовать основные направления и формы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
– рассмотреть специфику организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления отдельных субъектов РФ.
Методологическую основу работы составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены такие методы, как историко-правовой и сравнительно-правовой; сравнительный; нормативный и формально-логический; правового моделирования; статистический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления
1.1. Принципы организации деятельности органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления
Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации представляет собой одно из ключевых направлений осуществления эффективной государственной политики в сфере социально-экономического развития всего государства. Регулирование основ деятельности органов государственной власти субъекта осуществляется на следующих уровнях. Первый – конституционный, устанавливающий постоянство системы путем установления основополагающих принципов организации органов государственной власти региона в Конституции России. Следующим уровнем правового установления общих принципов организации органов государственной власти субъекта являются положения федерального законодательства.
Такая возможность предоставляется Конституцией России , в которой в ст. 77 (ч. 1) закреплена необходимость принятия федерального закона, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Как самостоятельный правовой институт система органов государственной власти устанавливается субъектами России на основании принципов конституционного строя РФ и общими принципами, закрепленными федеральным законодательством.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплена система органов государственной власти субъекта России (ст. 2) и принципы осуществления ими деятельности (ст. 1). На основании указанного закона в систему органов государственной власти субъекта России входят: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России, высший исполнительный орган государственной власти субъекта России, иные органы государственной власти субъекта РФ, создаваемые на основе положений конституции (устава) субъекта России.
Государственные органы всех ветвей власти наделяются самостоятельными функциями и определенными полномочиями. Ни какой из них не имеет права принять себе функции другого, но и действовать обособленно они также не могут, только во взаимодействии друг с другом.
Характер и содержание правового регулирования той или иной сферы всегда определяют соответствующие исходные идеи и принципы. Являясь концептуальными правовыми основами функционирования государственно-правовых и иных институтов, они могут быть напрямую не закреплены в нормативных положениях, но проистекать из их смысла. При этом понимание и учет принципов, на которых строится деятельность субъектов правоотношений, крайне важны, так как позволяют соблюсти не только букву закона, но и его дух.
Отношения представительства в субъектах России урегулированы рядом актов, в большинстве своем регионального уровня: указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц субъектов России; постановления высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; уставы, конституции и законы субъектов России; договоры, регламенты и положения межпарламентских ассоциаций. Отдельные аспекты раскрыты и в федеральном законодательстве. Однако в этих документах отсутствуют нормы, четко закрепляющие принципы, в соответствии с которыми представители органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации должны осуществлять свою деятельность. Вместе с тем определение и реализация принципов в работе данных представителей, несомненно, будут способствовать решению проблем существующего фрагментарного регулирования отношений представительства на региональном и муниципальном уровнях, противоречия директив органов исполнительной власти и должностных лиц, отсутствия единых правил имплементации и единой терминологической основы. В этой связи имеется настоятельная потребность в выявлении, характеристике, классификации и нормативном закреплении принципов функционирования представителей органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации .
Следуя традиционной системе классификации принципов организации и деятельности властных субъектов в юридической науке, позволим предложить аналогичным образом разделить принципы функционирования представителей органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов России на две группы: общие принципы (определяют общие требования к работе представителя как субъекта конституционно-правовых отношений) и организационные принципы (определяют требования к работе представителя как к лицу, входящему в иерархию государственно-властных отношений). К первой группе могут быть отнесены принципы законности, объективности, конкретности, эффективности и экономичности. Ко второй группе – принципы подотчетности, независимости, открытости, подотчетности и ответственности, сочетания единоначалия и коллегиальности, непосредственности деятельности.
Большинство принципов, прямо либо в том или ином контексте, подробно рассматривались Конституционным Судом России и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республикой Татарстан: договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. // Рос. газета. 1994. 17 февр.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
4. Бестаева Т.Ш. К вопросу о структуре исполнительной власти в субъектах РФ // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 94-96.
5. Бондарева А.В. Понятие и структура органов государственной власти субъектов России // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 60-63.
6. Власова И.Э., Лаптева Ю.И. Взаимодействие исполнительной и законодательной власти в регионе: проблемы и реформы // Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых материалы 2-ой студенческой научно-практической конференции. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». 2017. С. 26-30.
7. Забайкалов А.П., Дёшин А.А. Конституционно-процессуальная ответственность как разновидность процессуальной ответственности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 3. С. 19-23.
8. Калянова Ю.Г. Полномочия органов государственной власти субъекта российской федерации в сфере правового регулирования местного самоуправления // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 63-70.
9. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
10. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РГУП, 2018. 300 с.
11. Кравцова Е.А. Система органов исполнительной власти субъектов РФ и обеспечение их деятельности вспомогательными органами // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1 (23). С. 73-79.
12. Летаева Е. А. Особенности деятельности органов государственной власти в Тюменской области как сложноустроенного субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2896–2900.
13. Музыченко П.Б., Кучер И.С. Построение системы органов исполнительной власти субъектов РФ // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 142-145.
14. Черкасов К.В., Осипов Д.А. Принципы организации и деятельности представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 213-218.
15. Шауро И.Г. Цели государства и его геополитическое назначение // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 5. С. 8-10.