Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что пассажирские перевозки имеют особое социально-экономическое значение в жизни общества и его граждан, а также являются одним из важнейших видов деятельности транспорта. Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта, которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. Пассажирские перевозки морским и речным транспортом совершаются в большей мере для отдыха и экскурсий.
В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция снижения пассажиропотока на всех видах пассажирского транспорта, к этому привело общее снижение транспортной подвижности населения, повышение тарифов, усилившаяся конкуренция между различными видами транспорта, а также снижение спроса на пассажирские перевозки.
В современных условиях при резком падении качества жизни для большинства населения страны время, затрачиваемое пассажирами на поездки, считается потерянным временем для работы и отдыха, особенно при поездках с недостаточным уровнем удобств и комфорта.
Существенное влияние для населения имеет и сокращение времени поездок на отдых. Сокращение времени поездки в комфортных условиях, с удобным временем отправления и прибытия пассажирских поездов, позволит увеличить время отдыха, что влечет за собой сохранение и восстановление физического и интеллектуального потенциала. Социальную эффективность мероприятий по повышению уровня удобств и комфорта при перевозке пассажиров, влияющую на рост производительности труда и сохранения здоровья людей, можно определять на основе экспертных (рейтинговых, балльных) оценок, проводимых социологическими организациями.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации выпуска АТС на линию на примере ОП ООО «Тульская ТК»
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть организации пассажирских перевозок в ОП ООО «Тульская ТК».;
провести анализ маршрутов движения автобусов в ОП ООО «Тульская ТК».;
разработать оптимальный маршрут движения автобусов в ОП ООО «Тульская ТК».;
провести расчет эффективности оптимизации маршрута.
Объект исследования – ОП ООО «Тульская ТК».
Предмет исследования – организация пассажирских перевозок.
Научной основой для выполнения работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области рассмотрения проблематики организации пассажирских перевозок.
Методы исследования. В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный.
Информационная база. Теоретические источники исследования представлены, прежде всего, трудами классических представителей основных течений мировой экономической мысли; информационная база отражает научные публикации современных российских и зарубежных экономистов, статистические данные, статьи и научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, институтов, вузов и издательств России (а также стран Западной Европы) по вопросам развития предпринимательства.
Глава 1. Анализ деятельности транспортной компании
1.1. Организационно - правовая и технико–экономическая характеристика предприятия ОП ООО «Тульская ТК»
Сфера деятельности ОП ООО «Тульская ТК» деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, что также является основным видом деятельности.
Парк машин состоит из 12 автобусов.
Приоритетными направлениями его деятельности являются:
– наиболее полное удовлетворение потребностей пассажиров;
– открытие новых пунктов продажи билетов и претворение в жизнь новых современных форм и способов обслуживания пассажиров;
– реализация мероприятий, направленных на приведение объектов автовокзала в соответствие с требованиями транспортной безопасности;
– привлечение новых перевозчиков, заинтересованных в организации новых маршрутов.
Организационная структура ОП ООО «Тульская ТК» является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (рис.1). Директору подчиняются руководители отделов, которым в свою очередь подчиняются служащие и рабочий персонал.
Отдел логистики разрабатывает маршруты, разрабатывает проекты по оптимизации логистических затрат.
Диспетчеры взаимодействуют с водителями и организуют процесс перевозки, приемок заявок, контроль за их выполнением.
Медицинский работник проводит контроль за состоянием водителей перед началом смены.
Главный бухгалтер отслеживает финансовые потоки предприятия, ведет работу с контролирующими органами.
Рисунок 1 -Управленческая структура ОП ООО «Тульская ТК»
Используя данные бухгалтерской отчетности ОП ООО «Тульская ТК» за 2017 – 2018 гг. проанализируем основные финансово–экономические показатели деятельности предприятия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ основных показателей производственно – хозяйственной деятельности ОП ООО «Тульская ТК» за 2017 – 2018 гг.
Рисунок 2 - Динамика основных показателей производственно – хозяйственной деятельности ОП ООО «Тульская ТК» за 2017 – 2018 гг.
Согласно данным таблицы 1 и рис. 2. в период 2017 – 2018 гг. объем реализации услуг ОП ООО «Тульская ТК» увеличился с 10212 тыс. руб. до 16237 тыс. руб., т.е. почти на 60 %, что произошло за счет роста цен на билеты. Себестоимость в 2017 г. составила 6883 тыс. руб., а в 2018 г. она увеличилась в 2,2 раза, это было вызвано тем, что в результате расширения деятельности предприятия, повышение цен на топливо и комплектующие, техническое обслуживание подвижного состава, произошел рост цен на билеты. Следует отметить, что темпы роста себестоимости услуг превышают темпы реализации услуг – это отрицательная тенденция для ОП ООО «Тульская ТК» Конечным финансовым результатом деятельности ОП ООО «Тульская ТК» является чистая прибыль. В 2017 г. предприятие получило прибыль в размере 398 тыс. руб., в 2016 г. – 944 тыс. руб., в 2018 г. – 1502 тыс. руб.
1.2. Общая характеристика маршрутов движения автотранспорта в ОП ООО «Тульская ТК»
Транспортная инфраструктура – это живой организм, который отлажен и работает для эффективной жизнедеятельности города.
Автопарк комплектуются автобусами Mercedes, MAN, Neoplan, Volvo, МАЗ, ПАЗ, Yutong, Hyundai Aerotown и др.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров в ОП ООО «Тульская ТК» предоставляются следующие дополнительные услуги:
– прием и оформление заявок на групповые перевозки;
– выдача письменной справки о стоимости проезда, времени прибытия и отправления автобусов;
– осуществляется бронирование билетов по телефону;
– организована реализация проездных билетов через Интернет-сайт;
– для водительского экипажа автобусов, обслуживающего дальние рейсы, предоставляются комната отдыха и место для предрейсовой стоянки автобусов;
– введена агентская продажа билетов, позволяющая пассажиру приобретать проездные билеты на рейсы с любой автостанции области.
Большое внимание уделяется техническому состоянию подвижного состава и контролю за состоянием здоровья водителей.
На станциях технического обслуживания осуществляется в полном объеме технический контроль автобусов с дневным пробегом более 200 км.
Для повышения уровня информационного обслуживания пассажиров по вопросам организации перевозочного процесса в ОП ООО «Тульская ТК» создана страница в сети Интернет с описанием всего спектра предоставляемых услуг, с приложением расписания движения по всем обслуживаемым маршрутам, выпуском последних новостей и поддержкой интерактивного раздела сайта «Вопрос - Ответ». Введена в эксплуатацию новая автоматизированная система «Райс», произведена настройка продажи билетов через сеть Интернет.
По каждому пункту ОП ООО «Тульская ТК» разрабатываются ежемесячные финансовые планы, позволяющие увеличить выручку от проданных билетов и провоза багажа.
Для контроля за сбором выручки и соблюдением технологии работы автовокзала и структурных подразделений ОП ООО «Тульская ТК» создана контрольно-ревизионная группа, деятельность которой повлияла на положительную динамику финансово-экономической деятельности предприятия.
На исследуемом предприятии налажена системная работа со всеми диспетчерскими и эксплуатационными службами автопредприятий. Особенно это взаимодействие положительно сказывается во время увеличения пассажиропотока в предпраздничные и праздничные дни, что позволяет оперативно принимать решения по отдельным рейсам в кратчайшие сроки. Вышеприведенные и другие изменения в работе предприятия позволили повысить доходы перевозчиков, работающих на договорных условиях с ОП ООО «Тульская ТК».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские
перевозки. Номенклатура показателей качества». - М.: Госстандарт
России, 2016. – 254 с.
2. ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и опреде¬
ления». -М.: Госстандарт России, 2011. – 245 с.
3. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 380 с.
4. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 2018. – № 25. – С. 15-25.
5. Белозеров В. Л. Маркетинг пассажирских перевозок/В. Л. Бе-лозеров. - СПб.: Петерб. гос. ун-т путей сообщ., 2018. - 119 с.
6. Березка М. П. Система «Экспресс-3»: новые технологии обслу¬живания пассажиров и реформа пассажирского комплекса / М. П. Берез¬ка, И. В. Родин // Информационные технологии на железнодорожном транспорте. / под ред. В. В. Яковлева. - СПб., 2016. – 562 с.
7. Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном транспорте: учебник для техникумов/ М. С. Боровикова. - М.: Марш¬рут, 2011.- С. 174-217.
8. Верховых Г. В. Началось пассажирское лето /Г. В. Верховых // Железнодор. транспорт. - 2016. - Вып. 6. - С. 10-14.
9. Кочнев Ф. П. Пассажирские перевозки на железнодорож¬ном транспорте: Учебник для вузов/ Ф. П. Кочнев. - М.: Транспорт, 2018.-568 с.
10. Миротин Л., Игнатенко А., Марунич В. Логистический взгляд на пассажирские перевозки // Логистика. 2018. - №4. - С. 31-33.
11. Маркетинговые исследования рынка пассажирских перевозок. Шишков А. Д., Аверкин В. А., Белозеров В. Л. // Железнодорожный транспорт - 2018. -№3 -с. 10-14.
12. Ожог С.В. О проблемах моделирования социально-экономических процессов // Информационные технологии в естественных науках, экономике и образовании: Труды Междунар. научн. конф. 16-21 апреля 2016. Саратов-Энгельс: ПКИ, 2016. - С. 258-259.
13. Парахина В.Н. Методологические основы и методы муниципального управления развитием пассажирского транспорта города / Автореферат дисс. доктора экономических наук. СПб., 2018. - 38 с.
14. Саболин В. А. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта. - М.: О - во знания РСФСР. Научно - методический совет отделения по пропаганде НТП и передового опыта на транспорте и с связи, 2016. - 39 с.
15. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Дело и сервис, 2016. – 245 с.
16. Транспортные пассажирские тарифы / кол. авт. В.А. Персианов, М.С. Федоров, А.Г. Липатов, Т.П. Чашина, Е.А. Сысоева; ред. В.А. Персианов. – М.: Альтаир-МГАВТ, 2017. – 183 с.
17. Транспортные пассажирские тарифы / Под ред. В.А. Персианова М.: Альтаир-МГАВТ. 2012. - 85с.
18. Трегубов В.Н. Прогнозирование базовых показателей в логистической системе перевозки пассажиров / В.Н. Трегубов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2016. № 1 (22). С. 191-196.
19. Три подхода имитационного моделирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xjtek.ru/anylogic/approaches.
20. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. – СПб.: Инвест-НП, 2018. – 232 с.
21. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – 503 с. 175. Федеральная служба государственной статистики. – http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/wholesale/
22. Фоменко А. В. Концептуальные подходы к формированию комплекса потоковых процессов в интегрированных логистических системах / А. В. Фоменко. – Саратов: СГТУ, 2017. – 235 с.
23. Хаирова С.М. Логистический сервис / С.М. Хаирова. – Омск, 2013. – 177 с.
24. Хаирова С.М. Логистический сервис в глобальной экономике / С.М. Хаирова. – М.: МЕЛАП, 2017. – 200 с. 182.
25. Ханк Д.Э. Бизнес-прогнозирование / Д.Э. Ханк, Д.У. Уичерн, А.Дж. Райте: пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2013. – 656 с.
26. Характеристика транспортной отрасли России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //ar2013.rzd.ru/ru/performance-overview/marketoverview/russia-transport
27. Хэндфилд Р.Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности / Р.Б. Хэндфилд, Э.Л. Николс мл. − М.: Вильямс, 2013. − 416 с. − С. 250.
28. Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2017. № 17.- С. 33.
29. Шеховцов Р.В. Долгосрочные тенденции и приоритеты развития логистических систем в России / Р.В. Шеховцов // Вестник Самарского государственного экономического университета * Экономика. – 2013. – № 8 (106). – С. 70-72.
30. Шеховцов Р.В. Сервисная логистика. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2013. – 240 с.
31. Шилова Т.А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия / Т.А. Шилова. Электронный доступ: http://www.rusnauka.com/SND/Economics/10_shilova.doc.htm.
32. Щербаков В.В. Современные системы хозяйственных связей и логистика / В.В. Щербаков, С.А. Уваров. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2017. – 84 с.
33. Hamel G., Prahaland C.K. Competing for me future. Boston. – Harvard Business School Press, 1994 195. Harrinson T. P., Lee H.L., Neale J.J. (Eds.). The Practice of Supply Chain Management Springer, 2016.
34. Makelainen E. Economic Value Added as a management tool. – Helsinki: Helsinki School of Economics and Business Administration, 2016.
35. Ould J. Controlling subsidiary companies: A guide to group management. Financial control. – Cambridge, 2016.
36. Supply Chain and Logistics. Terms and Glossary. – Council of Supply Chain Management Professionals, 2016.