Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Менеджер занимает ключевое место в системе управления организацией. Важность роли менеджера определяется тем, что он наделен полномочиями принимать решения и нести за это ответственность перед собственником имущества организации.
В современном мире чрезвычайно актуальными являются проблемы поиска путей активизации человеческого потенциала внутри организации: учет психологических особенностей персонала является одним из основополагающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации. Движущей силой протекания всех бизнес-процессов организации являются менеджеры. Успешная реализация менеджерами своих профессиональных функций предполагает выраженность у них соответствующих личностных качеств. Поэтому сегодня чрезвычайно важным и актуальным является исследование особенностей деятельности менеджера, его характера, личностных качеств, психологического портрета, чтобы во время обучения вузов развивать у будущих менеджеров организаций те качества личности, которые помогут им стать профессионалами своего дела (конкурентоспособными специалистами).
Объект исследования – типология современных менеджеров.
Предмет исследования – специфика деятельности современного менеджера.
Цель курсовой работы – проанализировать типологию современных менеджеров и специфику их деятельности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические особенности профессиональной деятельности современного менеджера.
2. Провести анализ типологий современных менеджеров.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
1.1 Роль менеджера в эффективности работы организации
Научные понятия «менеджмент», «руководство» и «управление» имеют достаточно неопределенный личностный характер. Эти термины одинаково используются в различных сферах, или существуют в определениях в экономических, психологических, педагогических и других отраслях [3, с. 7].
Именно менеджер, обладающий реальной властью - влияет на трудовой коллектив, а через него на результаты функционирования самого объекта управления. Он подбирает, расставляет и использует персонал по своему пониманию. Высокопрофессиональный менеджер окружает себя квалифицированными, знающими дело коллегами, а слабый – подчиненными, которые еще слабее его. И как результат - первый менеджер ведет организацию к процветанию, а второй со своим персоналом - к убыточности. Знающий свое дело менеджер четко формулирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям, предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения проблем в каждой конкретной ситуации 16, с. 206.
Среди ролей менеджеров всех уровней весомой является роль руководителя. Руководитель является наделенным необходимыми полномочиями для принятия решений, и несет всю ответственность за результаты работы коллектива. Он определяет подготовку управленческих решений, принимает, организует и контролирует их выполнение. Работа руководителя является не только ответственной и сложной в системе управления организацией, но и творческой [5, с. 64].
Менеджер влияет на любые дела и средства производства, средства, материалы, рабочих, как наиболее гибкий основной фактор производственно хозяйственной деятельности. Особенностями профессии являются: динамичность, интуиция, тип мышления, сумма знаний, организаторский талант, способность работать с людьми. Чем выше уровень подготовки менеджера, тем больше оснований иметь эффективное производство, предпринимательство. Наличие опытных менеджеров становится решающим фактором экономики [5, c. 67].
Успешный менеджер среднего уровня может стать руководителем высокого уровня, однако длительная работа на среднем уровне способствует привыкания к частичной ответственности. Тогда такой переход становится все более проблематичным. В экономически развитых странах карьера руководителя высшего уровня формируется в течение 10-15 лет.
В России, в условиях стремительного развития бизнеса, этот рост идет быстрее - в среднем 5 лет. Руководитель небольшого предприятия способен перейти на более низкую позицию в большую корпорацию. Менеджер, занимающий должность среднего уровня в корпорации, может пойти на руководящую должность крупного предприятия. Понижение на том же предприятии невозможно, так как для высшего руководства это - психологическая травма и конец карьеры 19, с. 46.
В таблице 1.1 представлена систематизация основных требований к руководителю.
Систематизация данных требований позволит специалистам по оценке социальных проектов и программ совершенствовать профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для успешной аналитической деятельности. Для оценки деятельности специалист должен иметь соответствующий уровень компетенции, то есть он должен иметь определенную систему профессиональных знаний, умений и навыков. Основой подготовленности к оценке программ и проектов составляют социальные науки: социология, экономика, политология, менеджмент 1, с. 35.
Таблица 1.1
Систематизация требований к профессионально-квалификационному уровню руководителя
Хорошо, если специалист имеет знания в области бухгалтерского учета и финансового аудита, которые он может использовать как инструмент для получения данных о расходах. К числу специальных умений и навыков в первую очередь следует отнести владение методами социологического исследования и математической статистики, пользование компьютером. Важны для управляющего такие психологические качества, как коммуникабельность, наблюдательность, критичность мышления, аналитические способности, развитая речь. Для эффективной организации оценки проектной деятельности необходимо знать структуру оценочной деятельности, ее основные компоненты, необходимые действия, профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации. Без соблюдения норм нравственности невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друга, не налагая на себя определенных ограничений. Действуя по правилам этикета, деловой человек производит лучшее впечатление на окружающих, прикладывайте к этому дополнительных усилий, сохраняя собственную добродетель 8, с. 17.
Без соблюдения норм нравственности невозможны политические, экономические, культурные отношения, потому что нельзя существовать не уважая друга, не налагая на себя определенных ограничений. Действуя по правилам этикета, деловой человек производит лучшее впечатление на окружающих, прикладывая к этому дополнительных усилий, сохраняя собственную добродетель 9, с. 84.
Таким образом, моральные и деловые качества персонала для менеджера является объектом профессиональной деятельности. Необходимо способствовать формированию у работников следующих качеств:
1. Профессионально-организационных (знания, навыки, умения, иметь роли, лидерство, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, толерантность, принципиальность, требовательность знания языков).
2. Психологических (способности, навыки, умения; эмоции; темперамент; характер; основные потребности; мотивы трудовой деятельности).
3. Моральных (честность, доброта, достоинство, уважение к другим, порядочность, гуманность, справедливость, выдержка).
Однако, важным критерием для эффективного руководства выступает и личность человека, которая проявляется в всей многогранности тех психических качеств, которые определяют его поведение по отношению к другим людям, к трудовому коллективу и общества в целом. Поведение менеджера является проявлением психических и психофизиологических процессов, которые происходят в его высшей нервной деятельности.
1.2 Профессиональные качества и их роль в деятельности менеджера на современном этапе
Личность – это набор характеристик, индивидуально влияющих на познание и поведение в различных ситуациях. Исследователи рассматривали черты личности по-разному. На сегодняшний день базовой считается пяти факторная модель личности, или модель «большой пятерки» Голдберга. Он отмечал, что Большая пятерка включает в себя открытость к опыту, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и нейротизм (эмоциональная стабильность). Некоторые профессии требуют конкретных черт личности, которые связаны с атрибутами должностных требований. Успешная карьера личности зависит от совместимости должности и наличия определенных черт, которых требует данная должность. Поэтому синергия определенных личностных качеств приводит к профессионализму человека в определенном виду деятельности [19, с. 95].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, И.Ю. Диагностика профессионально важных качеств / И.Ю. Алексеева, А.В. Батаршев, Е.В. Майорова. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 231 с.
2. Бабенко, О.А. Профессионально важные качества личности менеджера/ О.А. Бабенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi
/sbornik/ profklm.htm. (дата обращения: 05.04.2019).
3. Баталова, Т.В. Личностные детерминанты процесса профессионального становления менеджеров в вузе : автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. псих. наук: спец. 10.00.05 «Социальная психология»/Т.В. Баталова. – Москва: 2004. – 21 с.
4. Бачинская, Ю.П. Личные факторы успешной деятельности конкурентоспособного менеджера /Ю.П. Бачинская // Вестник КИБИТ. – 2008. – № 2. – С. 23-29.
5. Бизнес-планирование: учеб. пособие /В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина; Моск.гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. – 250 с.
6. Гуськов, Ю.В. Основы менеджмента: учебник/Ю.В. Гуськов – Москва: Инфра-М, 2016 – 264 с.
7. Емельянова, Л.А. Динамика социально-психологической готовности студентов-менеджеров к будущей профессиональной деятельности: авториф. дис. на соиск. ученой степени канд. псих. наук.: спец. 10.00.05 «Социальная психология»/Л.А. Емельянова. – Казань: 2000. – 30 с.
8. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учеб. пособие/
Л. А. Жигун. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
9. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум: учеб. пособ. / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 544 с.
10. Коун, Р. Дж. Стратегическое планирование высокого участия: когда реализуются люди и их идеи: Практическое пособие по менеджменту / Р. Дж. Коун. – Сиэтл: Изд-во Вашингтонского университета, 2012. – 232 с.
11. Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления /К.А. Меликян // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 11. – С. 34-38.
12. Орехов, С.А. Менеджмент предприятий (организаций): учебник./С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов, М.М. Романова – Москва :МНЭПУ, 2015 – 227 с.
13. Огородникова, Н. В. Саморазвитие руководителя как метод рефлексивного управления учебным заведением / Н. В. Огородникова // Управление школой. – 2010. – № 19 (283). – С. 81-84.
14. Рогозин, А. Р. Проблемы корпоративного менеджмента в России/ А.Р. Рогозин // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 205-208.
15. Рубахин, В.Ф., Филиппов А.В. Психологические аспекты управления. – Москва: Знание, 2003. – 314 с.
16. Сергеев, А. М. Теория менеджмента : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А. М. Сергеев, И. А. Иванова. — М. : Из-дательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
17. Силкин, А.А. Содержание термина «профессионально значимые качества личности» и технология определения этих качеств для отдельного специалиста /А.А. Силкин // Научные труды. Серия: Педагогика, психология и социология. Выпуск 9 (191) – Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2011. – 119 с.
18. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления /Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 242 с.
19. Швальбе, Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе – М.: АО «Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 2013. – 240 с.
20. Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие/А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. – 241 с.