Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные требования работодате-лей к будущему специалисту ориентированы, прежде всего, на развитие профессионально-личностных компетенций, позволяющих успешно усваи-вать знания и навыки, реализацию творческого подхода в рамках получа-емой специальности.
Профессиональное развитие будущего специалиста, его социальная востребованность, в первую очередь, зависят от умения проявлять инициа-тиву, решать нестандартные задачи, от способности к прогнозированию и планированию самостоятельных действий наряду с заинтересованностью в профессии, развитыми профессиональными мотивами и успехами в учеб-но-профессиональной среде. Стратегическим направлением вузовской подготовки является оптимизация системы управления образовательной программы учебного заведения на основании учета возможностей учебной деятельности студентов и эффективного построение образовательного про-странства, позволяющего раскрыть внутренние ресурсы студента по до-стижению успехов в учебной деятельности.
Поэтому задачей фундаментального образования выступает обеспе-чение оптимальных условий для воспитания гибкого и многостороннего научного мышления, различных способов восприятия действительности (О А. Воронина), создать внутреннюю потребность у студентов в саморазви-тии и самообразовании на протяжении учебного периода и всей жизни че-ловека.
В целом, для успешного обучения уже с первого курса, помимо ко-гнитивных способностей, повышается значимость таких качеств, как ответ-ственность, самостоятельность, организованность, самоотношение (что связано с возрастанием объема самостоятельной работы студентов), воз-растает роль мотивации. Особое значение приобретает определение фак-торов успешности учебной деятельности уже с первого курса, когда начи-нают формироваться профессиональные компетенции и уже на этом этапе образовательного пути молодой человек ищет свое место в профессии или области применения.
Тем не менее, в начале обучения образ специалиста, в нашем иссле-довании - психолога еще не полный, и именно процесс обучения в вузе способствует формированию более адекватных образов профессионала и самого себя в ней. Сложность отношения к специальности у студентов яв-ляется актуальной темой для изучения, поскольку идеальные представле-ния о специалисте существенно влияют на представление о себе в профес-сии, на становление профессионального самосознания.
Цель исследования: выявить особенности отношения студентов - психологов первого курса к специальности.
Объект исследования: профессиональная идентичность студентов.
Предмет исследования: особенности отношения студентов - психо-логов первого курса к специальности.
Гипотеза исследования: предполагается, что образ специалиста в сознании студентов - первокурсников факультета психологии достаточно осознанный комплексный, но еще противоречивый.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме профессиональной идентичности студентов-психологов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенно-стей отношениея студентов-психологов первого курса к специальности.
3. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по ис-следованию.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы, методы анализа данных, интерпретационные мето-ды.
Эмпирическая база исследования: психологический факультет. В исследовании приняли участие 24 студентов 1-го курса.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы профессиональной идентичности студентов
1.1. Характеристика профессиональной идентичности
Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессио-нального взаимодействия и на этом основании приобретает смысл само-уважения через выполнение этой деятельности [11].
Профессиональная идентичность обладает всеми основными каче-ствами социальной идентичности, связанными с самоопределением в про-фессиональной социальной группе, принятием группового членства, пози-тивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгруп-повой дискриминацией и т.д.
На сегодняшний день наиболее разработанной концепцией развития профессиональной идентичности являются работы Л. Б. Шнайдер, в кото-рых профессиональная идентичность определяется как не только осозна-ние своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оцен-ка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессио-нальные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессио-нальной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. пе-реживание своей профессиональной целостности и определённости [25].
В то же время основание для формирования и развития профессио-нальной идентичности вызывает неоднозначное понимание в современной науке. Так, в концепции профессиогенеза Е.П. Ермолаевой, развитие про-фессиональной идентичности предполагает активное включение в профес-сиональную деятельность, выступает как устойчивое согласование основ-ных элементов профессионального процесса [4], отрицая, тем самым, воз-можность развития профессиональной идентичности в процессе професси-онального обучения.
В то же время, Н.Л. Иванова в своих работах делает акцент на том, что формирование профессиональной идентичности может осуществляться в процессе получения профессионального образования, поскольку данный процесс обеспечивает выявление существенных связей внутри и вне про-фессии, позволяет сформировать информационную основу профессио-нальной деятельности, предоставляет эталоны типичных профессиональ-ных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессио-нального поведения, пусть даже в большей степени на теоретическом уровне [6].
Многомерный подход к анализу профессиональной идентичности, путей и возможностей ее формирование и коррекции, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию специалиста в соответствии с типом профессиональной структуры, индивидуальными возможностями и соци-альными запросами в полной мере может быть реализован в процессе обучения в вузе при получении студентами высшего профессионального образования [9].
Внешними детерминантами формирования профессиональной иден-тичности в современных условиях можно считать информационную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального образования, требованиях профессии к че-ловеку и т.д.
Внутренними детерминантами процесса формирования у студентов профессиональной идентичности являются индивидуально-психологические свойства личности, особенности психических процессов, опыт, умения и навыки, стиль деятельности, направленность личности, ми-ровоззрение, положительное отношение к себе как субъекту конкретной профессиональной деятельности и др.
На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль, в то время как осно-вой дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты, что может и должно быть сформиро-вано в процессе получения профессионального образования в вузе.
Студенчество – это часть крупного демографического образования – молодежи, которая обладает такими идентификационными характеристи-ками, как возраст, переходность социального статуса, относительная само-стоятельность. Важной характеристикой студенчества как группы является тот факт, что в будущем современные студенты пополнят трудовой состав населения, станут активным участниками социально-экономических отно-шений [20].
Профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни человека, начиная с этапа получения им профессионального обра-зования и складывается из профессиональной самоидентичности, форми-рование которой в период студенчества является наиболее активным, по-скольку представляет собой характеристику будущего специалиста, кото-рый не только обладает необходимыми знаниям и навыками, но и стремит-ся к выполнению профессиональной деятельности. Этот факт позволяет выделять период получения высшего образования как наиболее значимый для формирования профессиональной идентичности.
Специфика обучения на бакалавриате как на первой ступени совре-менного высшего образования такова, что студентам не даются глубокие теоретические знания: содержание многих дисциплин унифицируется, а основной упор делается на предоставление им прикладного материала, ко-торый они могут применять на практике в профессиональной деятельно-сти. К примеру, специалист в области психологии может работать не толь-ко психологом, но и маркетологом, и консультантом. Однако возможна ситуация, когда молодой специалист не сможет устроиться на работу по полученной специальности, по причине отсутствия прикладных, узкоспе-циализированных навыков и не совсем понятной квалификации, которая обозначена в дипломе [23].
Учебный план специалитета, в свою очередь, предполагал более глу-бокое и подробное изучение профильных дисциплин, большее время на прохождение практики, четкие критерии оценивания результатов. От того, насколько квалифицированным является специалист, насколько он любит
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анисимов О.С. Феномен идентичности в становлении и воспроиз-водстве Я субъекта и социальных структур / О.С. Анисимов // Мир психологии. - №1. - 2012. - С.12-18.
2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Анцыферова, Л.И. . - М.: Наука, 2005. - 456 с.
3. Бережковская Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Е. Л. Бережковской. - Москва : Проспект, 2014. - 193 с.
4. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический жур-нал. – 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 51–59.
5. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: прак-тикоориентир. монография / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екате-ринбург: Издво Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2015. – 128 с.
6. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональ-ное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 148–156.
7. Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профес-сионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дисс... кан. пс. н.- Курск, 2009.- 185 с.
8. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенно-стей российских и американских студентов (по опроснику А. Эд-вардса)/ Вопросы психологии. 1995. №5. С. 108-115.
9. Кручинина Н. Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов в процессе обучения / Н. Ю. Кручинина // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 135- 138.
10. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессио-нального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Ще-гуров // Вопросы психологии. – 2013. - №2. – С. 51-59.
11. Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональ-ной идентичности / Т. Ю. Мищенко // Кризис идентичности и про-блемы становления гражданского общества в России. – Ярославль, 2008. – С. 168–176.
12. Немов P.C. Психологическое консультирование / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2010.-527 с.
13. Никифоров Г. С. Психология профессионального здоровья / Г. С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2015. - 480 с.
14. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бака-лавриата: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Озерина. - Вол-гоград, 2012. - 21с.
15. Панова Н. В. Причины снижения уровня личностно-профессионального развития на разных этапах жизненного пути / Н. В. Панова // Ученые записки. – 2015. - №1. – С. 68-73
16. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионально-го становления человека / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2012. – 160 с.
17. Психология профессиональной деятельности / Под ред. В. Н. Дру-жинина. - М.: ИНФА-М, 2013. – 437 с.
18. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персо-налом. – М., 2003. – 285с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо-бие: В 2-кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
20. Руднева Е. Н. Возможности воспитательного процесса ВУЗа для формирования профессиональной идентичности студентов / Е. Н. Руднева, В. В. Костянов // Вестник Самарского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 110–115.
21. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2001. – 288с.: ил.
22. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебнопрофесси-ональной деятельности / В. Г. Маралов и др.; под ред. В. Г. Мара-лова ; ГОУ ВПО "Вятский гос. гуманитарный ун-т", ГОУ ВПО "Че-реповецкий гос. ун-т". - Москва : Мир : Проект, 2011. - 189 с.
23. Теняева О. В., Тоболевич О. А. Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования // Социоло-гия. Педагогика. Психология. - 2018. - Том 4 (70). - № 4. - С. 107–115.
24. Тертычная В. В. Актуализация интеллектуально-личностных харак-теристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в про-цессе вузовской подготовки : диссертация ... кандидата психологи-ческих наук : 19.00.13 / В. В. Тертычная; Казан. (Приволж.) федер. ун-т. - Казань, 2012. - 206 с.
25. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. … д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. – М., 2001. – С. 103.