Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс в литературе развивается постоянно. Время изменяется– мышление людей меняется. Появляются новые произведения в литературе, в коих это мышление отражается. Новые произведения готовят почву с новым мышлением для новых стилей появления, а новые стили, в свою очередь, появление новых жанров предвосхищают. Этот процесс проходит в течение длительного времени, создавая и формируя литературу. Однако противоречие в том заключается, что без оглядки назад не будет стремления вперед. Новые произведения в литературе, какими бы они ни были бы оригинальными, основаны на произведениях классических. Выходит, что в развитии процесса литературного опыт играет важную роль. Опыт человека и взгляды требуют новые формы выражения. Так появилась литература нон-фикшн. Нон-фикшн литература – это своеобразный союз художественности и документальности, в котором документальность занимает правящую позицию. Причем документальность ведет себя довольно агрессивно в отношении к художественности, не оставляя последней шанса проявить себя в полном объеме. Однако именно такой союз позволяет литературе нон-фикшн быть в последнее время одной из самых читаемых. «Интеллектуальная литература настоящий бум переживает: из десятка книг, в Москве продающихся, семь – нон-фикшн». Интересным является тот факт, что больше всего увлекаются школьники подобной литературой, особенно звено старшее и среднее. Привлекает детей в произведениях нон-фикшн ориентированность и документальность на читателя современного. Современный читатель, школьник в особенности, уставший от литературы классической, «в современную окунается с головой», порой в ее качестве не разбираясь. Задача учителя – научить ребенка читать и выбирать качественную современную литературу, что невозможно без изучения произведений классических. Так, чтобы разобраться в одном из интересных жанров литературы нон-фикшн– травелоге, нужно обратиться к путешествиям литературным, путевым хождениям, заметкам.
Цель – разработать методику освоения школьниками жанра травелога на уроках развития речи и внеклассного чтения.
Задачи:
1) Исследовать работы по эстетике, истории литературы, литературоведению, методике и педагогике обучения литературы, посвященные изучаемой проблеме.
2) Раскрыть в документальной прозе особенности соотношения вымысла художественного и фактов достоверных.
3) Определить место и роль книги И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада» во внеклассном чтении школьников.
4) Выявить эффективные приемы изучения произведений в жанре травелога в школе.
5) Проверить экспериментально эффективность предлагаемых методических рекомендаций.
Объект – уроки внеклассного чтения в школе.
Предмет – процесс освоения особенностей жанра травелога на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза: успешным будет освоение жанра травелога, если:
- понятие о жанре формировать на основе произведения, имеющего ярко выраженные особенности, оригинального по содержанию;
- в круге чтения подростка современного место литературы нон-фикшн учитывается;
- применяются разные методические приемы, формы уроков внеклассного чтения, которые определяются возрастом учащихся, кругом их чтения, контекстом изучения и интересом к произведениям литературы нон-фикшн. Для разрешения поставленных задач применялись различные методы исследования:
1. Теоретическое изучение и анализ литературоведческих, эстетических, методических, педагогических, психологических трудов по проблеме исследования.
2. Анализ Примерной программы по литературе, «золотых списков» книг для определения роли и места травелога в круге свободного чтения подростков.
3. Педагогическое наблюдение за проведением урока развития речи и урока внеклассного чтения.
4. Проверка эффективности разработанной методики изучения произведений жанра травелога (И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»).
Научная новизна – рабочее определение жанра травелога сформулировано, для учащихся адаптированное. Значимость теоретическая–эффективные приемы изучения произведений в жанре травелога в школе выявлены, методика освоения школьниками жанра травелога на уроках развития речи и внеклассного чтения обоснована. Значимость практическая– воспроизводимость модели уроков по жанру травелога и по другим жанрам нон-фикшн литературы.
1. Анализ учебных программ по литературе
В современных УМК и программах лежат разнообразные модели методической системы литературного развития школьников, различны степень действенности (активности, способности воздействовать) которых.
Мерой, являющейся по результатам проведенного изучения важнейшим индексом оценки степени действенности каждой модели методической системы развития школьников в литературе, заложенной в УМК и современных программах по литературе, возникло наличие частично или полностью представленных вариабельных моделей формирования структурных составляющих условий для правильного движения процесса развития школьников в литературе:
- вариабельная модель системы методической связи занятий по литературе внеклассных и классных;
- вариабельная модель системы методической пользования форм работы по литературе классной и внеклассной;
- вариабельная модель системы методической формирования у школьников умений читательских;
- вариабельная модель методической системы приемов и методов развития школьников в литературе;
- вариабельная модель преемственности у школьников этапов литературного развития;
- вариабельная модель системы методической школьного анализа литературного произведения;
- вариабельная модель системы методической на уроках литературы реализации меж предметных связей;
- вариабельная модель системы методической работ по литературе творческих, упражнений и заданий;
- вариабельная модель системы методической мер развития школьников в литературе;
- вариабельная модель системы методической методов изучения развития школьников в литературе;
- вариабельная модель системы методической реализации связи литературы с иными видами искусства;
- вариабельная модель методической системы реализации внедренных связей на уроках литературы;
- вариабельная модель методической системы реализации на уроках литературы внутрипредметных связей.
В данной работе не стояла цель анализа всех существующих утвержденные по литературе Министерством образования и науки РФ УМК и программ. Для анализа были привлечены программы и УМК по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана).
Вариабельная модель системы методической связи внеклассных и классных занятий по литературе в анализируемых УМК и программах по литературе (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана) представлена составителями - авторами выбором произведений для внеклассного и классного чтения в соответствии с возрастными интересами читательскими школьников и структурными принципами программ.
Вариабельная модель методической системы формирования читательских умений школьников последовательно от класса к классу в полом объеме раскрывается в УМК и программе по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. В других же программах и УМК по литературе мы находим перечень читательских умений лишь в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» (под ред. В.Я. Коровиной), «Требования к уровню подготовки учащихся IX класса», «Требования к уровню подготовки выпускников средней школы» (под ред. Г.И. Беленького). Основные читательские умения школьников только перечислены составителями - авторами программы в пояснительной записке под редакцией А.Г. Кутузова для 5–11 классов.
Следует отметить, что вариабельная модель системы формирования читательских умений школьников, представленная в программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана, видится оптимальной потому, что раскрывает большее соотношение со структурными составляющими процесса литературного развития школьников и условий для его успешного протекания.
Из всех представленных к анализу программ вариабельная модель методической системы приемов и методов развития школьников в литературе находит отчетливое отражение в программе под редакцией Маранцмана В.Г. По характеру описания методов и приемов формирования структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его протекания уступают ей программы другие, так как они ограничены назывными характеристиками - предложениями содержания приемов и методов формирования структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его протекания успешного в том или ином отделе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы
конца XVIII – первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. № 2.
С. 34-46.
2. Балакин А. Ю., Гродецкая А. Г., Гуськов С. Н., Калинина Н. В., Кийко Е. И.,
Орнатская Т. И., Савада К., Туниманов В. А. Примечания // И. А.
Гончаров. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах / Т. А.
Лапицкая, В. А. Туниманов. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 3. — С. 393—829.
3. Балла О. Нефотографизмы: преодоление травелога. [Электронный ресурс].
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.:
Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206.
5. Бондарева А. Литература скитаний // Октябрь. 2012. № 7. С. 165-169.
6. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – СПб.:
Паритет, 2006.
7. Бродский И. Стихотворения и поэмы [Электронный ресурс]URL:
http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt
8. Венгерова З. А. Рескин, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.,1890—1907.
9. Волков, С.Р., Е.С. Абелюк, Н.В. Беляева, Е.В. Бузина, Н.Р, Ванюшева, С.В.
Примерная общеобразовательная программа по литературе для 5-9
классов [Электронный ресурс]URL: https://edu.crowdexpert.ru
10.Волков С. Как полюбить литературу по школьной программе
[Электронный ресурс]URL: http://echo.msk.ru/programs/assembly/46225
11.Гальцова Е.Д. Беглые взгляды (Новое прочтение русских травелогов
первой трети ХХ века) [Электронный ресурс]URL:
https://lit.wikireading.ru/46581
12.Гончаров И. А. «Фрегат «Паллада» [Электронный ресурс]URL:
http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0082.shtml
13.Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. СПб.: Наука.
14.Глазунова, А.А. Письменные работы по литературе [Текст]: (Из опыта) -
Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1961
15.Кистерев С. Н. Афанасий Никитин и его "Хожение" на Руси // Хожение за
три моря Афанасия Никитина. Тверь, 2003. С. 9-40.
16. Ковалёва Н. И. Литературные путешествия как жанр в русской
литературе XVIII века // Проблемы литературных жанров: мат-лы науч.
конф. Томск, 1975. С. 26-28.
17.Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат. 1967 – 383 с.
18.Краснощёкова Е. А. Гончаров: Мир творчества. - СПб.: Пушкинский
фонд, 1997.
19.Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975
20.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003
21.Леонтьев А. А. Место психологии в современной науке о чтении:
Проблемы социологии и психологии чтения. - М.,1975.
22. Мамуркина О. В. Травелог в русской литературной традиции: стратегия
текстопорождения // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27). Ч. 2. С. 110-113.
23. Михайлов В. А. Эволюция жанра литературного путешествия в
произведениях писателей XVIII-XIX веков. Волгоград, 1999. 199 c.
24. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и
культура. 2014. № 3.
25.Михельсон В. А. «Путешествие» в русской литературе. Ростов н/Д: Изд-во
РГУ, 1974. 108 с.
26.Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Русская культура в зеркале путешествий:
монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т. – 2013. – 176 с.
27.Николаенко О.Н. К вопросу о становлении жанра травелога в литературе
XVI–XVII вв. субъективное начало в «статейных списках» Д.Лихачева //
Вестник Томского гос. ун-а. – 2014. – № 379. – С. 24-27.
28.Ничипоров И. Б. Образ «человека путешествующего» в творческом
восприятии И.А.Гончарова: «Фрегат «Паллада»» [Электронный
ресурс]URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37180.php
29.Орнатская Т. И. История создания «Фрегата „Паллада―» // И. А.
Гончаров. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах / Д. В.
Ознобишин. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. — С. 763
30.Печерская Т. И. Всероссийская научная конференция «Русский травелог
XVIII–XX века» (Новосибирск, 11–12 ноября 2014 г.) [Электронный
ресурс]URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/932/files/34.pdf