Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Федеральная служба судебных приставов России (ФССП) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет основные функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Судебные приставы повышают уровень исполнения судебных актов из года в год. Создаются новые положения о взысканиях в бесспорном порядке задолженности в пользу кредитных организаций на основании исполнительных актов нотариусов. Все это влияет на экономику страны в целом. Повышается качество принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Главным показателем деятельности органов ФССП является фактически взысканная сумма - это средства, фактически поступившие к взыскателю по результатам принудительного исполнения судебного акта.
Развитие экономики страны, особенно если речь идет о предпринимательской деятельности, процессах владения, распоряжения и пользования объектами, формирования новых экономико-правовых субъектов хозяйствования, приводит к росту исковых заявлений и взысканий за нарушения и несоблюдение законов. В связи с этим Федеральная служба судебных приставов, то есть служба по принудительному исполнению судебных решений, которые вступили в законную силу, играет огромную роль в экономике в целом, предоставляя гарантию обеспечения правовых норм и решений в суде.
Органы судебных приставов пополняют бюджет страны, за счет исполнительного сбора, пеней и штрафов за просроченные платежи и неуплату граждан и организаций. Они также в принудительном порядке взыскивают долги как в пользу государства, так и физических лиц; арестовывают счета, имущество; дают гарантию взыскателю по исполнению судебных решений.
Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования: «Социальное обеспечение работников федеральной службы судебных приставов».
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов занимались Н. Н. Бакурова, Ю. И. Власова, В.А. Гуреев, А.Ю. Демидов, О. А. Долгополов, Е.А. Маркелов и др.
Объект исследования - процесс организации социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов.
Предмет исследования – условия организации социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов в рамках российского законодательства.
Цель исследования – выявить порядок организации социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов.
Задачи исследования:
1) анализ юридической литературы по проблеме социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов;
2) изучение правового статуса судебных приставов;
3) раскрытие основных механизмов реализации социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации социального обеспечения работников федеральной службы судебных приставов.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести подпунктов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Федеральная служба судебных приставов в Российской Федерации
1.1 Правовой статус судебного пристава и пристава – исполнителя
Судебный пристав является самостоятельным субъектом отношений, возникающих в сфере исполнительного производства или в ходе обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также в ходе осуществления дознания в пределах, определенных законодательством.
Правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей субъекта, в отношении которого статус устанавливается. Судебный пристав для выполнения задач, которые на него возложены, обладает набором прав и обязанностей, объем которых определяется исходя из характера осуществляемой деятельности. Кроме того, в характеристику правового статуса входят нормы о необходимой квалификации, месте в системе должностных лиц и т.д .
Судебным приставом является должностное лицо, государственный гражданский служащий РФ, имеющий классный чин и на которого возложены задачи, которые предусмотрены Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» . Российская юридическая энциклопедия следующим образом определила статус судебного пристава: «это государственное должностное лицо, на которое возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством о судебных приставах». Исходя из данного определения, судебный пристав может как исполнять судебные решения, так и обеспечивать порядок в суде.
Статус судебного пристава-исполнителя закреплен на законодательном уровне, а его отличие от других государственных служащих заключается в том, что правовой статус должностных лиц службы судебных приставов урегулирован нормативно-правовыми актами, определяющими исполнительное производства (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КАС РФ и др.). Отдельные же аспекты статуса судебного пристава-исполнителя определяют акты Министерства юстиции РФ.
Судебный пристав-исполнитель по своему статусу является государственным служащим. Согласно ФЗ РФ от 23 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , существует три вида государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба и правоохранительная служба.
Д.В. Павин считает, что определение административно-правового статуса судебного пристава как в сфере собственно исполнительного производства, так и в системе органов государственной власти РФ является одной из ключевых организационных проблем деятельности ФССП России .
С точки зрения М. Гуреева, государственная гражданская служба судебного пристава-исполнителя представляет собой профессиональную служебную деятельность гражданина РФ на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя, которая призвана обеспечивать непосредственное осуществление полномочий ФССП РФ по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц .
Е.А. Маркелов административно-правовой статус судебного пристава определяет как выраженное в объективном праве посредством установления компетенции, законных интересов, гарантий, юридической ответственности его фактическое положение в обществе, которое обусловлено выполнением государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов .
Согласно ст. 3 ФЗ о судебных приставах судебным приставом может быть гражданин РФ, который достиг возраста 21 год и имеет среднее общее или среднее профессиональное образование (старший судебный пристав, его заместитель должны иметь высшее юридическое образование) и по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья способен исполнять возложенные на него обязанности . Данное положение законодательства, на наш взгляд, требует совершенствования, т.к. судебный пристав-исполнитель является представителем исполнительной власти, который применяет законодательство об исполнительном производстве, поэтому считаем необходимым установить требование о наличии обязательного юридического образования. Применение законодательства невозможно без освоения базовых основ юриспруденции, поэтому высказанное предложение позволит повысить квалификацию судебного пристава-исполнителя, в частности.
Стоит обратить внимание на то, что должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти. Таким образом, статус судебного пристава-исполнителя определяется не только ФЗ о судебных приставах и ФЗ об
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
2. Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4848.
4. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
5. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 41. Ст. 4254.
7. Приказ ФССП № 297 от 13.06.2017 (детально о служебном распорядке ФССП) // СПС «Консультант-Плюс».
8. Указ Президента РФ № 1532 от 19.11.2007 (ред. от 2017 г., определение стажа для назначения надбавки к окладу за выслугу лет, установление величины поощрений за безукоризненную службу, продолжительности доп. отдыха) // СПС «Консультант-Плюс».
9. Приказ ФССП РФ № 157 от 08.12.2006 (ред. от 2016 г., вопросы премирования, предоставлении матпомощи в особых случаях, назначения надбавок к окладу) // СПС «Консультант-Плюс».
10. Приказ ФССП № 177 от 06.03.2015 (о льготном проезде на ТС общего пользования) // СПС «Консультант-Плюс».
11. Приказ ФССП РФ № 251 от 30.07.2013 (редакция от 2017 г., о ведомственных наградах, предусмотренных для работников ФССП) // СПС «Консультант-Плюс».
12. Приказ Минюста РФ № 81от 04.04.2008 (оформление компенсационных выплат в случае причинения вреда здоровью при осуществлении профессиональной деятельности) // СПС «Консультант-Плюс».
13. Приказ Минюста России от 20.08.2015 № 203 «Об утверждении перечня должностей в Федеральной службе судебных приставов, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости» // СПС «Консультант-Плюс».
14. Бакурова Н. Н. О соблюдении прав граждан и организаций в деятельности судебных приставов-исполнителей // Администра¬тивное право. 2017. — № 7. — С. 22–26.
15. Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кута¬фина. 2018. –№ 1 (41). –С. 78-84.
16. Балынин И.В. Анализ макроэкономических показателей регионального развития субъектов Российской Федерации в 2017-2018 годах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2019. –№ 1.– С.124-127.
17. Власова Ю. И. Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации // Вестник исполнительного производства. 2016. –№ 3.– С. 107-111.
18. Гадиятова М.В. Проблемы оспаривания прокурором действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в ад¬министративном судопроизводстве // Теория и практика общественного развития. 2017.– № 11. – С.25-28.
19. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. – М.: Лекс-Книга, 2002. - 223 c.
20. Гуреев В.А. Совершенствование территориальной организации Федеральной службы судебных приста¬вов // Современное право. 2017. –№ 6.– С. 67-72.
21. Демидов А.Ю. Эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти // Стратегия развития экономики.2017.- № 15.– С.28-32.
22. Долгополов О. А. Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран // Вестник Нижегородского универси¬тета им. Н.И. Лобачевского. 2018. –№ 3. –С. 203-207.
23. Захаров В.В. Перспективы «приватизации» системы принудительного исполнения судебных решений в Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2017. –№ 4. –С. 25-28.
24. Маркелов Е.А. Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов // Практика исполнительного производства. 2016. –№ 1.– С. 52 – 54.
25. Матузов Н. И. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2016.–318с.
26. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие / Под ред. В.А. Гуреева. М.: Статут, 2017.– 318с.
27. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюллетень службы судебных приставов Мини¬стерства юстиции Российской Федерации. 2017. –№ 1. –С. 49-52.
28. Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2016.– № 4.– С. 18-21.
29. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник / Под ред.-М.: Юнити, 2015.–314с.
30. Поляков С.Б. Правоприменительная политика судебных приставов-исполнителей // Исполнительное право. 2017. –№ 3.– С. 33-36.
31. Попова О. В. Основные аспекты взаимодействия национального и международного права в сфере исполнения судебных решений (на при¬мере России и Великобритании // Государственная власть и местное са¬моуправление. 2016. — № 5. — С. 53–59.
32. Российская юридическая энциклопедия. М., 2010. Т. X. С. 249.
33. Рубцов А.Г. Зарубежный опыт подготовки кадров судебных приставов и возможность его использования в современ¬ной России // Юридический мир. 2016. –№ 7. –С. 73-75.
34. Сергиенко Н.С. Организация исполнения бюджета : учеб. пособие/Н.С. Сергиенко. –Калуга: Ваш домь, 2016. –322с.
35. Симонов А.А. Место Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // Юристъ-Правоведъ. 2017.– №1.– С. 111-115.
36. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: в 3 т. — М.: НОРМА, 2012. — Т. 2.
37. Ярков В.В. Исполнительное производство в государствах – членах Международного союза судебных исполнителей (отдельные тенденции) // Арбитражный и гражданский процесс. 2016.– № 8. –С. 32-37.