Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Клиническая психология - область медицинской психологии, изуча-ющая психические факторы происхождения и течения болезней, влияния болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В центре внимания клинической психологии (предмета) находится человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореа-лизации, связанными с состоянием его здоровья. Клиническая психология — это особый подход, метод в широком смысле, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, и не столько классифицировать и диагно-стировать, сколько понимать и помогать.
Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитатель-ных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами.
Эксперимент является одним из основных методов исследования в современной клинической психологии. Именно с появлением этого метода связывается этап выделения психологии в самостоятельную науку.
В данном исследовании будет рассмотрен близнецовый эксперимент в клинической психологии.
Цель исследования - изучить близнецовый эксперимент в клиниче-ской психологии.
Объект исследования: близнецовый эксперимент.
Предмет исследования: близнецовый эксперимент в клинической психологии.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез научной ли-тературы.
Становление близнецового метода
Феномен близнецовости во все времена привлекал внимание людей. История изучения данного явления берет свои истоки еще в античные вре-мена. Большую роль в изучении близнецовой ситуации развития сыграли труды К. Ф. Вольфа, развивавшего эпигенетический взгляд на эмбриогенез в своей “Теории развития” (1759) и его последователя в XIX веке К.М. Бэр (1861).
С конца 19 века явление близнецовости стали использовать для ис-следования определенных психофизиологических особенностей человека, так как в данном направлении он является одним из самых информатив-ных. Содержание близнецового метода основано на том, что монозигот-ные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (дву-яйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большое внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Сама идея близнецового метода была сформулирована Ф. Гальтоном в 1865 г., он интуитивно предугадал то, что стало научной истиной и серь-езным методом исследования лишь спустя несколько десятилетий. В 1876 опубликовал статью: История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания. Согласно статистике примерно 1% всех новорож-дённых являются близнецами. В статье автор сравнивает влияние наслед-ственности и воспитания на степень индивидуальных различий близнецов.
Метод близнецов в том виде, в каком его предложил Ф. Гальтон, имеет глубокие логические изъяны. Во-первых, то, что справедливо для таких свойств, как пол, цвет глаз, рост, вес и т. д., недопустимо распро-странять на все другие свойства человека. Поэтому, каким бы ни было сходство близнецов по уму, характеру и склонностям, одного этого со-вершенно недостаточно для вывода об огромной важности наследственно-сти. Вполне естественно, что живущие вместе люди часто приобретают по-хожие знания, привычки, способности, черты характера. Во-вторых, Ф. Гальтону не было известно различие между гомозиготными (однояйцовы-ми) и гетерозиготными (разнояйцовыми) близнецами [13].
Увлечение близнецами как объектом исследования было довольно характерным явлением в науке конца XIX - начала XX в., изучали их био-логию, патологию, происхождение и т.д. Близнецовые работы можно об-наружить у многих известных психологов того времени, например, Э. Торндайк исследовал 15 пар близнецов и их одиночнорожденных братьев и сестер по ряду тестов.
Финальная модификация близнецового метода связана с именем Г. Сименса. Он в 1924 г. заложил основы использования близнецового мето-да в генетике. Во-первых, он разработал надежный метод диагностики зи-готности, ведь не всегда легко определить, являются ли близнецы монози-готной или дизиготной парой. Во-вторых, Г. Сименс предложил исследо-вать не только монозиготных близнецов, но и использовать в качестве кон-троля дизиготные пары.
В 1928 году, обследовав среди заключенных 13 пар однояйцевых близнецов и 17 пар разнояйцевых, Дж. Ланге установил, что 10 пар одно-яйцевых близнецов имели партнеров преступников. В 30-е годы подобные исследования были проведены повторно и данные совпали. В общем более 70% пар однояйцевых близнецов преступники, а в случае с разнояйцевыми — лишь около 40 %.
Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А. Суханова, Т.И. Юдина, В.В. Буна-ка, Г.В. Соболевой и др. С.А.Суханов проанализировал 30 случаев сход-ства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И. Юдин, который описал уже 107 случаев психозов у близнецов. Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны оба близнеца, а в 25 случаях толь-ко один из пары.
Однако систематические исследования близнецов начались только в 1929 году.
Свои близнецовые исследования проводились и в Советском Союзе. Так, в 1936 году появилась работа (Лурия А.Р., Миренова А.Н.), посвя-щенная оценке разных методов обучения. Испытуемых из пяти пар одно-яйцевых близнецов дошкольного возраста разбили на две группы, в каж-дую из которых попало только по одному ребенку из пары. Дальше дети строили фигурки из кубиков. Близнецы первой группы просто копировали конструкции, которые им предлагали воспитатели, а задача их братьев и сестер была посложнее: их фигурки были оклеены бумагой. Поэтому, что-бы воспроизвести конструкции, их надо было сначала мысленно разрезать и проанализировать [19].
Такое обучение длилось два с половиной месяца. До него конструк-торские способности всех близнецов в парах оценивались примерно оди-наково, но уже после дети, выполнявшие более сложное и творческое за-дание, прилично опередили своих партнеров.
Общепризнанное определение близнецового метода констатирует следующие, это метод исследования, который заключается в сопоставле-нии особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование ка-честв человека [13].
Сравнительный анализ работ зарубежных специалистов диктует сле-дующие положения. В исследованиях С. Скарра было доказано, что се-мейная обстановка и обращение родителей с близнецами в действительно-сти более одинакова для монозиготных, чем для дизиготных близнецов. С. Скарр выдвинул предположение, согласно которому не мнение родителей о зиготности, а генетическое сходство близнецов обуславливает поведение родителей с ними.
Д. Коэн и Б. Литтона изучали родительский стиль поведения в отно-шении близнецовых пар. Данные полученные во время исследования пока-зали, что родители монозиготных близнецов проявляют тенденцию отно-ситься к своим детям более одинаково по сравнению с родителями дизи-готных пар.
Р. Пломин провел исследование влияния внешнего сходства близне-цов на развитие их личности. Он исходил из предположения, что значи-тельное сходство внешности монозиготных близнецов должно приводить к различиям в развитии их личности за счёт стремления партнёров отли-чаться друг от друга и постоянных сравнений членов близнецовой пары окружающими людьми. Результаты исследования показали, что монози-готных близнецов чаще, чем дизиготных, принимают одного за другого [6].
В работе А.В. Крыловой, направленной на выявление специфики смысловых центраций монозиготных близнецов были получены следую-щие результаты: монозиготные близнецы имеют значимые различия в сравнении с особенностями иных пар братьев и сестер (дизиготные близ-нецы, сиблинги-погодки), в силу изначальной установки на внутренний комфорт, обусловленный тесной сплоченностью между ними, идентичным воспитанием с аналогичной системой требований и способами поощрения, наличием постоянного партнера по общению и совместной деятельности.
Сиблинги, в отличие от монозиготных близнецов являются более це-леустремленными, направленными на будущее, с легкостью ставят новые цели и последовательны в их достижении, они ощущают больший кон-троль над событиями в собственной жизни.
Дизиготные близнецы, по сравнению с монозиготными, имеют также, как и сиблинги-погодки более высокие показатели общего стремления к самоактуализации. У монозиготных близнецов наблюдается тенденция к заниженной самооценке, у сиблингов преимущественно адекватная и высо-кая самооценка. У дизиготных близнецов наблюдается адекватная и зани-женная самооценка [10].
В исследовании Л.А. Лариной, направленном на установление рас-пространённости патологий ЛОР - органов у монозиготных и дизиготных близнецов в зависимости от степени влияния наследственности и средовых факторов были получены результаты: дети рожденные от многоплодной беременности более сильно подвержены ЛOP - патологиям (искривление перегородки
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Березина Т.Н. Анализ продолжительности жизни известных монози-готных близнецов с позиций субъектного подхода // Психолог. 2013. № 5. C. 1-10.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии.-М.: МГПГТУ; Смысл, 2003. 240 с.
3. Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс]: учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е. Майорова, В. В. Шахтарин - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.
4. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник / Э.Д.Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
5. Гольдфельд, И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуаль-ных нарушений у детей : учебное пособие / И.Л. Гольдфельд. - 2-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2007. - 240 с.
6. Зырянова Н. М. Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. - М.: Солитон, 2006.
7. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.
8. Колесник Н. Т. Клиническая психология : учебник для академическо-го бакалавриата / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова ; под ред. Г. И. Еф-ремовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с.
9. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичуте. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с.
10. Краевский В.В. Методология научного исследования. - СПб.: ГУП, 2001. 145 с.
11. Лильин Е.Т., Гофман-Кадошников П.Б. Близнецы. Наследственность. Среда. М.: Знание, 1975. 64 с.
12. Малых С. Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М.: Эпидавр, 2004. 414 с.
13. Машкова В.В. Применение близнецового метода в рамках совремн-ной психологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гу-манитарные науки: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2018. - № 10(70).
14. Меринов А.В. Детская и подростковая психиатрия. Учебное пособие / А.В. Меринов, Д.И. Шустов, А.В. Лукашук, Е.А. Шитов; ФГБОУ ПО РязГМУ Минздрава России.- Рязань: РИО РязГМУ, 2016.- 132 с.
15. Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина», №1. – 2012. – С. 155 – 163.
16. Нос И.Н. Близнецовый метод в личностно-профессиональной диа-гностике персонала // Психология и психотехника. - №4(79) - 2015. - С. 413 - 420.
17. Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофизиоло-гии // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Меди-цина, 1978.
18. Семенов В.В. К проблеме применения близнецового метода в психо-логии // Вопр. психол. 1980. № 2.
19. Снигур Г. Л. Основы генетики человека: учебное пособие / Г. Л. Снигур, Т. Н. Щербакова, Э. Ю. Сахарова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2017. – 120 с.
20. Современные представления о психической норме и патологии: Пси-хологический, клинический и социальный аспекты / Московский ин-ститут психоанализа; отв. ред. Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2015. - 293 с.