Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Акутуальность работы обоснована тем, что на сегодняшний день большинство современных семей не на должном уровне выполняют возложенные на них воспитательные функции. Это приводит к деградации, обеднению моральных, духовных и психологических традиций и устоев семьи.
Уделяя меньше внимания, ласки и любви родители отдаляются от собственных детей успокаивая себя тем, что они слишком заняты работой, содержанием семьи и т.д. Хотя сама причина все таки заключается в низком уровне родительской ответственности, направленности родителей на собственные проблемы. Конечно, здесь необходимо отметить, что родитель действительно занятый на двух работах и родитель, считающий себя жертвой общества и ведущий так скажем аморальный образ жизни - это две разные категории, хотя в обоих случаях ребенок уже является потенциальной социальной сиротой.
Cоциальный сирота - это ребенок в возрасте до 18 лет, чьи родители были лишены родительских прав по решению суда, и находящийся в государственном воспитательном учреждении. Эту категорию еще называют «дети при живых родителях». Именно такие дети и составляют основной контингент современных детских домов и учреждений замещающих семью.
Степень научной разработанности темы. Воспитываясь в детских домах дети в своем социальном и личностном развитии претерпевают кардинальные изменения. Исследования по данной проблемепоказали, что дети-сироты, воспитывающиеся в условиях детского дома имеют значительные различия в мотивационной сфере, типе общения, саморегуляции, социальном поведении, творческой активности и свободе личности (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.В. Некрасова, А.С. Спиваковская и др.).
Воспитанники детских домов характерезуются выраженным доминирование желаний непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. Выявленная однородность, бедность мотивационной сферы воспитанников детского дома объясняется, по-видимому, не только известной ограниченностью их жизненного опыта, но и характером отношений со взрослыми. В закрытом детском учреждении специфический тип общения создает и особую картину поведения воспитанников детского дома в их взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Особенно ярко это проявляется при различного рода конфликтных ситуациях общения: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечания взрослых, обвинение со стороны сверстников и т.п.
Также особо проявляющейся чертой воспитанников детских домов является агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно – неспособность к продуктивному и конструктивному решению конфликта.
Вопреки существующему мнению о большой самостоятельности воспитанников детских домов наблюдается неспособность к саморегуляции поведения, которая выражалась в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.
Предмет исследования: отношение общества к проблеме сиротства и путям ее решениям.
Объект исследования: сиротство, как социальное явление.
Цель работы: изучить отношение общества к проблеме сиротства и путям её решения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сиротство как социальное явление;
2. Проанализировать социальные последствия проблемы сиротства для общества;
3. Изучить пути решения проблемы сиротства в современном обществе;
4. Рассмотреть факторы толерантного и интолерантного отношения к категории детей и молодежи из числа сирот;
5. Разработать теоретико-методологические исследования отношения студентов МАГУ к детям и молодым людям из числа сирот.
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами данного исследования послужила совокупность общенаучных подходов в изучении идентичности, труды российских и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблематикой.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и 1го приложения. Список литературы насчитывает 23 наименований. В приложениях представлены: логическая структура анкеты, бланк анкеты (опросника интервью).
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложены теоретические основы исследования и структура курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения сиротства как социального явления» проанализированы теоретические основы исследования.
В первом параграфе первой главы рассмотрено понятие сиротства как социального явления.
Во втором параграфе первой главы проанализированы социальные последствия проблемы сиротства для общества в Российской Федерации, рассмотрены основные аспекты этой проблемы.
В третьем параграфе первой главы изучены основные пути решения проблемы сиротства, работа органов попечительства и опеки.
Во второй главе «Исследование отношения общества к проблеме сиротства и путям ее решения» приводится описание проблемного поля, даются основные положения программы социологического исследования.
В первом параграфе второй главы рассмотрены понятия толерантного и интолерантного отношения к детям и молодым людям из числа сирот.
Во втором параграфе второй главы «Теоретико-методологические основы исследования отношения студентов МАГУ к детям и молодым людям из числа сирот» приводится программа конкретного социологического исследования.
В заключении работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы эмпирического исследования проблемы.
1. Теоретические основы изучения сиротства как социального явления
1.1. Сиротство как социальное явление
Современные политики, общественные и научные деятели рассматривают сиротство как социальную проблему, существующую во многих странах мира и требующую скорейшего решения. Как показывает статистика, в РФ проживает около полумиллиона детей, оставшихся без родительской опеки.
К сожалению, в законодательстве не раскрыто понятие сиротства. В действующих нормативных актах присутствуют перечни признаков, по которым ребенок считается сиротой. Главными критериями являются несовершеннолетие и отсутствие родителей. Прочих детей, не достигших 18 лет, родители которых признаны пропавшими без вести или недееспособными, лишены прав, закон относит к категории лиц, оставшихся без родительского попечения. Соответствующие положения закреплены в 159-ФЗ. Между тем статус и тех и других детей, по сути, одинаков.
В настоящее время в стране функционирует множество специализированных учреждений для таких несовершеннолетних – интернаты и детские дома. Здесь сироты находятся постоянно и воспитываются до достижения совершеннолетия. Вместе с тем существуют и альтернативные варианты воспитания и содержания сирот – устройство в приемные семьи. Государство оказывает сегодня всестороннюю помощь детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Им предоставляются разного рода гарантии, материальная поддержка, дополнительные жилищные и имущественные права.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Росс. газета. - 2011. - № 5648.
2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве» // Росс. газета. - 2008. - № 3546.
3. Астоянц М. Отношение к детям-сиротам - толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. – 2005 - N 2 - С. 40-42.
4. Байбородова, Л.В. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот. Учебное пособие для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова. - М.: Юрайт, 2015. - 336 c.
5. Бучацкий О. Социальные сироты под надежной защитой // Социальное обеспечение. – 2005 - N 7 - С. 20-22.
6. Власова Э. Д. Политика социальной поддержки детей, оказавшихся в кризисной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. – 2006 - N 4 - С. 62-67.
7. Волков, Ю. Г. Социология / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2013. - 432 c.
8. Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии / Н.М. Демидов. - М.: Академия, 2012. - 208 c.
9. Короткова Т. Сироты под защитой // Социальная защита. – 2005 - N 10 - С. 24-26.
10. Костюченко, Л. Г. Введение в теорию личности. Социокультурный подход. Учебное пособие / Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2018. - 272 c.
11. Кравченко, А. И. Социология управления / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2015. - 992 c.
12. Кузнецова Е. Сирота поступает в вуз. Заоч. юрид. консультация : о льготах для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения // Человек и закон. – 2003 - N 7 - С. 57-64.
13. Куканова, Е. В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 128 c.
14. Мурзина И. Первопроходцы : социальная защита детей на Урале // Социальное обеспечение. – 2003 - N 4 - С. 24-25.
15. Новокшонова М. Как помочь детям, потерявшим родителей? // Вопросы социального обеспечения. - 2009 - N 1 - С. 7-8.
16. Пронин А. А. Социально-правовая защита детства в Российской Федерации // Мир библиографии. - 2008 - N 4 - С. 53-58.
17. Прохорова, О.Г. Семьеведение / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова, Е.М. Черняк. - М.: Юрайт, 2013. - 418 c.
18. Реан А. А. Социальная защищенность детей-сирот // Профессиональное образование. – 2007 - N 2 - С. 5-6.
19. Российская Федерация, О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации : постановление правительства от 19 мая 2009 г., N 432 // Администратор образования. - 2009 – N 13 - С. 45-52.
20. Семья Г. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2007 - N 2 - С. 31-40.
21. Социология искусства. Хрестоматия. - М.: Прогресс-традиция, 2010. - 496 c.
22. Терехина В. Для детей - сирот : беседа с нач. отд. социал. Профилактики безнадзорности несовершеннолетних М-ва труда и социал. развития РФ В. Терехиной о реализации Закона о доп. гарантиях по социал. защите дете // Человек и закон. – 1999 - N 7 - С. 69-73.
23. Фидорович, О.И. Социология / О.И. Фидорович. - М.: АСТ, 2012. - 107 c.
24. Фирсов, М. В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2014. - 608 c.
25. https://www.murmansk.kp.ru/daily/26853/3895094/