Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, социальное обеспечение и социальная защита является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области, в какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика.
Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
Актуальность рассматриваемой проблемы, состоит в необходимости анализа современной практики и формирования предложений по совершенствованию работы в сфере повышении эффективности управления и результативности работы управления социальной сферой и социальной политикой.
Цель работы – анализ теоретических основ и практики организации социальной защиты на примере деятельности Управления социальной защиты населения района Люблино ЮВАО города Москвы.
Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Исследовать понятие социальной защиты.
2. Охарактеризовать систему органов социальной защиты.
3. Проанализировать направления государственной политики социальной защиты населения.
4. Изучить деятельность Управления социальной защиты населения района Люблино ЮВАО города Москвы.
Объект исследования – Управление социальной защиты населения района Люблино ЮВАО города Москвы.
Предмет исследования - показатели деятельности Управления социальной защиты населения района Люблино ЮВАО города Москвы.
Методологическую основу исследования составили такие научные методы, как метод анализа, метод классификации, метод анкетирования, метод наблюдения.
Теоретическими основами исследования являются научные работы современных отечественных и зарубежных учёных по управлению развитием социальной сферы, стратегическому планированию, системному анализу, региональной экономике, фундаментальным аспектам теории управления социально-экономическими процессами государственного и муниципального управления в регионе.
В работе использовались монографические работы, научные статьи, прикладные разработки учёных-экономистов и практиков, концепции и рекомендации, направленные на анализ социально-экономического развития системы управления муниципальными образованиями.
При этом, работа также написана на основе изучения современных научных материалов, самостоятельных публикациях правоведов, социологов, работников социальной сферы по вопросам и проблемам социального обеспечения граждан РФ. Это в частности следующие публикации: Ахинов Г. А., Калашников С. В. «Социальная политика», Волгин А.Н., Егоров В.К. «Социальная политика в муниципальных образованиях», Гриненко А.В. «Государственная и муниципальная социальная политика», Якимчук С.В. «Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях», Туманянц К.А. «Критерии доступа граждан к системе социальной защиты населения на уровне субъекта РФ» и др.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава работы посвящена изучению теоретических основ социальной защиты. Во второй главе работы дана характеристика практической деятельности Управления социальной защиты населения района Люблино ЮВАО города Москвы..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятии и направления государственной политики социальной защиты населения
Социальная защита населения является одной из частей политики государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить конституционные права человека, а также их гарантии. Причем, социальная защита предоставляется независимо от места жительства лица, от его национальности, а также половых или возрастных показателей. В Российской Федерации за социальную защиту населения сегодня отвечает Министерство здравоохранения и социального развития страны.
По сути, социальная защита уже является соответствующей политикой государства, которая реализуется для обеспечения прав, свобод, гарантий граждан в нескольких ключевых областях:
1. В области уровня жизни населения;
2. В удовлетворении интересов и потребностей гражданина;
3. В реализации прав на осуществление трудовой деятельности;
4. В реализации прав на удовлетворение потребностей в досуговой деятельности;
5. В реализации права на защиту от безработицы;
6. В сфере охраны здоровья и жилища .
Основными целями социальной защиты специалистами принято называть такие, как избавление от нищеты и ее признаков, оказание материальной помощи некоторым категориям населения, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, и которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами . Еще одна цель социальной защиты состоит в том, чтобы эффективно и активно содействовать адаптации социально уязвимых категорий населения, находящихся в группе риска, к постоянно меняющимся условиям (в особенности, это касается условий рыночной экономики).
Социальная защита состоит сегодня из нескольких ключевых направлений:
• во-первых, социальное обеспечение;
• во-вторых, социальное страхование;
• в-третьих, социальная помощь (поддержка наиболее нестабильных категорий населения) .
Все эти направления реализуются благодаря формам социальной защиты, которые устанавливаются государством и его субъектами. Формы социальной защиты – это социальные гарантии, которые утверждены на законодательном уровне, а также их удовлетворение на основании имеющихся базовых стандартов и программ, предусмотренных государством.
Формы социальной защиты выражаются в виде регулирования доходной и расходной части материального состояния населения, их социального страхования и социального вспомоществования, оказания определенных социальных услуг, которые предназначены для некоторых категорий граждан. Также формой социальной защиты являются целевые социальные программы, а к государственным формам социальной защиты прежде всего относятся льготы.
Льгота – это скидка, которая начисляется какому-либо индивиду в качестве преимущества. Также льгота предполагает полное или частичное освобождение от выполнения уже установленных правил и обязанностей, а также облегчение условий жизни граждан, которые пользуются услугами, но не имеют возможности в полном объеме сами обеспечить их для себя или оплатить в связи с недостаточным уровнем доходов.
Социальная защита населения преимущественно регламентируется именно государством, а также его субъектами, которые определяют основные направления и формы, в которых актуализируется сфера социальной защиты населения. На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления, как:
• защита прав работников предприятия, а также охрана труда на производствах;
• социальная поддержка безработных граждан;
• пенсионное обеспечение;
• развитие социального обслуживания в различных сферах жизни человека;
• социальная поддержка граждан, которые были уволены в запас со своего места прохождения военной службы .
Государственная социальная политика в области социальной защиты предполагает социальную поддержку или полное обеспечение женщин, детей и представителей молодежи; социальное обеспечение нетрудоспособного населения (дети-сироты, инвалиды, пенсионеры); отчисление пенсий и пособий по безработице, старости, в связи с инвалидностью или иными жизненными обстоятельствами, из-за которых люди утрачивают возможность самостоятельно обеспечивать себя, удовлетворять свои интересы и первичные потребности; натуральные выдачи (продукты, медикаментозные средства); услуги, которые носят характер общественного обслуживания.
Государство заинтересовано в том, чтобы оптимизировать структуру денежных форм обеспечения таких категорий граждан, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также укрепить страховые начала в практике социального обеспечения, которая активно развивается на территории нашей страны. На нем и его субъектах лежит ответственность за регулирование занятости, направленной на обеспечение сбалансированного спроса и такого же сбалансированного предложения, касающегося рабочей силы и предупреждения массовой безработицы в случаях кризиса отдельных сфер жизнедеятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: Принята общенародным голосованием в 1993г. // Российская газета. – 1993. - № 248.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая: Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ // СПС «Консультант плюс»
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
4. Федеральный закон от 2 июня 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
5. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»
6. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СПС «Консультант плюс»
7. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" // СПС «Консультант плюс»
8. Аракчеев В. С. Право социального обеспечения России. Часть 1. Учебное пособие. - Томск, 2017 – 230с.
9. Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. М.: Инфра-М - , 2017 – 161с.
10. Волгин А.Н., Егоров В.К. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: Альфа- Пресс, 2017 – 141с.
11. Гриненко А.В. Государственная и муниципальная социальная политика. М.: КноРус, 2018 – 225с.
12. Дергачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональные аспекты). М., 2017 – 80с.
13. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения.- М.: Юрайт, 2018 – 304с.
14. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. N 1. С. 23-24
15. Заборова Е.Н. Городское управление: Учебное пособие. Екатеринбург., 2017 – 227с.
16. Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса. Люберцы, 2016 – 102с.
17. Климанов В.В. Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере. М., 2017 – 94с.
18. Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 2018 – 128с.
19. Лаврентьева И.П. Социальная политика и управление в социальной сфере. Ульяновск: УлГТУ, 2016 – 55с.
20. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 153-154
21. Морозова И.С. Основы теории правовых льгот. - Саратов, 2017 – 131с.
22. Никифорова О. Система социальной защиты населения и ее сущность // Право и экономика . - 2016. - № 2. - С. 56-57
23. Роик В.Д. Основы социального обеспечения. - М., 2015 – 418с.
24. Рябова К.М. Основные направления социальной политики в современной России // Человек, общество и государство в современном мире. М., 2016 – 201с.
25. Сувора А.Н. Социальная политика муниципального образования. М., 2016 – 121с.
26. Туманянц К.А. Критерии доступа граждан к системе социальной защиты населения на уровне субъекта РФ // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 4. - С. 15-16
27. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. Монография. - Белгород, 2018 – 130с.
28. Якунин В.И. Социальная доктрина Российской Федерации. М.: Научный эксперт,2017 – 200с.