Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заболевания сосудов головного мозга продолжают быть важной общественной проблемой, являясь одной из основных причин длительной инвалидизации населения и летальных исходов. Большой ущерб экономический и социальный, возникший в последствии заболеваний сосудов головного мозга, выявляет проблему улучшения при них медицинской помощи в число более актуальных научно-практических неврологических задач. К тому же, согласно плохим прогнозам ожидают повышение числа больных инсультом. Также, как говорит Скворцова В.И., все чаще инсульты возникают у людей возраста трудоспособного. Отсутствие адекватного и своевременного восстановительного лечения приводит к нарушению психоэмоционального статуса человека и появлению необратимых функциональных и анатомических изменений.
В последние годы увеличилось после инсульта число инвалидов. В России через год после перенесенного инсульта уровень инвалидизации колеблется от 85% до 75%, в то время как в странах Западной Европы 20-30% данный показатель составляет. В нашей стране среди пациентов, которые перенесли инсульт, возвращаются к трудовой деятельности не больше 3-23%, 85% нуждаются в постоянной медико-социальной поддержке, а 20-30% и вовсе остаются глубокими инвалидами до конца жизни. Потому нужны действенные и срочные меры по поиску путей улучшения восстановительного лечения пациентов, перенесших инсульт.
Система реабилитации, основной целью которой является улучшение качества жизни пациентов, в настоящее время нуждается в обеспечении методологической базой и научно обоснованной реорганизации.
Особым шагом на пути к понижению среди больных перенесших инсульт, уровня инвалидизации, является исследование эффективности тех или иных методов, особенностей их применения, сочетания друг с другом и интеграция результатов изучения в практику деятельности разных специалистов, занимающихся реабилитацией пациентов, перенесших инсульт.
Кроме того, крайне нужен анализ современного состояния организации лечения восстановительного больных с такой патологией и, как следствие, ее последующее улучшение.
Для крупного города данная проблема особо актуальна, так как любой город, а мегаполис особенно, представляет собой особый объект социально-гигиенического и медико-социального изучения в связи с действием на население города большего, чем на сельское, количества негативных экологических и социально-экономических факторов, которые оказывают, в свою очередь, на заболеваемость населения выраженное влияние. К тому же отмечается в последнее время образа жизни и изменение характера в условиях урбанизации и научно-технического прогресса, повсеместное распространение синдрома социальной напряженности, а также населения старение. Выше перечисленные факторы, а также данные прогнозов демографических, согласно которым во второй половине XXI века городское население Земли составит 95%, говорят о большом значении правильной организации медицинской службы города как одной из важнейших медико-социальных проблем города.
Объект исследования: диагностика пациентов с афазией
Предмет исследования: нейропсихологическая диагностика как средство комплексного выявления состояния речевых и неречеых функций у пациентов с афазией
Цель курсовой работы: выявление возможностей нейропсихологической диагностики пациентов с афазией, перенесших инсульт.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методичекую литературу по проблеме диагностики пациентов с афазией.
2. Проанализировать научные подходы к диагностике пациентов с афазией, перенсших инсульт.
3. Выявить объективные критерии диагностики больных, которые перенесли инсульт с применением метода компьютерного анализа анализа речи.
4. Обобщить результаты исследования и сделать выводы.
1. Понятие об Афазии. Этиопатогенез и классификация афазии
Под афазией понимают полную или частичную утрату уже имевшейся речи, которая обусловлена органическими повреждениями отделов головного мозга, участвующих в осуществлении речевой функции. Если буквально перевести на русский слово «афазия», оно будет означать отсутствие речи (фазис — речь).
Афазия разные уровни организации речи охватывает, приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека ивлияет на ее связи с другими психическими процессами, нарушая функцию речи коммуникативную. При афазии проявляются системные нарушения функции речевой, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие:
1) нарушение вербального общения и речи;
2) нарушение иных психических процессов;
3) изменение личности;
4) личностную реакцию на нарушение.
К причинам афазии можно отнести различные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т. д. Чаще всего афазия, в основном сосудистого происхождения, наблюдается у лиц пожилого возраста. Хотя, в последнее время данный вид речевой патологии можно встретить у людей среднего и молодого возраста, и даже у детей. Диагноз «афазия» ребенку ставят, если поражение мозга и распад речи произошли после 3 лет. В противном случае говорят об алалии.
Сложность расстройства речевого зависит от величины и локализации очага поражения, а также особенностей функционально сохранных и остаточных элементов деятельности речевой.
Развитие афазии может протекать по-разному. Например, при черепно-мозговой травме или остром нарушении мозгового кровообращения речевое расстройство проявляется резко и наступает сразу. Переход от нормальной речи к ее полной потере или глубокому расстройству очевиден как для больного, так и для окружающих. В случаях медленного роста опухоли или не резко выраженных нарушениях мозгового кровообращения, симптоматика афазии может нарастать постепенно с одновременно включающимися механизмами компенсации. При чем, сам больной и окружающие могут не сразу заметить развития речевого нарушения.
Причины афазии. Афазия возникает при органическом поражении коры речевых центров головного мозга. Возникновение афазии и приводящие к ней действие факторов, происходит лишь после сформирования у человека речи. Этиология проявления афазии накладывает отпечаток на характер, течение и прогноз заболевания. Больший процент причин возникновения афазии занимают острые нарушения кровообращения – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у пациентов, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическим - тотальная, моторная или сенсорная афазия. Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге. Факторами риска являются пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головного мозга, алкоголизма, табакокурения.
Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Например, при опухолях головного мозга речевые нарушения нарастают постепенно, а при черепномозговых травмах и инсультах развиваются резко, даже молниеносно.
При гемморрагических инсультах отмечается более тяжелые нарушения речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с черепно-мозговыми травмами происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала.
Классификация афазий. Очень многие исследователи пытались систематизировать формы афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев. Но только лишь классификация афазий, предложенная А.Р. Лурия, удовлетворяет всем запросам. Это происходит из-за того, что она учитывает не только локализацию очага поражения в доминантном полушарии, но и характер возникающих при этом нарушений речи (симптомокомплекс).
В соответствии с данной классификацией различают: афферентную моторную афазию, эфферентную моторную афазию, акустико-гностическую афазию, акустико-мнестическую афазию, амнестико-семантическую афазию, динамическую афазию. При обширных поражениях коры головного мозга левого полушария, развивается тотальная афазия, при которой нарушается понимание речи и воспроизведение ее. Часто встречаются смешанные афазии: комплексные моторные, сенсомоторные и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Старовойтова, И. А. Русская лексика в заданиях и кроссвордах. Выпуск 1. Человек [Текст] / И. А. Старовойтова. – М. : Златоуст, 2012. – 80 с.
2. Состояние проблемы восприятия речи (психологический, психолингвистический и логопедический аспекты) [Текст] : Сборник трудов молодых-ученых «Per aspera....» / сост. Н. М. Лапина. – Череповец : ЧТУ, 2001. – выпуск № 3. – 160 с.
3. Особенности восприятия и понимания речи при разных формах афазии [Текст] / Н. М. Лапина // Новости оториноларингологии и логопатологии. – 2002. – №4 (32). – С. 67-75.
4. Аксенова, Е. В.Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи [Текст] / Е. В. Аксенова, Н. А. Кочеткова.– М. : В. Секачев, 2017. – 136 с.
5. Оппель, В. В. Восстановление речи при афазии [Текст] / В. В. Опель. – Л. : Лениздат, 1963. – 345 с.
6. Новикова, Е. В. Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие [Текст] / Е. В. Новикова. М. : Гном, 2001. – 126 с.
7. Лурия, А. Р. Травматическая афазия [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академический проект, 1947. – 436 с.
8. Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга. Естественнонаучные основы психологии [Текст] /А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1940. – 368 с.
9. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] /А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 1975. – 442 с.
10. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания [Текст] / Т. В. Ахутина. – М. : Теревинф, 2002. – 144 с.
11. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] /А. Р. Лурия. – М. : Академический Проект, 1954. – 288 с.
12. Лурия, А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии [Текст] /А. Р. Лурия. – М. : Академический Проект, 1940. – 299 с.
13. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] /А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2008. – 624 с.
14. Курзинер, Е. С. Логопедическое пособие по преодолению глагольного дефицита и восстановлению связной речи у больных с афазией [Текс] / Е. С. Курзинер. – М. : В. Секачев, 2013. – 47 с.
15. Кошелева, Н. В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией [Текст] / Н. В. Кошелева. – М., Астрель, 2009. – 207 с. 66
16. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология [Текст] / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. – М. : Академия, 2003. – 144 с.
17. Бейн, Э. С. Некоторые вопросы динамики речевых расстройств у больных, перенесших мозговой инсульт [Текст] / Э. С. Бейн, Е. Д. Маркова. – М. : Медгиз, 1960. – 118 с.
18. Коган, В. М. Восстановление речи при афазии [Текст] / В. М. Коган. – М., Медгиз, 1962. – 341 с.
19. Клепацкая, Л. Б. Понимание и формирование речи. Грубая форма афазии [Текст] / Л. Б. Клепацкая. – М. : В. Секачев, 2013. – 205 с.
20. Клепацкая, Л. Б. Восстановление речи после инсульта [Текст] / Л. Б. Клепацкая. – М. : В. Секачев, 2011. – 155 с.
21. Клепацкая, Л. Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений [Текст] / Л. Б. Клепацкая. – М. : В. Секачев, 2013. – 120 с.
22. Кауфман, О. П. Восстановление речевого процесса при моторной афазии [Текст] / О. П. Кауфман // Ученые записки МГУ : сост. О. П. Кауфман. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1947. – 189 с.
23. Васерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики [Текст] / Л. 64 И. Васерман, С. А. Дорофеева, Л. А. Меерсон. – СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1997. – 185 с.
24. Кадыков, А. С. Реабилитация после инсульта [Текст] / А. С. Кадыков. – М. : МИКЛОШ, 2003. – 176 с.
25 К вопросу о восстановительном обучении больных с индивидуальным вариантом моторной афазии [Текст] : Сборник трудов участников III межвузовской конференции молодых ученых / сост. Н. М. Лапина. – Череповец : ЧТУ, 2001.– 174 с.
26. Зайцев, И. С. Афазия. [Текст] / И. С. Зайцев. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 238 с.
27. Дорофеева, С. Л. К методике восстановления речи при мозговом инсульте / С. Л. Дорофеева // Клиника и терапия инсульта. Труды Научно-исследовательского неврологического инст-та им. Бехтерева : сост. С. К. Дорофеева. – Л. : Лениздат, 1963. – 224 с.
28. Дианова, О. Н. Расскажи мне. Сборник текстов для восстановления речи, письма и чтения после инсульта и черепно-мозговой травмы [Текст] / О. Н. Дианова. – М. : В. Секачев, 2017. 65 с.
29. Витрук, Е. А. Практические упражнения и задания для работы по восстановлению речи [Текст] / Е. А. Витрук. – М. : В. Секачев, 2016. 96 с.
30. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для вузов/ Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
31. Винарская, Е. Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ) [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : В. Секачев, 2007. – 222 с.
32. Визель, Т. Г. Индивидуальные нарушения речи у детей и взрослых [Текст] : / Т. Г. Визель // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №1. С. 87-104.
33. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. — М. : Астрель, 2005. – 384 с.
34. Занков, Л. В. Проблемы речи, еѐ расстройств и восстановления [Текст] / 65 Л. В. Занков. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1945. – 251 с.
35. . Визель, Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование [Текст] / Т. Г. Визель. — М. : В.Секачев, 2005. – 24 с.
36. Визель, Т. Г. Как вернуть речь: Инсульт и нарушения речи, афазия, дизартрия [Текст] / Т. Г. Визель. — М. ; В. Секачев, 2008. – 216 с.
37. Визель, Т. Г. Как вернуть речь [Текст] / Т. Г. Визель. — М. : В. Секачев, 1998. – 216 с.
38. Бурлакова, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] / М. К. Бурлакова. – М. : Просвещение, 1991. – 190 с.
39. Бурлакова, М. К. Речь и афазия [Текст] / М. К. Бурлакова. – М. : Медицина, 1997. – 236 с.
40. Бейн, Э. С. Поэтапная организация восстановительной терапии у больных с афазией сосудистого происхождения [Текст] / Э. С. Бейн, М. К. Шохор-Троцкая. – М. : Медгиз, 1965. – 88 с.
41. Коган, В. М. Восстановление смысловой стороны речи при афазии [Текст] / В. М. Коган // Ученые записки МГУ : сост. О. П. Кауфман. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1947. – 189 с.
42. Бейн, Э. С. Особенности динамики афазических расстройств при тромботическом инсульте в условиях специальной восстановительной терапии в зависимости от кровоснабжения очага поражения [Текст] / Э. С. Бейн, Л. Г. Столярова, М. К. Шохор-Троцкая. – М. : Медгиз, 1966. – 101 с.
43. Коновалов, Н. В. Основные положения проблемы восстановления функций после нарушений мозгового кровообращения [Текст] /Н. В. Коновалов // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1955. – № 2. – С. 24-31.
44. Бейн, Э. С. Клиника и лечение афазий [Текст] / Э. С. Бейн, П. А. Овчарова. – СПб. : «Питер Пресс», 1994. – 231 с.
45. Бейн, Э.С. О предупреждении дефектов речи в процессе лечения афазии / Э. С. Бейн, М. К. Шохор-Троцкая. – Л. : Лениздат,1965. – 68 с.
46. Бейн, Э. С. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией/ Э. С. Бейн. – М. : Медгиз, 1962. – 336 с.
47. Бейн, Э. С. Парафазии при различных видах афазий [Текст] / Э. С. Бейн. – М. : Медгиз, 1961. – 335 с.
48. Бейн, Э. С. Вопросы восстановительной терапии при афазиях у взрослых [Текст] / Э. С. Бейн. – Харьков : Медиздат, 1959. – 78 с.
49. Бейн, Э. С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. – Л. : Лениздат, 1964. – 334 с.
50. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. – М. : Академия, 2007. – 398 с.
51. Ахутина, Т. В. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, И. М. Пылаева. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 67 с.
52. Атипичные формы афазии на остром, резидуальном этапах после инсульта: материалы международной научно-практической конференции, СПб, 22-23 апреля 2003. / Ленинградский гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина; сост. Т. Г. Визель [и др.]. – СПб : [б.и.], 2003. – 160 с.
53. Амосова, Н. Н. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний мозга [Текст] / Н. Н. Амосова, Н. И. Каплина. – М. : Астрель, 2007. – 144 с.
54. Александрова, А. С. Непропавшие сюжеты [Текст] / А.С. Александрова, И. П. Кузьмич, Т. М. Мелентьева. –М. : Русский язык, 2006. – 248 с.
55. Аксенова, Е. В. Радость общения. Лексический материал для восстановления фразовой речи у детей и взрослых [Текст] / Е. В. Аксенова, Н. А. Кочеткова. Часть 2. – М. : В. Секачев, 2014. – 144 с.
56. Аксенова, Е. В. Радость общения. Лексический материал для восстановления фразовой речи у детей и взрослых [Текст] / Е. В. Аксенова, Н. А. Кочеткова. Часть 1. – М. : В. Секачев, 2014. – 157 с.
57. Авдеева, И. М. Методическое пособие для активизации предметной лексики у больных с афазией [Текст] / И. М. Авдеева. – М. : В. Секачев, 2011. – 100 с.