Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше современное время культурно-досуговые центры позволяют школьников развивать социально. Это очень важно для нашей страны, что станет в будущем, как будут жить наши дети. Личность имеет широкие возможности для созидательного поиска во всех сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной деятельности, которая предоставляет максимальные возможности для выражения субъектных качеств, формирования навыков автономии действий в досуговой среде, осознанного выбора форм творческой самореализации.
Главной задачей нашей страны в данный момент является развитие школьников социально-культурной активности, ведению здорового образа жизни, самоопределения и развития характерных особенностей личности. В современных условиях, когда общество переживает непростой период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в общественной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору [12].
Исходя из выше сказанного, социальное воспитание школьников должны осуществлять школы и культурно-досуговые центры. Именно там школьники знакомятся с внешним миром и учатся правильному общению и поведению. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Тем самым современные учреждения культуры и образовательные организации, выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личность молодого человека. Основной задачей современных культурно-досуговых центров и образовательных организаций, является максимальная реализация развивающих досуговых проектов и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для учащейся школьников, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодых людей.
Социальное и культурное развитие происходит не только в школе, но и базой являются семья и сверстники, с которыми чаще всего общается ребенок. Для того, чтобы произошло данное воспитание, необходимо знать различные науки и культуру.
В наше время меняется вся система окружающей среды, меняются интересы, меняется и сама деятельность, поэтому это долгий процесс. Социально-культурная организация вынуждена включать в себя различные виды деятельности. Поэтому таким центрам нужно придумывать не только деятельность, которая всесторонне развивает личность, обучение, получение новых знаний, профориентацию, отдых, или новую информацию, но и смогла бы развивать различные способности личности.
Таким образом, современные особенности развития социально-культурной активности школьников это не что иное, как огромная работа, в котором нужно заманивать школьников в культурную деятельность.
Культурно-досуговые центры и образовательные организации – это главные центры по развитию социально-культурных ценностей школьников.
Выбирая тему и площадку для курсовой работы остановилась на образовательном учреждение, выбрав общеобразовательную школу. Затронув тему, развитие социально-культурной активности школьников в условиях школьного самоуправления.
Тема школьное самоуправления заинтересовала меня, прежде всего, тем, что оно открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской позиции и обучения лидерству.
Ученическое самоуправление – это достаточно хорошее изобретение, так как позволяют школьникам найти свои индивидуальные лидерские качества. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Важнейшую сферу и особый уровень активности учащегося среднего общеобразовательного учреждения составляет его социальная активность.
Понятие социальной активности разрабатывалось в работах ведущих отечественных педагогов и психологов XX века: Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Д.М. Архангельского, В.Т. Афанасьева, Т.Н. Мальковской, М.С Кагана, К.К. Платонова, А.В. Петровского, ЭТ. Юдинидра, В.З. Когана и др. Самое точное определение социальной активности представил В.З. Коган:
«Социальная активность – это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека» [11].
Социально-культурная активность является одной из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное. Социально-культурная активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности.
Формирование социально-культурной активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Социально-культурная активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты социально-культурной активности учащихся: потребности, интересы, склонности к социально-культурной деятельности; преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность.
Есть множество ученых, которые изучали проблемы социально-культурной активности личности в педагогике, психологии, социологии. Заметный вклад в развитие представлений об активности, ее общественной и культурной составляющей внесли отечественные философы: К.А. Абульханова-Славская, В.М. Анисимков, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Ф.А. Батурин, В.И. Войтно, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.С. Лапина, Н.С. Мансуров, А.Т. Москаленко и др.
Из других стран выделяются работы А. Моля, В. Момова, Л. Николова и других культурологов, социальных философов.
Работы направлены на изучение качеств. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Критическим важным элементом в этом процессе, является школа. Современная школа ставит перед собой задачи – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентом мире.
Одним из важных направлений деятельности школы является проблема развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Проблема исследования изучить процесс социального развития школьников в условиях культурно-досугового центра и социально-культурной активности в условиях школьного самоуправления.
Объект исследования является процесс развития социально-культурной активности школьников в условиях культурно-досугового центра и школьного самоуправления.
Предмет исследования социально-культурная активность (СКА) в ученическом самоуправлении школьников.
Целью данной работы является изучение теоретических основ организации ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Анализ терминов и понятий «самоуправление», «молодежная активность»;
2. Рассмотреть культурно-досуговую деятельность школьников;
3. Предложить программу по организации самоуправления (годовой план);
4. Проанализировать работу школьного ученического совета (ШУС) в организации деятельности школы.
База исследования - культурно-досуговый центр «Дружба» .Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава I. Теоретико-методические основы изучения социально-культурной активности личности
1.1 Повышение уровня социально-культурной активности школьников в условиях школьного самоуправления.
В наше время главной проблемой является развитие будущего поколения. Наша разнообразная жизнь призывает от человека бурных действий, а способность к этому определяется в основном в школе. Но развитие социально ответственной активной личности немыслимо без понимания и изучения ею культуры как коллективного интеллекта и условия самоорганизации и саморазвития. В связи с этим появляется необходимость исследования результативных средств для исполнения процесса стимулирования социально-культурной активности современных старшеклассников [10].
Активность понимается как действие, какой-либо поступок, деятельность, в русском языке – это не что иное как деятельное, энергичное, развивающееся. В некоторых науках мы сможем увидеть различные понятия: в социологии – это социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности [5].
Социально-культурная активность является главным качеством отдельного человека, который отражает ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.
Главной задачей нашего государства на сегодняшний день является процесс приобщения школьников к социально-культурной активности, ведению здорового образа жизни, самоопределения и развития характерных особенностей личности. В современных условиях, когда общество переживает непростой период социокультурной трансформации, на первый
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Википедия (WikimediaFoundation) // [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/
2. Глава "Российского движения школьников" дал старт работе организации http://tass.ru/obschestvo/3297196
3. Гончарова Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
4. Государственная молодежная политика www.consultantplus.ru (Дата обращения 24.04.19)
5. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество http://www.koob.ru/vigodsky_v_l/fantasy_and_creation
7. Демократическое чудо: реакция политиков на создание "Российского движения школьников"http://tass.ru/obschestvo/2390018 (Дата обращения 21.04.19)
8. Долженкова М.И. Особенности ценностных приоритетов в сфере досуга в контексте теории поколений // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 64-68.
9. Евтихов, О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия / О.В. Евтихов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7, № 1. - С. 114-121.
10. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности Учебник для студентов вузов культуры и искусств /А.Д. Жарков. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
11. Закирянова Г.З. Проблема формирования социально-культурной активности у детей 6-7 лет в УДО [Электронный ресурс]. https://www.scienceforum.ru/2016/1578/17587 (Дата обращения 04.05.2019).
12. Кандалина Е.М. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности дополнительного образования педагогического колледжа: Учебно-методическое пособие /Е.М. Кандалина. - Костанай, 2005.- 97с.
13. Калимуллина Г.Х. Общественные объединения как средства формирования гражданской культуры: монография / Г.Х. Калимуллина.-Казань, 2004.- 160с.
14. Комкова Е.И. Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе его социализации / Сборник "Л.И.Божович и современная психология личности". [Электронный ресурс]. http://www.sad26.ru/library-18-komkova (Дата обращения 04.05.2019).
15. Королькова С. Ю. Социальная активность школьников // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 39-40.
16. Мид M. Культура и мир детства. М., 1988. – 352 с.
17. Михайлова М.А. Сущность и специфика социокультурной активности пожилых людей // Вестник Иркутского гос. технического ун-та.-2015.
18. Новаторов В.Е. Культура маркетинга: учебное пособие / Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2011.-244с.
19. Основы государственной культурной политики (24.12.2014) www.consultantplus.ru (Дата обращения 24.04.19)
20. Росмолодежь в начале ноября представит предложения по "Российскому движению школьников"
ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/2391361
21. Рябков В.М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина ХХ – начало XXI вв.): учебное пособие / В.М. Рябков.- М.: МГУКИ, 2010. – 212с.
22. Санкин Л.А. Введение в университет : Учеб. пособие / Л.А. Санкин.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2001.- 3. изд., и спр. и доп. - 123, [1] с. : план.; 20 см
23. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учеб. пособие / В.Я. Суртаев. - СПб., 2005. - 272 с.
24. Сущностные характеристики социальной активности студентов [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-sotsialnoy-aktivnosti-studentov (Дата обращения 24.05.19)
25. Триодин В.Е. Век нынешний и век минувший [Текст] : (опыт исследования культурно-образовательных проектов социализма в рыночных условиях) /В. Е. Триодин. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2014. - 131 с.
26. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности / В.Е. Триодин.-СПб.: СПбГУП, 2000.-245с.
27. Трифонов Е.С. Развитие социально-культурной активности пожилых людей в процессе туристической деятельности: Автореф. дис. … 13.00.05 / Е.С. Трифонов.- Тамбов, 2012. -24с.
28. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. – 2000.- № 3.- С.30
29. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 13 июля 2015г.). www.consultantplus.ru(Дата обращения 24.04.19)
30. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова.-Казань: КГУ, 2001.-с.
31. Шарковская Н.В. К вопросу о типологии социально-культурной активности как качества личности // Актуальные проблемы воспитания школьников на современном этапе: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16 мая 2007 г.). М.: Изд-во МГУКИ, 2007. С. 153-155.
32. Шарковская Н.В. Сущность социально-культурной активности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 174-178
33. Швецова М.А. Стимулирование социально-культурной активности старшеклассников средствами самодеятельного туризма // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2007. - № .- с237-240.