Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений лингвистики стало исследование современной речи, и в частности – ее монологической и диалогической форм. Теория диалога – одна из важнейших междисциплинарных проблем, поскольку она представляет интерес как для лингвистов, так и для философов, психологов, культурологов.
В XX в. теория диалога находит свое отражение в трудах Г. Марселя, К. Ясперс, а также других представителей экзистенциальной философской мысли, Ф. Розенцвейга, М. Бубера Концепция диалогизма получила развитие в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера, а также в творчестве А.А. Ухтомского, Б.А. Ерунова и других исследователей – философов. Особенно интересна концепция диалога, сформулированная М.М. Бахтиным, так как она совмещает в себе как философское, так и литературоведческое и лингвистическое начала. Работы М.М. Бахтина стали важной вехой в научно-философском осмыслении феномена диалога и в то же время основой филологической теории диалога 3.
Диалогическое начало речи проявляет себя во всем: в текстах масс-медиа, соцсетей и блогосферы, которые всегда обращены к потенциальному читателю-слушателю-пользователю. Характерной чертой современной медиа-речи можно признать конструирование автором диалога с потенциальным читателем. Таким образом, журналист повышает коммуникативный статус аудитории, воспринимает ее как равноправного участника диалога (даже если таковой и не состоится). В этом и проявляется феномен диалогического в массовой коммуникации: медиаречь всегда потенциально диалогична. В связи с этим актуальным вопросом является исследование особенностей диалогического дискурса и его отличие от диалога и диалогического текста.
Объект исследования – диалогичность дискурса в СМИ.
Предмет исследования – особенности диалогичности дискурса в англоязычных печатных СМИ.
Цель исследования – анализ специфики диалогичности в дискурсе современных англоязычных СМИ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ключевые параметры диалога, диалогического текста и диалогического дискурса.
2. Охарактеризовать сущность медиа-дискурса и специфика его диалогизации.
3. Провести анализ диалогического дискурса на примере англоязычных СМИ.
Методы исследования: анализ литературных источников позволил определить основные положения теории журналистики, посвященные диалогичности дискурса в современных СМИ. Методы синтеза и анализа использовались в процессе анализа статей и особенностей диалогического дискурса, который в них содержится.
Материал исследования: статья Джамиля Андерлини – редактора газеты Financial times в Азии «China and Russia’s dangerous liaison» и статья Doug Chayka «What Is Turkey’s Game?», опубликованная на официальном сайте газеты «New York Times».
Научная новизна результатов исследования заключается в сравнительном анализе диалога, диалогического текста и диалогического дискурса, а также в анализе диалогического дискурса на материалах конкретных статей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГА В СМИ
1.1 Ключевые параметры диалога, диалогического текста и диалогического дискурса
Современный, антропоцентрический взгляд на язык и речь вызывает обращение лингвистов к диалогу, диалогическому тексту и диалогическому дискурсу как объекту [7; 12; 13; 17; 20; 25], предмету [5; 18] или материалу [2, 27] языковедческих исследований. Актуальность таких исследований не вызывает сомнения, поскольку диалогичность ингерентно присуща коммуникации, вербальном общению, речевой деятельности, которые находятся в центре внимания современного функционализма. Однако, эти понятия обычно не разграничиваются, поэтому существует потребность в систематизации их трактовок.
Предпосылкой для разграничения понятий монологического и диалогического дискурса представляется определение диалога. Диалог понимается в лингвистике как диалогический текст (который противопоставляется монологической) или как разговор, обмен высказываниями, речи. В этом отражаются два уровня диалогичности - формальный, который соответствует пониманию диалога как текста, и функциональный, который коррелирует с его пониманием как речи 15, с. 63.
На функциональном уровне диалогичность выступает как первичное свойство языка. Принцип диалогической природы языка был сформулирован В. фон Гумбольдт: «В первичной сущности языка имеется постоянный дуализм, и сама возможность вещания обусловлена обращением и ответом» [23, c. 39]. Принципа диалогичности придерживались такие выдающиеся лингвисты как М.М. Бахтин 3, Л. Выготский 5, Л.В. Щерба 24.
Начиная с Л.С. Выготского, широко цитируется высказывание Л.В. Щербы о том, «что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой и настоящее свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [24, с. 339 с]). По мнению Н.Н. Бахтина, все единицы речевого общения - выражения - связаны друг с другом диалогическими отношениями, причем диалогичность может быть преднамеренной и непреднамеренной [3, с. 488]. Кроме того, речевая деятельность, по мнению этих ученых, всегда является совместной деятельностью участников речевого общения, поэтому явление диалога оказывается включенным в представление о коммуникативной сущности языка как общественного явления.
Диалогический принцип является основой диалогизма как методологии гуманитарного познания и предполагает диалогическую модель языка - нелинейную, интеракциональну, конститутивную модель общения как языкового творчества [17, c. 8]. На нем основываются исследования в рамках анализа диалога. Этот принцип означает, что «применение языка всегда направлены на партнера в коммуникации, реально присутствующего, такого, что имеется в виду, или такого, что отождествляется с говорящим. В этом смысле текста функционально диалогическими, хотя они не всегда реализуются формально диалогичны», поэтому противопоставление диалога и монолога теряет смысл. Итак, дискурс любого типа функциональн- иалогический по своей природе.
Подчеркнем, что необходимо различать понятия «речь» и «речевая деятельность». Речь шире, чем речевая деятельность: представляя собой «способ формирования и формулирования мысли посредством языка» [8, c. 41], речь свойственна всем формам человеческой деятельности, специфика которой «во всех ее проявлениях, обусловленная социально-историческими законами развития, тем самым опосредуется специфически человеческой формой отражения действительности - вербальным мышлением, языком - речью» [9, c. 44]. Иначе говоря, речевая деятельность - это процесс внешнего выражения речи, процесс говорения и понимания [23, с. 40], она «составляет законченную конструкцию, построенную для сохранения потенции мышления и, кроме этого, для того, чтобы предоставить возможность общаться человеку с человеком, используя такое средство как язик» [7, с. 166]. А речь является общением, диалогом в широком смысле и коррелирует с понятием дискурса, но не приравнивается к нему. Дискурс является общением, которое имеет социальную и лингвистическую природу, что подчеркивает А.И. Морозова, развивая противопоставление языка и речи Ф. де Соссюра: «Дискурс является более речевым», чем речь, поскольку он предусматривает рассмотрение речи в контексте социальной деятельности человека, и «более языковым, чем язик», поскольку смещает рассматриваемые сущности в контекст мысли и знания» [16, c. 138].
Поэтому дискурс представляет собой совокупность речевой деятельности человека, которая по своей природе является когнитивно-коммуникативной, и результат этой деятельности - текст. Если текст является диалогическим (на формальном уровне), то и дискурс является диалогическим. Диалогический дискурс предстает как мыслительно-коммуникативная речевая деятельность коммуникантов в широком (ситуативно-коммуникативном, социо-культурном, когнитивно-психологическом) контексте, зафиксированным диалогической текстом 25, с. 261.
Таким образом, на формальном уровне разведение диалогического и монологического дискурса оказывается оправданным. Возникает вопрос об определении критериев разграничения диалогического и монологического текста - диалога (в узком смысле) и монолога.
Обычно, диалог и монолог различаются по количеству коммуникантов: монолог осуществляется одним лицом, к диалогу привлечены не менее двух коммуникантов, которые поочередно являются говорящими, физически контактируют и понимают друг друга [10, с. 15]. По этому критерию выделяется также полилог - текст, который производится несколькими коммуникантами [7, с. 5] и плеолог - текст, обращенный к аудитории [11, с. 248]. Однако, количество коммуникантов не может быть релевантной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова И. Б. Диалогичность как категориальная характеристика речи современного общества / И. Б. Александрова, В. В. Славкин // Медиаскоп. 2015. № 4. С. 7.
2. Александрова, О. В. Виды пространств текста и дискурса / О. В. Александрова, Е. С. Кубрякова // Категоризация мира: пространство и время : материалы науч. конф. / под ред. проф. Е. С. Кубряковой, проф. О. В. Александровой. М.: Диалог-МГУ, 2012. С. 15-25.
3. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1996. 543 с.
4. Богданов, В.В. Предложение и текст в содержательном аспекте / В.В. Богданов. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 170 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. М. : Педагогика, 1992. 504 с.
6. Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики / Г. Гийом. М.: Прогресс-Культура, 2012. 218 с.
7. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. М.: Языки славянской культуры, 2014. 688 с.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: НПО «МОДАК», 2011. 428 с.
9. Зиновьев И. В. Диалогизм М. М. Бахтина и современная теория журналистики / И. В. Зиновьев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 101. № 2. С. 24-31.
10. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. М.: Гнозис, 2014. 390 с.
11. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н. Колокольцева. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2011. 260 с.
12. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб: Речь, 2000. С. 125-167.
13. Лагутин, В.И. Проблемы анализа художественного диалога (К прагмалингвистической теории драмы) / В.И. Лагутин. Кишинев: Штиинца, 2009. 97 с.
14. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1991. 685 с.
15. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. М. : Гнозис, 2013. 280 с.
16. Морозова, Е.И. Ложь как дискурсивное образование: ингвокогнитивный аспект / Е.И. Морозова. Харьков: Экограф, 2005. 299 с.
17. Плеханова, Т.Ф. Дискурсивно-диалогическая концепция художественного текста: автореф. дисс. … д-ра филол. н. : спец. 10.02.04 «Германские язики» / Т.Ф. Плеханова; Минский гос. лингвистич. ун-т. Минск, 2005. 32 с.
18. Почепцов, Г.Г. О коммуникативной типологии адресата / Г.Г. Почепцов // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. – 2006. № 741. С. 216-218.
19. Скорик К. В. Типы диалогизации: их функции и языковая репрезентация в тексте художественной прозы / К. В. Скорик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 2 (10). С. 98-107.
20. Сковородников А. П. Диалогизация монологической речи / А. П. Сковородников // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / ред. А. П. Сковородникова. Красноярск, 2014. С. 129.
21. Стернин И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. М.: Академия, 2006. 269 с.
22. Хорошилова С.П. Диалогизация процесса речевого воздействия на аудитории / С.П. Хорошилова // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 131-133.
23. Хундснуршер, Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога / Ф. Хундснуршер // Вопросы языкознания. 2013. № 2. С. 38–50.
24. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. СПб.: Наука, 2014. 428 с.
25. Fishman, J.A. The sociology of language: an interdisci plinary approach to language in society / J.A. Fishman // Advances in the sociology of language. – 2014. Vol. 1. Р. 248-264.
26. Lambrou, M. Dialogism in journalistic discourse: An analysis of Ian McEwan’s «Savagely Awoken»/ М. Lambrou// Dialogue across Media. 2017. №28. Р. 137-154.