Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ проблематики гражданского общества, соотношение с государством как органом управления обществом дает возможность определить и исследовать источники демократического процесса формирования правового государства.
Общество как сложная социальная система не может находиться в хаотическом состоянии, социальные отношения людей должны так или иначе быть упорядоченными. Низкий уровень социальной активности общественных образований компенсируется вмешательством в общественные отношения со стороны государственной власти. И, наоборот, значительный круг вопросов совместной жизнедеятельности людей, которые решаются на автономных началах, не дает оснований для широкого использования государственно-принудительных мер, которые при таких условиях рассматриваются скорее как исключение, чем как правило.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное время в истории. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Целью настоящей курсовой работы является исследование проблемы правового государства, определение его понятия и основных признаков, а также изучение конституционных основ формирования правового государства в России. Данный вопрос требует детального рассмотрения и анализа с позиции того, что адаптация России к требованиям модели правового государства должна осуществляться с учетом ее историко-политических, социальных, культурных, национальных особенностей.
Реализация цели курсовой работы определила необходимость решения следующих заданий:
- раскрыть суть понятия «правовое государство»;
- исследовать эволюцию понятия «правовое государство»;
- проанализировать признаки и принципы правового государства;
- изучить конституционные основы формирования правового государства в России;
- раскрыть основные проблемы построения правового государства в России и предложить рекомендации по их решению.
Таким образом, объектом исследования в настоящей работе является формирование и развитие правового государства.
Предметом исследования является раскрытие признаков и понятия правового государства с учетом конституционных основ формирования такого государства в России.
Методы исследования были выбраны с учетом поставленных в работе целей и заданий, объекта и предмета исследования. Так, в работе использовались функциональный, системный методы, методы синтеза и анализа, а также исторический метод, который позволил проанализировать процесс становления и развития правового государства. Используя исторический метод, необходимо учитывать опыт прошлого, его позитивные и негативные аспекты, чтобы не допускать ошибок в период построения правового государства в России.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Теория правового государства - это синтез концептуальных идей и концепций природы правового государства как демократического, социального государства в котором господствует право, его признаков и принципов.
Основой, функциональной идеей, которая вошла в теорию правового государства является именно идея господства юридического закона, а не власти правителя.
Один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей реформой воплотил идею объединения права и силу власти в господстве законов. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.
Необходимость обеспечения господства закона в обществе в XX веке отстаивали в своих трудах выдающиеся ученые-юристы, а именно: А. Алексеев, П. Виноградов, В. Гесен, Н. Лазаревский, Н. Коркунов, Г. Шершеневич и другие.
Вторым направлением идей, вошедших в теорию правового государства - это концепция естественного права. Идея естественного права возникла в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто был сторонником идеи господства закона. Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны отвечать законы, которые происходят от государства.
Третьим направлением политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правового государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о необходимости принадлежности народа верховной власти основал Мо-дзи - китайский мыслитель V-IV вв. до н.э.
Существенный вклад в развитие теории правового государства привнесли разработчики концепции разделения власти. Впервые она была опубликована Аристотелем, который видел в государстве три элемента: законодательный орган, магистратуру, судебные органы. Концепция разделения властей начала формироваться в учениях Дж. Локка, который выделил законодательную, исполнительную и федеративную власть. На сегодня большинство исследователей ведет речь о следующих трех основных ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Заключительным этапом разработки конструкции правового государства является концепция господства права, в которой можно выделить две модели - англосаксонскую и романо-германскую. Англосаксонская модель
основывается на том, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законами, которые приняты с соблюдением предусмотренных процедур и устанавливают правила и обязанности граждан, их гарантии, и ни один официальный статус не может защитить человека от установленной законом ответственности, если он нарушил закрепленные права, нет никого, кто был бы выше закона. Романо-германский вариант обосновывает господство права в пределах различия права и закона.
Существенный вклад в развитие теории правового государства внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн и другие [6].
Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 году, а в 1829 году его соотечественник Г. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии автором первого учения о государстве считают И. Канта, который применил понятие «правовой закон» и государство определял как соединение многих людей, которые подчинены правовым законам, а целью государства считал господство идеи права.
Идея правового государства как юридическая конструкция выработана наукой права в XVIII-XIX вв. в период, когда формировался конституционный строй европейских стран.
Политическая власть в любом государстве в целом организуется и функционирует в правовой форме. Это, однако, не исключает возможности ее нарушения властью на отдельных этапах развития. Это дает основания признать, что конкретные государства в разной степени ограничены правом. Начало формирования правового государства означало желание развития государственности, в которой власть была бы максимально ограничена правом. Как следствие, правовое государство в определенной степени является понятием идеологическим. Это замечание является принципиальным для понимания: то, что считалось идеалом на момент начала формирования теории, в начале XXI века не в полной мере соответствует современным представлениям о роли и месте государства в жизни общества.
В современной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, с разными акцентами в его существенной характеристике. По мнению одних авторов в правовом государстве доминантным считают верховенство закона, других - государственный суверенитет народа, третьих - основные права человека, четвертых - отношения власти и индивида на основе права.
Известный немецкий профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового государства: верховенство права; гарантии прав и свобод; установление справедливых юридических институтов, которые обуславливают соответствующую форму государства; правовое государство должно быть социальным[8].
В научной литературе нового поколения правовое государство определяется неоднозначно. По мнению С. Комарова правовое государство - это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, которая функционирует на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждого лица. Н. Витрук считает, что правовое государство это организация и функционирования публичной (политической) власти, а также ее взаимоотношения с индивидом, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых является признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. С точки зрения А. Малько, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного сдерживания государственной власти с помощью права с целью недопущения злоупотребления [9, С. 233].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII с заявлением) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII с заявлением) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Научная и специальная литература
6. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/410726
7. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
8. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3384-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/387573
9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
10. Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 47 - 55.
11. Ганоев О.К. На пути к правовому государству: трансформация, реформирование, модернизация // Lex russica. 2017. N 2. С. 98 - 105.
12. Миронов Д.Н. Основы формирования правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 6 - 10.
13. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. N 11. С. 69 - 82.
14. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 12 -15.
15. Раянов Ф.М. Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления // Lex russica. 2015. N 8. С. 14 - 25.