Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема социально-психологической адаптации является важной задачей, исследуемой в настоящее время в психологии. Решение данной проблемы может значительно упростить процесс адаптации студентов к учебной деятельности, а так - же повлиять на отношение к ней и на ее качество.
Именно начальный период студенчества характеризуется целым рядом трудностей: перестройка сложившихся привычек (многие меняют место жительства, изменяются привычный образ жизни и социальное окружение); переход к самостоятельной жизни (появление необходимости в самообслуживании, возникновение материальных трудностей); неуверенность в своих способностях, страх предстоящей сессии (повышенный уровень тревожности и беспокойства); увеличение объема и содержания учебной информации и т. д.
В условиях современного общества, характеризующегося динамизмом, социально-экономической напряженностью, необходимостью решать большое количество вопросов, резко возрастают требования к адаптивным навыкам человека. Это повышает ответственность высших учебных заведений за успешную адаптацию студентов к вузовскому обучению и созданию для этого специальных условий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования психологических аспектов адаптации человека к различным условиям среды достаточно широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Антипова, В.В. Гриценко, В.В. Константинова, А.А. Малчаджяна, А.А. Реана н др.
Вопросы социальной адаптации рассматриваются в трудах Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева, О.С. Советовой. Л.С. Южаниной, и др.
Проблемы адаптации студентов к учебному процессу вуза нашли отражение в исследованиях С.А. Гапонова. II.И. Козловского. Ю.В. Щербатых и др.
Исследования показывают, что стихийная адаптация студентов младших курсов не дает достаточно хороших результатов. Следовательно, необходимо умелое и целенаправленное управление данным процессом. Начинать необходимо с очерчивания основных возрастных и социально-психологических характеристик.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации студентов-первокурсников в ВУЗе.
Объект исследования: социальная адаптация.
Цель курсовой работы – рассмотреть психологическую помощь студентам в социально-психологической адаптации на начальном этапе обучения.
Задачи:
- определить понятия и сущность психолого-социальной адаптации личности.
- выявить причины и трудности социально-психологической адаптации у студентов.
- проанализировать методы и формы профилактики нарушений социально-психологической адаптации.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере психологии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоритические аспекты изучения психолого-социальной адаптации
1.1. Понятие и сущность психолого-социальной адаптации личности
Адаптация в широком смысле слова – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям. Социально-психологическая адаптация – вид и составляющая адаптации, представляющая собой процесс и одновременно успешный результат взаимодействия личности и социальной среды.
Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды[1, c 79].
Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переоценить.
Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.
Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.
Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.
Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые[3, c 70].
Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общественным.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.
Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:
- семьи,
-группы в детском саду,
- школы,
-университетской группы,
-компании друзей,
-трудового коллектива и так далее.
Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.
Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда[5, c 79]:
-согласовывает свои цели с ценностями общества,
-научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
-приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
-получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
-устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.
Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования. Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адаптация и обучение в системах управления и принятия решений. - М.: Наука, 2013. - 208 c.
2. Александрова, Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф. / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной. – Москва, 2005. – С. 16-21.
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. – В сб.: Человек и общество. – вып. ХIII. – М.: Наука, 2013. - 104 c.
4. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 2010 - с.29-41.
5. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 66–70.
6. Конюхова, Т. В. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства // Известия ТПУ. – 2013. - № 6. – С.110-114.
7. Косаревская Т. Е., Кутькина Р. Р. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П. М. Машерова», 2006. 42 с.
8. Кудинов С.И. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях/ Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017.Выпуск 3 (23) Т.6. № 3. - С.229-239.
9. Кудинова И. Б. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №4. – С. 132–142.
10. Михайлова О.Б. Психологическая диагностика и реализация инновационности личности. М: РУДН, 2016. - 152 с.
11. Михайлова О.Б., Каминская Э.А. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата //Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 28-34.
12. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автoреф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Т.В. Наливайко. - Ярославль: Ярослав, гос. ун-т им. П.М. Демидова, 2006. –с. 27
13. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского. - Л.: Мир, 2011. - 87 c.
14. Постникова М. И. Особенности жизнестойкости молодежи / М. И. Постникова // Научный диалог. - 2016. - № 1 (49). - С. 298-310.
15. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. – Минск.: Слово, 2006. – С. 124–128.
16. Сагитова Л. А., Сагитов Р. Н. Адаптация студентов-первокурсников в колледже // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 135-139.
17. Саутина, Е.С Научное становление понятия «социальный интеллект» // Территория науки. – 2017. – №1. – С. 142–146.
18. Темирбаева Д. К., Исалиева С. Т. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 98–106.
19. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 2015. - 211 c.