Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о вмешательстве государства в экономику следует рассматривать в качестве центрального для каждого современного развивающегося государства, и это не так важно, будь то экономика или распределение. Никто не отрицает, что государство несет ответственность в экономической сфере. Что касается взаимосвязи между государственным регулированием и рыночным регулированием и границей, а также управлениями государственного контроля, то существует довольно широкий спектр теоретических перспектив и практических подходов к ним — от всей государственной монополии в управлении национальной экономикой до самого низкого экономического либерализма, где эксперты говорят, что только характерная экономика частного предприятия не ограничена, способна быть эффективной. Между этими вариантами существует ряд промежуточных вариантов, например, китайская версия комбинации рыночных и государственных регуляторов или так называемая социально ориентированная рыночная экономика Германии и Австрии, Шведская модель смешанной экономики и т. д.
Разнообразие экономики, которая все еще имеет самую высокую степень государственной монополии, было построено в нашей стране централизованной экономикой. Её основным компонентом было планирование, то есть централизованное решение вопросов о количестве и производстве, которые должны использоваться ресурсами, в какой степени должна быть потрачена работа и капитал, в какой должна быть заработная плата и т. д. Здесь регулирование не нужно говорить: государству просто не нужно регулировать. В этом случае речь идет о замене универсальности всех форм собственности и вариантов ответа на вопрос «что, как и для кого производить?» единственной формой собственности является государство, а ответ на основной экономический вопрос-своевременные централизация и распределение. Но каким-то образом такая система показала свою неэффективность. Задача создания сбалансированного плана практически невозможна. Даже система, в которой все действия экономических субъектов запрограммированы на пять лет вперед, в маловероятном случае в результате сбалансированного плана становится сидячей, плохо адаптируемой к изменениям.
Остается важный путь развития рынка. Тем не менее, в рыночной экономике государство должно постоянно двигаться к совершенству своего влияния. Государство не должно решать такие задачи, как прямое производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Однако он также не имеет права свободно распоряжаться производимыми ресурсами, капиталом и имуществом, как это имеет место в экономике распределения. На мой взгляд, государство должно постоянно создавать равновесие, а затем, увеличивая, а затем, снижая степень своего вмешательства в рыночную систему.
Объектом исследования являются государственная политика и процессы государственного регулирования.
Предметом исследования являются процессы государственного регулирования экономики, а также основные проблемы, возникающие при регулировании экономики в России и за рубежом.
Целью работы является выявление проблем, возникающих при регулировании экономики в России и зарубежом и разработка предложений по использованию опыта зарубежных стран по регулированию экономики в России
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования экономики.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
3. Изучить зарубежный опыт методов государственного воздействия на развитие экономики различных стран.
4. Исследовать возможность применения зарубежного опыта в реалиях российской экономики.
Необходимо рассмотреть новые технологии, чтобы показать их ценность в экономике, проанализировать основные проблемы. Цели исследования более подробно рассматриваются на примере России с ее проблемами и перспективами.
Методологической основой исследования послужит метод научного познания, структурная, системная, графическая, сравнительная, научная абстракция, единство исторической и логической, а также те, которые определяют роль новых технологий в экономике современной России.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды и методические разработки ведущих зарубежных и отечественных ученых экономистов по проблеме развития инновационного развития России и зарубежных стран.
В структуру работы входят введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования рыночной экономики
Одним из важных законов, регулирующих развитие рыночной экономики, является тенденция к усложнению структуры рыночной системы в результате стремления к взаимодействию растущего числа экономических субъектов . Промышленная революция конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века привела к росту рыночной системы до совершенно нового качественного уровня, к вершине турбулентного расширения рынка и экономических процессов того периода, создала новую основу для другой взаимосвязи социальных и экономических процессов, рыночных механизмов и общества. Для более эффективной самореализуемой инфраструктурной сферы рыночного механизма жизненно необходимы системы правовых норм, условий внешней и внутренней безопасности, стабильной национальной валюты, системы общественных благ, которые могут обеспечить не только поддержку, но и корректирующие действия. Результатом этой комбинации был чрезмерный динамизм экономики в первой половине двадцатого века при несформировавшемся механизме корректировки границ и уровней общего экономического равновесия. Несовершенство современной экономики, свободной конкуренции на конкретном уровне становления производительных сил была оправдана экономической теорией и классически подтверждена мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов. Основными в экономической науке на данный момент считаются работы Г.М. Кейнса, в которых создатель обосновывает надобность совершенствования роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращения будущих потрясений.
Необходимости совместного управления экономикой на протяжении последнего века привели к увеличению регулирующей роли страны в финансовой системе, так как вмешательство страны в экономику разрешает смягчить или поглотить отрицательные результаты рынка, рассматривается как активный субъект экономической деятельности. Этому феномену дано название «экономическая политика», определение которого наиболее распространенно в мировой экономической литературе, было дано известным ученым Германии Х. Хиршем. Сформированные в науке фундаментальные положения экономической политики того времени таковы :
1) на экономическую политику влияют два аспекта: изменение экономической ситуации, с одной стороны, и изменение экономического мышления, с другой;
2) текущая практика показывает, что влияние экономической политики выше в случае принятия решений правительством и с упором на существующие в стране реалии - политический баланс сил и уровень развития страны;
3) экономическая политика является важнейшим инструментом поддержки политического курса страны. Поиск новых подходов к исследованию, появление новых тенденций и школ, присущих современной российской экономике.
Роль государства в экономике страны остается спорным вопросом :
1) одни экономисты называют государство довольно трудным и гибким механизмом, мешающим развитию экономики;
2) другие считают, что механизмы экономики страны весьма сложны и без государства не как.
В экономической жизни общества государство должно приносить участие, что подтверждает современная модель экономики.
Государство в роли регулятора экономики выполняет следующие функции:
1) разработка системы рыночных отношений (путем разработки нормативно-правовой базы);
2) подготовка прогнозов развития страны в будущем (что будет со страной, например, через 10-20 лет);
3) регулировка пользы сил природы и охраны окружающей среды;
4) координация экономических интересов участников промышленных и экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
5) экономическая регулировка и обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
6) управление демографическими процессами;
7) организация ориентации производства на конечный результат, рассмотрение интересов и мотивов профессиональной деятельности;
8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.
Для выполнения этих функций государство выполняет ряд задач:
1) защита рыночной экономики от снижения конкуренции и формирования монополий непосредственно путем принятия антимонопольного законодательства;
2) доходы от общественных товаров и услуг, т. е. товаров и услуг, имеющих следующие характеристики:
- отдельным лицам не сложно получить гонорар или не позволить им использовать такие товары и услуги (уличное освещение, электричество в домах и т. д.);
- ожидаемая прибыль от производства не оплачивает инвестиции в частный капитал и другие расходы;
3) рассмотрение и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации - это ситуации, которые не могут быть скорректированы в рамках рыночного механизма; эти последствия могут быть вредными (нефть в воде) и полезными (планирование и очистка территории).
Государство вмешивается в рыночную политику в таких случаях, когда рынок сам не справляется с контролем процесса покупки и продажи. Помощь государства может проявляться в следующем :
1) обеспечение правовых основ и общественной среды;
2) перераспределение доходов и богатства;
3) защита конкуренции;
4) регулировка распределения ресурсов;
5) способствование стабилизации экономики.
Государство способствует контролированию экономики в каждой из экономических систем, и этот контроль в современной рыночной системе производится в меньших объемах, чем в административной и командной системе управления, но в этом случае экономическая роль государства довольно велика.
К регулярно меняющейся обстановке национальное контролирование рыночной экономики, состоящее из исполнительных законодательных и контрольных мер, адаптирует и стабилизирует действующую социально-экономическую систему.
Обязательным компонентом воспроизводительного процесса служит государственное регулирование рыночной экономики и оно способствует стимулированию экономического роста, регулированию занятости, поддержке постепенным изменениям в секторальной и региональной отрасли и контролю экспорта. В течение определенного периода в зависимости от важности экономических и социальных проблем определяются сферы, масштабы и формы государственного регулирования экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017. - 148 c.
2. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 208 c.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов. 3- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2018. – 399 с.
4. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2016. — 334 с.
5. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики; Дело и сервис - М., 2016. - 176 c.
6. Гавриш А.А. Влияние экономических циклов на экономическое развитие России. – 2018. – № 12. – С. 16-24.
7. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС - М., 2018. - 356 c.
8. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ - М., 2018. - 320 c.
9. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
10. Замулин О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории. – 2019. — №1. — С. 144−153.
11. Иохин В. Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2016. – 189 c.
12. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.
13. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики; Экономика - М., 2017. - 496 c.
14. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие - Омега-Л - М., 2017. - 352 c.
15. Орехова Е. А. Динамика экономического развития, современные проблемы экономики России. – М.: Саратов, 2018. – 214 с.
16. Рассел Джесси Государственное регулирование экономики; Книга по Требованию - М., 2017. - 118 c.
17. Симонова Ю. Ф. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 219 с.
18. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики; КноРус - М., 2016. - 328 c.
19. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: моногр. ; Экономистъ - М., 2016. - 624 c.
20. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории, - М.: Киров, 2015. – 325 с.
21. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru