Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце XX – начале XXI в. Российское государство оказалось в новых социально-экономических, политических и культурных условиях существования. Трансформации подверглись основные общественные институты. В числе последних значится и российская семья. Жизнедеятельность современной семьи, ее устойчивость и стабильность оказались в зоне риска. Семейный институт в целом показал неспособность адаптироваться к происходящим переменам в обществе. Новая, так называемая, либеральная идеология государства противоречила стереотипам традиционной семьи, привычным для нас представлениям и ценностям, усвоенным народом России в течение веков.
В современном мире семья играет огромную роль. Она является основой любого государства. Семью можно представить как кристалл общества, ведь именно из семьи человек выносит качества, которые становятся источником созидания: любовь, доброту, верность, взаимопонимание, уважение, терпение. Семья – один из древнейших социальных институтов, которая имеет ключевое значение в воспитании будущего поколения. Эталоном такого рода семьи является благополучная семья.
В последнее время наблюдается не только стремительное, техническое развитие общества, современные динамические преобразования в социальной и политической сфере государства, процессы глобализации, но и сдвиги в середине института семьи, начиная с преодоления кризиса патриархальности семейных отношений и усиление внимания к личности ребенка, защиты его прав и интересов. Но вместе с тем можно отметить и девальвацию семейных ценностей, потерю семьей необходимых и традиционно присущих именно ей функций, что приводит к сложной проблеме внутренне семейных взаимоотношений и влияния семейного воспитания на формирование личности. К сожалению, сегодня общество, находясь в тяжелом политическом, экономическом и морально-духовном положении, не уделяет должного внимания роли семейного воспитания на становление и формирование личности.
Актуальность нашего исследования связана с требованиями современности в создании высоко нравственной, демократического, правового государства, возможно благодаря надлежащему воспитанию подрастающего поколения, которое осуществляется в благополучных семьях.
Объект исследования – благополучная семья.
Предмет исследования – особенности воспитания подростков.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей воспитания подростков в благополучной семье.
Задачи исследования:
1. Дать определение семьи, ее социальным функциям и влиянию на формирование личности ребенка.
2. Рассмотреть понятие, определение и психологический портрет благополучной семьи.
3. Охарактеризовать особенности воспитания и его влияние на формирование личности ребенка.
4. Проанализировать стили воспитания в благополучной семье.
5. Выявить причины девиантного поведения подростков в благополучных семьях и методы его коррекции.
Глава 1 Семья как социальная ячейка общества
1.1 Определение семьи, ее социальные функции и влияние на формирование личности ребенка
В контексте человеческого общества семья (от латыни: familia) - это группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), родством (браком или другими отношениями), либо совместным проживанием (подразумеваемым этимологией английское слово «семья») или некоторая их комбинация. Членами ближайшей семьи могут быть супруги, родители, братья, сестры, сыновья и дочери. Члены расширенной семьи могут включать бабушку, дедушку, тетю, дядю, двоюродного брата, племянника, племянницу и родственника в браке. Иногда они также считаются членами семьи, в зависимости от конкретных отношений человека с ними.
В большинстве обществ семья является основным институтом социализации детей. В качестве основной единицы для воспитания детей ученые обычно выделяют большинство семейных организаций как матрифокальная (мать и ее дети); супружеская (жена, ее муж и дети, также называемая нуклеарной семьей); авункулярная (например, дедушка, брат, его сестра и ее дети); или расширенная (родители и дети проживают совместно с другими членами семьи одного из родителей).
На сегодняшний день есть большое количество определений семьи. Например, английский социолог Гидденс утверждает, что семья представляет собой группу людей, которые связаны посредством прямых родственных взаимоотношений, при этом взрослые члены семьи несут ответственность за уход за детьми [2, с. 275].
По мнению В.И. Зацепина семья является социальным объединением, члены которого взаимосвязаны бытом, моральной ответственностью перед друг другом и взаимопомощью [4].
В соответствии с определением доктора педагогических наук
А.В. Мудрика семья представляет собой основанное на брачных взаимоотношениях либо на кровном родстве сообщество, члены которого ведут общий быт, имеют различные нормы, санкции и поведенческие образцы, которые регламентируют отношения между всеми членами семьи [12, с. 84].
Однако, среди современных определений привлекает данное российским социологом А.Г. Харчевым. В соответствии с позицией А.Г. Харчева, семья представляет собой малую социальную группу в обществе, основывающуюся на супружеских взаимоотношениях и родственных связях (мужа и жены, родителей и детей, а также других родственников) и на ведении общего хозяйства и моральной ответственности [17, с 60]. Исследованиями семьи занимаются в течение длительного времени многочисленные исследователи. Они отмечали, что на сегодняшний день российские семьи ежедневно сталкиваются с различными важными проблемами. Семья является важной частью социума, и все те трансформации, которые происходят в других сферах (экономика, политика), оказывают воздействие на её структуру. Как современный социум борется с экономическим и духовным кризисом, так и семьи оказываются в зависимости от данных процессов в обществе.
Семья является одним из древнейших социальных институтов, который возник намного раньше таких, как религия, государство, армия, образование, рынок. Методологическую основу понимания причин, которые побуждают общество к объединению в семьи, созданию устойчивых связей и взаимодействий, составляют человеческие потребности.
В соответствии с теорией А. Маслоу, структура потребностей, согласно подразделяется на:
1) физиологические потребности;
2) экзистенциальные потребности;
3) социальные потребности в коммуникации;
4) потребность в признании;
5) потребность в самореализации.
Применяя объяснительные возможности данной структуры потребностей, можно охарактеризовать основу возникновения и функции семьи в рамках социума. На рисунке 1.1 представлены основные функции, которые выполняет семья. Важным моментом является то, что в различные жизненные периоды в семьях приоритетное место могут занимать отдельные функции.
Рисунок 1.1 – Функции семьи
Положение семей является своеобразным барометром общественного положения, позволяет оценить степень его развития в сфере предоставления возможностей для социального развития гражданам.
1.2 Понятие, определение и психологический портрет благополучной семьи
Невозможно произвести оценку состояния и перспектив семьи, не учитывая ключевые трансформации, которые произошли с данным социальным институтом на протяжении XX в. (дети стали более эмансипированы от родителей, закрытая система формирования института брака сменилась на открытую, во много возросла ценность индивидуальной личностной свободы и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник московского университета. – 2008. – № 5. – С. 23-29 c.
2. Гидденс Э. Социология. – М: Эдиториал УРСС, 2014. – 704 с.
3. Змaновcкaя Е.В. Девиaнтология: (Пcихология отклоняющегоcя поведения). М.: Aкaдемия, 2011. – 330 c.
4. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. – М.: Эксмо, 2016. – 234 с.
5. Кемпбел Рос. Как по-настоящему любить своего ребенка. – Пер. с англ. – 8-е изд., перераб. – СПб. : Мирт, 2004. – 155с.
6. Кон И. С. Родители и дети // Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 16-19.
7. Кондратьев С.В., Кондратьева О.В., Шишов С.Е. Основы православной педагогической психологии: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., професора С.Е.Шишова. – М.: ООО «Буки Веди», 2013. – 214 с.
8. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / К. Манадес. – Пер. с англ. Т. В. Снегиревой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2012. – 272 с.
9. Минухин С. Техники семейной психотерапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016. – 304 с.
10. Малинецкий Г.Г. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оборона. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 186 с.
11. Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3. Ч.1. – С. 32-34.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 230 с.
13. Психология подростка. Учебник / под редакцией А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. – 480 с.
14. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Вирджиния Сатир. – М. : Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
15. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие для студ. вузов. – Спб: Речь, 2012. – 440 с.
16. Троицкий Е.С. Демографические проблемы России в обстановке кризиса и пути их решения. – М.: Издательство «Граница», 2009. – 145 с.
17. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М: Академия,1993. – 217 с.
18. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
19. Хрустова Е.С., Акутина С.П. Психолого-социальные модели помощи современной семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии/В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. – 2015. – С. 174-178.
20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: хрестоматия. – Самара, Издательский дом БАХРАХ-М, 2003. – С.44-101.