Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что объем правовых, экономических, социальных проблем в сфере обеспечения миграционной безопасности России требует детального научного анализа каждого административно-правового режима в отдельности. В свою очередь, правовая система Российской Федерации накопила значительный объем разрозненных правовых актов в сфере миграции населения, которые набрали ту критическую массу, когда количество не переходит в качество, а создает деструктивные явления в правоприменении, а цель правового воздействия на общественные отношения в сфере миграции населения не достигается. Представляется, что назрела необходимость в разработке и выходе в свет Миграционного кодекса Российской Федерации. Указанный нормативный правовой акт позволил бы систематизировать и консолидировать имеющиеся законодательные нормы, устранил бы противоречия и, думается, упростил бы вопросы правоприменения.
В сфере социально-политических, экономических и правовых проблем глобального масштаба лежат миграционные вызовы, влияющие на все сферы деятельности государства и происходящие в них процессы. Миграция населения, как правило, относится к категории естественных явлений, а миграционные процессы подчиняются универсальным законам социального развития, приобретая вместе с тем определенную специфику в зависимости от исторического времени и места. Она способствует развитию стран за счет привлечения трудящихся-мигрантов, но и влияет на социальную сферу, в том числе и на экономическую. В связи с этим регулирование миграций (внешней и внутренней) в любом государстве является одной из важных задач, отражаемых в законодательстве в сфере миграции на современном этапе.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием миграции.
Предметом работы являются нормы действующего административного законодательства, регламентирующие сферу миграции, практика их применения, а та же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение административно-правового регулирования в сфере миграции.
Задачами работы ставится:
• исследовать миграцию и ее правовое регулирование;
• дать характеристику административно-правовому регулированию в сфере миграции;
• проанализировать административно-правовое регулирование трудовой миграции;
• определить перспективы развития административно-правового регулирования в сфере миграции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключеня и библиографического списка.
1. Миграция: значение и общее административно-правовое регулрование
1.1. Характеристика и правовое регулирование миграции
Современное законодательство в сфере миграции рассматривается как система нормативных правовых актов, имеющая многие признаки отраслевой обособленности в общей системе российского законодательства. При этом миграционное законодательство носит комплексный характер, что обусловлено многогранностью отношений, складывающихся при регламентации перемещений населения. Фактические отношения в сфере миграции населения являются предметом регулирования конституционного, административного, финансового, трудового, гражданского и некоторых других отраслей российского права; для их регламентации также используются средства и методы различных отраслей права. Одновременно с этим в правовом регулировании миграции проявляются собственные черты, правовые институты, подходы к регулированию, характеризующие его как относительно самостоятельную часть российской правовой системы.
Регулирование, осуществляемое с помощью блока норм миграционного законодательства, носит интегрирующий характер, поскольку направлено на решение соответствующих задач на всех уровнях территориальной организации государства. Это требует дальнейших усилий в направлении систематизации законодательства, совершенствования нормативных правовых актов в данной сфере, принимаемых органами власти различных территориальных уровней.
К сожалению, несмотря на накопленный в данной сфере немалый «багаж» нормативно установленных терминов и определений, категория миграции на законодательном уровне не детерминирована. Отсутствуют определения и производных от данного термина понятий, таких как «мигрант», «миграционный», позволяющих более четко выделить предмет отрасли законодательства - миграционные отношения. Между тем это одно из наиболее глубоких фундаментальных понятий в теории регулирования миграционных отношений, использование которого дает возможность как развертывания новых теоретических правовых конструкций, так и построения новых правовых норм. Отсутствие базового понятия, в свою очередь, не позволяет правильно сформировать понятийные ряды, связанные с этим понятием и необходимые для целей правового регулирования.
Неопределенность юридических границ данного термина обнаруживается и как одна из методологических преград для развития других общественных наук, исследующих эту проблему, прежде всего экономики, демографии, социологии, истории. При этом исследование различных аспектов миграции, а следовательно, и теоретическая разработка самого понятия имеют длительную историю.
С 1990-х гг. вопросами определения понятия миграции населения начали активно заниматься представители различных общественных наук (социологии, демографии, экономики, этнологии, юриспруденции и др.). При этом наблюдалось в том числе заимствование определения содержания категориально-понятийного аппарата, разрабатываемого в зарубежной литературе, а также на уровне различных международных организаций (МОТ, УВКБ ООН и др.). В то же время для юридической науки разработка категориально-понятийного аппарата всегда представляла сложность, поскольку далеко не все понятия, разработанные в рамках иных отраслей общественных наук, можно переложить на язык закона. Дополнительные проблемы возникают из-за того, что особую роль здесь всегда играет официальная концепция самого государства, которая ставит более строгие рамки для исследователей-юристов.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который в настоящее время рассматривается как базовый для регламентации отношений в сфере внешней миграции, не содержит определения понятия «мигрант» или понятий, родственных по отношению к данному термину. Терминология, касающаяся миграционного учета и содержащаяся в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», также не раскрывает данный термин, за исключением его известной ключевой составляющей - перемещения.
Отсутствие нормативного определения понятия миграции создает известную сложность в отграничении предмета регулирования миграционного законодательства от предметов правового регулирования иных отраслей российского законодательства. Проведение отграничения требует осуществления доктринального и эмпирического анализа, что, однако, в отсутствие базовых, системообразующих понятий невольно допускает вероятность субъективного толкования.
Определение предмета регулирования миграционного законодательства обусловливает необходимость формулирования наиболее значимых характеристик как самого процесса миграции, так и возникающих на его основе миграционных правоотношений.
Развитие миграционного законодательства идет в рамках сразу нескольких отраслей российского законодательства. Однако комплексный характер миграционного законодательства требует внутреннего согласования и координации правовых норм. Роль такого координатора обычно играет базовый правовой акт, определяющий и основные направления развития в
Фрагмент для ознакомления
3
Список нормативных правовых актов и литературы
1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 492 - 515.
2. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS N 197) [рус., англ.]. Заключена в г. Варшаве 16.05.2005. // СПС «КонсультантПлюс».
3. Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (ETS N 107) [рус., англ.]. Заключено в г. Страсбурге 16.10.1980 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Заключена 18.12.1990. // СПС «КонсультантПлюс».
5. Рекомендация N 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная в 1949 году) (вместе с «Типовым договором о временной и постоянной миграции трудящихся, включая миграцию беженцев и перемещенных лиц»). Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Рекомендация N 151 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах». Принята в г. Женеве 24.06.1975 на 60-й сессии Генеральной конференции МОТ // СПС «КонсультантПлюс»..
7. Соглашение от 15 апреля 1994 г. (с изм. от 25.11.2005) «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» // Бюллетень международных договоров. Февраль 1997 г. N 2; Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 5. Ст. 546.
8. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
11. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.
12. Федеральный закон от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 40 (ч. I). Ст. 5310.
13. Постановление Правительства РФ от 10.11.1997 N 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 годы» // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5406.
14. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 10. Ст. 923.
15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (ч. I). Ст. 2147.
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета, N 46, 02.03.2018.
17. Андриченко Л.В. Миграционное законодательство в системе российского законодательства // Журнал российского права. 2018. N 3. С. 9.
18. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 5 - 15.
19. Васильев А.М., Гринева Ю.А., Копченко И.Е. Европейский миграционный кризис (2014 - 2015): причины и основные параметры // Журнал «Общество: политика, экономика, право». 2016. N 2. С. 91 - 98.
20. Васильев А.М., Сирик М.С. Нарушения требований исполнительного законодательства сотрудниками федеральной службы судебных приставов России // Исполнительное право. 2015. N 2. С. 4.
21. Ионцев В.А. Трудовая миграция. Вопросы управления и защиты прав трудящихся-мигрантов в России: Сборник статей / Гл. ред. В.А. Ионцев. М., 2005. С. 18.
22. Корнилович С.Г., Малышев Е.А. К вопросу об определении понятия «трудящийся-мигрант» в правовой системе Российской Федерации // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. N 14. С. 127.
23. Малышев Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. М.: Юстицинформ, 2017. С. 78.
24. Малышев Е.А. Концептуальные основы правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции в Российской Федерации: административно-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. N 1. С. 38.
25. Прудников А.С. Пути совершенствования законодательства в сфере миграции // Административное право и процесс. 2018. N 8. С. 38.
26. Сандугей А.Н. Правовые и организационные проблемы обеспечения миграции населения при чрезвычайных ситуациях: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 9.
27. Степанов А.В. Миграционное право как новое структурное формирование в системе права Российской Федерации: за и против (анализ точек зрения) // Административное право и процесс. 2014. N 11. С. 32 - 35.