Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключаются в том, что художественная литература имеет огромное значение в формировании исторического мышления ученика. Она не только способствует развитию и усовершенствованию логического исторического мышление, благодаря возможности анализирования, синтезирования, проведения аналогии, но и образного мышление. Ведь художественный образ, дает работу воображению, ассоциациям, обучающимся, моделируя историческую реальность. И вместе с тем, художественная книга помогает учителю поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету, а также повышает доказательную силу изложения.
История - одна из гуманитарных наук, наука о человеке и человеческом обществе. Получить информацию о происходящем в обществе можно простыми способами - наблюдением за происходящими действиями и посредством общения с людьми. Но проблема в том, что с помощью данной информации мы сможем оценить только происходящее в настоящий момент времени. Для изучения же прошлого человеческого общества, необходимо использование более сложной методики получения информации. В отличие от точных наук, история не имеет возможности воспользоваться результатами опытов, которые поддаются воспроизведению. Единственный способ познания объекта истории - использование исторических источников, которые сохраняют информацию о прошлом.
Художественная литература в настоящее время является начальным источником формирования у читателя представления об определенной исторической эпохе. Современная историография выделяет 3 аспекта в значение произведений художественной литературы как источников по новой и новейшей истории - как источники по истории культуры времени их создания, как источник по истории быта и нравов, как источник по истории общественной мысли и общественно-политической борьбы.
При осмыслении феномена исторического образования полезно уточнить смысл наиболее общего понятия «история» применительно к процессу исторического образования. Под «историей» обычно имеют в виду исследования и описания прошлого как особая профессиональная сфера деятельности (историческая наука), а также образы прошлого в общественном сознании (коллективная историческая память). Эти понятия часто рассматриваются как синонимы. Однако эта точка зрения тоже является дискуссионной. Среди исследователей нет единства в вопросе о соотношении «истории» и «исторической памяти». Одни рассматривают эти понятия как синонимы, другие их противопоставляют.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу', вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому' образцу'. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением - умением учиться.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия. следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Изучение истории имеет целью наиболее точное отображение прошлого. В исторической науке с течением времени события утрачивают непосредственную актуальность, что позволяет историкам претендовать на объективность научного исследования этих событий. Иная закономерность характерна для исторического сознания и исторической памяти. Устная традиция передачи информации о прошлом мифологична по своей сути и направлена на некритическое восприятие образов прошлого. При этом память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях воспроизводятся через призму настоящего
Исторические источники играют важную роль в формировании исторических знаний, являясь основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако их значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно.
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
В процессе работы была использована литература советского и современного периода. Так в обобщающих работах Вагина А. А., Шогана В.В. рассматриваются вопросы, связанные с использованием художественной литературы на уроках истории, он дает классификацию печатных средств обучения, перечисляет признаки, по которым их можно различать, приводит примеры для обеих групп произведений. Авторы дают информацию о том, какие произведения и на каких уроках целесообразнее использовать.
Классическими произведениями источниковедения считаются книги немецкого ученого Э. Бернгейма, вышедшие в 1889 году, и книги французских историков Ш.-В. Лаглуа и Ш. Сеньобоса, опубликованные в 1898-1901 годах. Другим произведением, актуальным и в наши дни, является работа Г. Вольфа, посвященная источниковедению новой истории. Так же большое значение в общем источниковедении имеют коллективные труды зарубежных авторов - «История и ее методы» и «Введение в изучение истории». Классиками русского источниковедения являются А. А. Шахматов и А. С. Лаппо-Данилевский. Историком- источниковедом, занимающимся западными странами Европы, считается Н. И. Кареев. В 1960-х годах разрабатываются программы для преподавания источниковедения новой и новейшей истории. Составителями этой программы выступили В. А. Дунаевский, И. В. Григорьева и Р. С. Мухина.
Из современных изданий следует отметить обобщающую работу Студеникина М. Т. В ней автор очень подробно освещает использование художественных произведений в обучении истории. В частности, в работе содержится информация о классификации произведений: исторические источники и историческая беллетристика. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. в своей работе сосредотачивают особое внимание на рассмотрении приемов развития познавательных возможностей учащихся в обучении истории, а так же предлагают несколько специфических приемов работы на уроке, в частности с использованием художественного произведения. Библер В.С., Ванина, Э.В. и Лернер И.Я, Куприянова Д.В., дают информацию, о методике формирования у обучающихся исторического мышления, а также справку в историю о том, как и когда произошло осознание в необходимости логического анализа исторического мышления. Гиттис И.В., Ежева С.А., Коровкин Ф.П., дают последовательный пример методики обучения истории с начальных классов да средней школы.
Объектом исследования в данной работе является художественная литература как источник на урове истории
Предмет исследования: является использование художественной литературы на уроках истории.
Цель работы - характеристика методики использования художественной литературы на уроках истории и разработка урока по ФГОС с ее применением.
Задачи работы:
1. Определение понятия источников на уроках истории.
2. Характеристика историко-источниковедческого значения художественной литературы.
3. Определение требований к организации работы с произведениями художественной литературы при преподавании истории.
4. Анализ использования произведений художественной литературы на уроках истории на примерах произведений Н.В. Гоголя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Биск И. Я. Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории. / И. Я. Биск. - Тамбов, 1971. - 176 с.
2. Вагин А. А. Использование художественной литературы в преподавании истории. - «Художественная литература в преподавании новой истории». Состав. А. А. Вагин. - М., 1966.
3. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М.: «ВЛАДОС» 2003. 384 с.
4. Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учеб. пособие. / И. В. Григорьева. - М., 2012. - 228 с.
5. Источниковедение. Теория, история, метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов. О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1998. 702 с.
6. Коровкин, Ф.П. Методика обучения истории в средней школе / Ф.П. Коровкин - М.: «Просвещение» 1978. 158 с.
7. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 472 с.
8. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин. -М., 2002. - 735 с.
9. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. СПб., 2011..
10. Озерский, И.З. Руководство внеклассным чтением по истории / И.З. Озерский - М.: «Дело» 1979. 490 с.
11. Сальникова А. А. Современное зарубежное источниковедение: теория и метод / А. А. Сальникова. - Казань, 1999.
12. Стрельницкий В. И. Изобразительный материал как исторический источник. - «Вестник Ленинградского университета», История, язык и литература. Выпуск 3. Л., 1964.
13. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студенкин. М.: «Гуманитарный издательский центр ВАЛДОС» 2000. 240 с.
14. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века / М. Н. Тихомиров. - М., 1962. - 496 с.
15. Шмидт С. О. Современные проблемы источниковедения. //Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969.