Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ситуация на рынке средств массовой информации постоянно меняется: появляются новые теле-каналы, передачи, радиостанции, газеты и журналы. И вот тут-то и разгорается борьба не на жизнь, а на смерть за своего зрителя, читателя или слушателя.
Успешность новых проектов СМИ можно прогнозировать, например с помощью социологиче-ских исследований, а в частности исследований аудиторий СМИ. Это с одной стороны.
С другой стороны, измерение количества читателей, слушателей, зрителей, контактировавших с носителем информации, позволяет осуществлять выбор между различными медиа, поскольку основа этой информации едина для всех СМИ. Измерения аудиторий формируют своего рода общую систему координат, не зависящую от технических характеристик конкретного носителя информации. Возможно лишь сравнение объема и состава аудитории одного и другого носителя информации. <
Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повсе-дневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотети-ческие закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повсе-дневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.
Актуальность данной работы по определению методов изучения целевой аудитории СМИ со-стоит в том, что понятие целевая аудитория является одним из центральных в деятельности СМИ. Степень изученности этой темы достаточно высока. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам изучения СМИ. В курсовой работе даются характеристики методов изучения аудитории (массовые опросы, анкетирование, дневники, аудио - и ТВ - метры, прессовый опрос), раскрывается их применимость в СМИ.
Материалы данной работы могут быть использованы в качестве вспомогательного информаци-онного материала при определении целевой аудитории СМИ, взаимодействии с ней, а также при определении методов изучения аудитории СМИ. Так же это может быть полезно, препода-вателям ВУЗов, в рамках дисциплины «Журналистика».
Целью данной работы является определение и рассмотрение методов изучения аудитории СМИ.
Объектом изучения в данной работе является целевая аудитория СМИ.
Предметом изучения в данной работе является методы ее изучения.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и характеристику аудитории СМИ;
- изучить количественные и качественные характеристики аудитории ;
- изучить типы аудитории;
- определить методы изучения аудитории СМИ;
- изучить методы измерения аудитории радиостанций и печатных изданий.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и характеристики аудитории СМИ
1.1 Количественные и качественные характеристики аудитории
Термин "аудитория" произошел от латинского auditorium, что дословно значит "место для слу-шания". Аудитория в социологии журналистики определена в виде совокупности людей, кото-рые являются адресатами журналистских произведений, данная совокупность возникает на базе их информационных потребностей и интересов, а также способов, форм, каналов удовлетворе-ния данных потребностей.
Во время проведения социологических исследований необходимым является методически кон-кретное и точное определение объекта изучения. Для точного определения аудитории СМИ важно обращаться к процедуре интерпретации, в данном случае которая заключена в опреде-лении границ изучаемой совокупности. Аудиторию можно ограничить географически, к приме-ру, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Москва, Северо-Западный регион и так далее. Аудиторию можно разграничить по временному признаку — случайный потребитель; потенци-альный читатель, который обладает похожими характеристиками (прежде всего интересами) с целевой аудиторией регулярный потребитель, читающий газету не реже, к примеру, одного ра-за в месяц; постоянный читатель или потребитель каждого номера газеты. И, наконец, главное ограничение введено по типу канала массовой информации - обращение к конкретному СМИ или похожим по виду.
С точки зрения социологических интерпретаций и категорий, находящихся в базе понятия ауди-тории, она может быть трактована и как "масса" - аморфная общность социума, и как "социаль-ная группа" - относительно устойчивая совокупность людей, который имеют общие интересы, стиль и образ жизни, нормы поведения и ценности, которые складываются в период историче-ски определенного общества. Социальная группа содержится в системе внешних и внутренних взаимодействий, для нее характерным является определенный набор социальных норм, она обладает своей ролевой структурой.
Аудитория СМИ — это исторический продукт, возникший на определенном этапе общественно-го развития вместе с такими феноменами, как «массовая коммуникация», СМИ, «массмедиа», «массовое общество» и «массовая культура». Все эти понятия, появившиеся в начале XX в., обо-значали новые явления и новое состояние общества и культуры, которое сформировалось под влиянием научно-технических достижений, позволивших тиражировать и распространять ин-формацию в массовом масштабе.
Техническая природа средств массовой коммуникации определила ряд особенностей и специ-фических черт аудитории СМИ. Среди них, как правило, выделяют следующие.
1. Значительность размеров. Аудитории СМИ — это численно большие аудитории, характери-зующиеся размером, которого невозможно достичь в случае непосредственного (личного, не-медиатизированного) взаимодействия коммуникатора с членами этой группы.
2. Гетерогенность, или неоднородность, состава. Аудитория СМИ — это совокупность индивидов различных социальных статусов, возраста, образования, уровня дохода, политических убежде-ний, ценностей и т.п.
3. Анонимность. Отдельные члены аудитории обычно остаются лично незнакомыми друг с дру-гом и неизвестными для коммуникатора.
4. Отсутствие взаимодействия между членами аудитории. Аудитория СМИ представляет собой совокупность изолированных индивидов, рассеянных в пространстве и не взаимодействующих (или слабо взаимодействующих) друг с другом. Однако необходимо заметить, что это положе-ние было справедливо для традиционных медиа (пресса, радио, телевидение), функциониро-вавших на основе аналоговых технологий. Цифровые технологии, обеспечившие возможность обратной связи и интерактивности, изменили ситуацию, сделав возможным взаимодействие между членами аудитории в процессе потребления медиаконтента (социальные сети и т.п.).
5. Формирование под влиянием общего канала или определенного сообщения. Объединение разрозненных, рассредоточенных в пространстве и незнакомых друг с другом индивидов в ауди-торию как некую социальную общность происходит на основе особой социальной практики — «аудиторной деятельности», которую принято называть медиапотреблением. В ходе этой дея-тельности происходит контакт изолированных друг от друга индивидов с общим медиаканалом и восприятие одного и того же сообщения. Обращение же к одному и тому же источнику и со-держанию обусловлено в свою очередь общностью информационных интересов и культурных потребностей индивидов.
Аудитории СМИ представляют собой численно большие гетерогенные группы рассредоточен-ных в пространстве индивидов, объединенных общим интересом, занятых одной и той же дея-тельностью, связанной с потреблением медиаконтента (медиапотреблением), однако эти ин-дивиды, как правило, не знают друг о друге, взаимодействие между ними крайне ограниченно, асами они не организованы или организованы очень слабо.
Эти черты (пространственная рассредоточенность, анонимность членов аудитории, отсутствие взаимодействия, эмоциональных связей и взаимодействий между ними) позволяют некоторым исследователям утверждать, что аудитория СМИ представляет собой не реальную группу, а лишь «агрегат», «статистическую абстракцию» и «странный институт» (Д. Смит). Они подчерки-вают разницу между реальными зрителями, слушателями или читателями и «аудиторией» как статистическим феноменом и абстрактным понятием, созданным институтами и в интересах ин-ститутов.
Действительно, в научных исследованиях массовой коммуникации и в практике медиаиндустрии термин «аудитория» чаще всего используется как собирательное понятие для обозначения множества потребителей массовой информации из разных каналов ее распространения. Такое широкое толкование позволяет использовать термин «аудитория» в разных контекстах, где он может обозначать медиапотребителей, выделенных по самым разным основаниям. Так, можно говорить об аудитории отдельных медиа (телевидения, радио, Интернета и т.п.) и об аудитории отдельных СМИ (например, телеканала СТС, журнала «Лиза», «Радио Шансон» и т.п.). Также можно выделить аудиторию отдельных тематических ниш (к примеру, глянцевых журналов, информационных радиостанций, молодежных телеканалов) или отдельных жанров (аудитория новостей, спортивных программ, «мыльных опер» и т.п.). Поскольку понятие аудитории само по себе абстрактное, оно часто используется вместе с уточняющими прилагательными — напри-мер, потенциальная аудитория, регулярная аудитория, целевая аудитория, молодежная ауди-тория, суточная аудитория и т.п.
Аудитории СМИ различаются по своему размеру и составу. Размер
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликов Д. Константин Эрнст сводит счеты // Профиль. 2004. № 32 (6 сентября). URL: pro-file.ru/archive/item/45157.
2. Ван Меурс Л., Де Гойж А., Де Вос Б., Ван ден Путте Б. Онлайн-панель как средство оценки качества телевизионных передач // Онлайн исследования в России 3.0. М.: Кодекс, 2012. С. 255–270.
3. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики// Медиаскоп. 2015. № 1. С. 8-8.
4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть 3: Философия духа: В 3 т. М.: Мысль, 2016. Т. 1. С. 291
5. Грачев В. И. Ценностный характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихачевские научные чтения. СПБ., 2013. С. 229.
6. Давыдов С.Г. Методологические основы измерений аудитории СМИ // Информационное пространство Югры: состояние и динамика развития. СПб.: Любавич, 2010. С. 14–33.
7. Давыдов С.Г. Телевизионные исследования на этапе перехода с аналогового на цифро-вое вещание в России и странах Европы // От центрального к цифровому: телевидение в России. Воронеж: ВГПУ, 2014. С. 89–112.
8. Давыдов С.Г., Стожарова Д.А. Построение индикаторов эффективности для региональных СМИ // Мониторинг СМИ ЯНАО: методики, основные результаты, оценки, тенденции. СПб.: Лю-бавич, 2012. С. 10–18.
9. Дегоев В. Самоослепление // Политический журнал. 2006. №45/46. URL: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=73&tek=6475&issue=182
10. Денис Э., Мерил Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 2017. С. 38-39
11. Дим П. Онлайн-исследования для телевидения и радио // Онлайн исследования в России 3.0. М.: Кодекс, 2012. С. 271–296.
12. Дубко Е. Л. Мораль как предрассудок//Вестник МГУ. 2011. Сер.7. Философия. №1. С. 61-73.
13. Ермолаева О.Я. Качественные методы изучения телеаудитории // Исследования телеви-зионной аудитории: теория и практика. М.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. С. 51–58.
14. Зубок А.С. Телевизионный бизнес. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. 560 с.
15. Коломиец В. П. Измерение и валюта в телевизионной среде // Российский рекламный ежегодник — 011. М., 2013. С. 180—192.
16. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: Восход-А, 2014. 328 с.
17. Назаров М.М. Измерения аудитории ТВ в современной мультиэкранной среде (практики зарубежных рынков). М.: Восход-А, 2015. 228 с.
18. Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект пресс, 2014. 400 с.
19. От центрального к цифровому: телевидение в России / под ред. В.В. Струкова, В.В. Звере-вой. Воронеж: ВГПУ, 2014. 412 с.
20. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: Ви-део Интернешнл, 2010. 303 с.
21. Социология журналистики / под ред. С.Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2014. 421 с.
22. Телерекламный бизнес (информационноаналитическое обеспечение) / под ред. В.П. Ко-ломийца. М.: Международный институт рекламы, 2001. 395 с.
23. Теория и практика медиарекламных исследований. Вып. 2 / под ред. Коломийца В.П., Ве-селова С.В. М.: Восход-А, 2012. 384 с.
24. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М.: Аспект Пресс, 2004. 155 с.
25. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. М.: ВГТРК, 1997. С. 18–57.
26. Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории Рос-сии (опыт мониторинговых исследований 1994–96 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 79–106.