Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Категория времени глагола является одной из основных характеристик глагола в русском языке. Время является как грамматической, так и философской категорией.
С точки зрения философии время есть необратимое течение, которое протекает только в одном направлении: из прошлого в будущее через настоящее. Внутри времени протекают все существующие процессы, называемые фактами. В настоящее время имеются теории с симметричным временем, наиболее известной из которых является теория Уилера – Фейнмана.
Время имеет три аспекта в количественном отношении:
1. Координаты события. Это календарное время, которое определяет дату и время суток посредством какой-либо системы счисления.
2. Относительное время, определяемое как интервал между событиями.
3. Субъективный параметр, используемый при сопоставлении нескольких разночастотных явлений и процессов.
С течением времени наблюдаются многочисленные изменения в различных биологических характеристиках: морфологическом и анатомическом строении, физиологических процессах, эволюционных течениях. В психике и сознании также происходят перемены.
Время в лингвистике - важнейшая координата, организующая семантическое пространство, в котором говорящий размещает те или иные события, это словоизменительная глагольная категория, выражающая отношение действия к момeнтy речи через систему противопоставленных друг другу форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Момент речи является той точкой отсчета, относительно которой определяется конкретное содержание каждой временной формы.
В русском языке категория времени характерна для глагола и глагольных категорий. Начинается изучение данной категории ещё в начальной школе. Сначала у детей формируется представление о категории времени с точки зрения обыденности, после чего следует глубокое изучение особенностей различных временных форм.
Цель данной работы: выявить основные особенности категории времени глагола, а также определить специфику изучения данной категории в школьном курсе русского языка.
Задачи работы:
1. Определить основные характеристики прошедшего, настоящего и будущего времени.
2. Определить аспекты формирования категории времени глагола в русском языке.
3. Выявить специфику изучения категории времени глагола в школьном курсе русского языка.
4. Разработать конспект урока на тему «Категория времени глагола».
Объект исследования – категория времён глагола.
Предмет исследования – особенности категорий пошедшего, настоящего и будущего времени в русском языке.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по исследуемой проблеме, историко-лингвистический анализ.
Теоретическая значимость работы: проведён комплексный анализ развития представлений о категории времени в русском языке.
Практическая значимость работы: в ходе проведённого исследования разработаны методические материалы к урока «Категория времени глагола».
Источниковая база исследования: в работе использованы материалы таких авторов как Э. Г. Азимов, Е. А. Алябьева, Л. А. Баландина, Е. С. Барова, Е. О. Воскресенская, И. Б. Голуб, М. А. Карданова, Н. А. Николина, Н. Н. Рогачёва.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
1. Общая характеристика категории времени глагола
Категория времени глагола служит для выражения отношения действий, выражаемых глаголом, ко времени его осуществления. Различают формы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю - решал - буду решать).
Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.
Прошедшее время глагола обозначает действие, которое предшествует моменту речи. Образуется оно посредством прибавления суффикса –л- к основе инфинитива: смотре-ть – смотре-л, слыша-ть – слыша-л[3].
При образовании форм глаголов в прошедшем времени можно наблюдать следующие особенности:
• Если основа прошедшего времени заканчивается на к, г, х, с, з, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерёг, пёк, сох, вёз, нёс, грёб, однако он сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.
• Глаголы, оканчивающиеся на –ереть, в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е, а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть - стёр.
• Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы - шед- с утратой корневого д: шёл, шла, шли, пришёл, пришла, пришли [1].
Категория прошедшего времени позволяет глаголам изменяться по числам. При этом глаголы в единственном числе могут склоняться по родам. Также следует отметить, что глаголы в прошедшем времени во множественном числе не могут изменяться по лицам.
Настоящее время глаголов обозначает действие, которое осуществляется в момент речи (иду, еду, плыву). Глаголы в форме настоящего времени могут изменяться по лицам и числам.
Настоящее время не образуется от глаголов совершенного вида, поскольку понятие законченности с настоящем временем не согласуется [7].
Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.
I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) [1].
Будущее время обозначает действие, которое должно произойти после момента речи. Будущее время существует в двух формах: синтетической (простой) и аналитической (сложной). Данные формы отличаются друг от друга как по своей структуре, так и по своему значению.
Синтетическая форма характерна для глаголов совершенного вида (расскажу, напишу, прочитаю), аналитическая - для глаголов несовершенного вида (буду рассказывать, буду писать, буду читать) [5].
2. Формирование категории времени глагола в русском языке: исторический аспект
Из индоевропейского праязыка был унаследован праславянским
и глагол с категориями времени, лица и числа. Уже на славянской почве стала формироваться категория вида глагола [11].
Спряжение современного русского глагола в настоящем времени отличается только фонетически от древнерусского, и даже индоевропейского. Ср. спряжение латинского глагола oro и его русского аналога говорю:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих. 2-е изд., испр. / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. — М.: Изд. ИКАР, 2015. — 220 c.
2. Алябьева, Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи / Е.А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 c.
3. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др… — М.: Изд. Моск.университета, 2012. — 96 c.
4. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 6-го кл Бунеева Р.Н.: Пособие для учащихся / Е.С. Барова. — М.: Баласс, 2014. — 112 c.
5. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. — М.: Эксмо, 2012. — 352 c.
6. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб. — М.: Логос, 2014. — 432 c.
7. Губернская, Т.В. Русский язык: Итоговая аттестация за курс начальной школы: тестовые тренировочные задания: 1-4 классы / Т.В. Губернская. — М.: Эксмо, 2013. — 48 c.
8. Карданова, М.А. Русский язык. Синтаксис. 2-е изд., испр. / М.А. Карданова. — М.: Флинта, 2009. — 456 c.
9. Лисоченко, О.В. Русский язык и культура речи: основы культуры речевой деятельности: Практикум по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в учебных планах вузов РФ / О.В. Лисоченко. — Рн/Д: Феникс, 2009. — 472 c.
10. Николина, Н.А. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие / Н.А. Николина. — М.: Флинта, 2013. — 144 c.
11. Норман, Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: сборник задач. 2-е изд. / Б.Ю. Норман. — М.: Флинта, 2013. — 384 c.
12. Рогачева, Е.Н. Русский язык: орфография, морфология: Учебное пособие / Е.Н. Рогачева. — М.: Флинта, 2015. — 160 c.