Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство устанавливает правовые нормы или правила поведения. Они изложены в соответствующих документах, которые помогают ознакомить с их положениями широкие слои населения. Правовые нормы должны иметь формальную определенность, которая помогает им существовать и выполнять регулирование взаимоотношений между гражданами государства. Когда они становятся правовой нормой, то официально признаются источниками права. А формой права является способ внедрения государственной воли.
Вопросам анализа различных аспектов конституционного права, в том числе и источников конституционного права России посвящено много научных и учебных работ. Такой интерес не является случайным, так как источники конституционного права являются одним важнейших показателей правового государства, верховенства права и закона, взаимодействия внутригосударственного с международным правом в демократическом государстве.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, регулирующие законы как источник конституционного права Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регламентирующие законы как источник конституционного права Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ законов как источников конституционного права Российской Федерации.
Задачами настоящей работы являются:
– исследовать источники конституционного права РФ;
– рассмотреть понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ;
– проанализировать Конституцию РФ как основной закон;
– охарактеризовать федеральные конституционные законы;
– раскрыть понятие и специфику федеральных законов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: С.В. Безуглов, Т.Ю. Дьякова, Л.М. Зейналова, С.А. Правкин, Т.В. Герасименко, О.Е. Авилова, Л.Е. Костина, О.С. Осянин, М.В. Пресняков и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика закона как источника конституционного права РФ
1.1. Источники конституционного права РФ
Источники права – это не хаотичный набор их форм, а проявление единой внутренне согласованной иерархической правовой системы.
Под общепризнанным определением с правовой точки зрения под «источником» следует понимать силу, которую это право создает. Власть государства является этой движущей силой. Определенные государственные органы принимают решения, контролируют их выполнение и тем самым участвуют в общественной жизни, учитывая потребности граждан и их возможности.
Правовая норма является лишь одним из правил поведения. Любая форма, закрепляющая правовые нормы должна быть официальной, иначе она всего лишь желаемое, а не действительное право.
Понятие источников права многогранно и может рассматриваться с трех сторон: идеологической; материальной; юридической.
Под первый раздел подпадают доктрины, правовые учения и правосознание. Ко второму относятся материальные условия, потребности общества и их формы собственности.
С юридической стороны выступает форма права. Она имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Последняя состоит из нормативных предписаний, отраслей и институтов права. Внешняя ее сторона включает в себя целое объединение юридических источников, закрепляющих правовые явления. Они позволяют формально ознакомиться с ними и использовать их как правовую основу .
В современном государстве четко ограничено, что является обязательным, а что нет. Собирательный термин «источники права» устанавливает эти границы, а с помощью форм они доносятся до граждан государства и устанавливают определенные рамки, без которых жизнь в обществе была бы неопределенной.
Таким образом, понятие источника права употребляется в науке в нескольких важнейших значениях:
1) в материальном – это общественные отношения, которые необходимо урегулировать правом.
2) в идеологическом – это правосознание, от уровня развития которого зависят нормы права.
3) в формально-юридическом – это форма внешнего выражения правовых норм.
Понятия «форма права» и «источник права» в формально-юридическом смысле идентичны.
Таким образом, источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно – правовые нормы. Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно – правового регулирования .
Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.
1.2. Понятие закона и его роль в системе источников конституционного права РФ
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой. В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт – акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами. Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта (в дальнейшем – НПА):
1. Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;
2. Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;
3. Закон действует прямо и непосредственно;
4. Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
II. Основная и специальная литература
2. Андреев В.В. Правовая природа федеральных конституционных законов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 52-60.
3. Беглов А.И. Некоторые вопросы об источниках конституционного права России // Государство и право в условиях гражданского общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 30-37.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
5. Безуглов С.В., Бутурлина Е.С. Особенности федеральных конституционных законов как источников права // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 53-65.
6. Безуглов С.В., Дьякова Т.Ю. Федеральные законы как источники конституционного права России // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2015. № 4. С. 154-161.
7. Бушуев А.Д. Понятие и виды источников конституционного права // Инновационные технологии в науке нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 201-203.
8. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 57-59.
9. Герасименко Т.В., Авилова О.Е., Костина Л.Е. Источники конституционного права российской федерации: понятие и классификация // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1 (43). С. 13-16.
10. Зейналова Л.М., Правкин С.А. Основные проблемы развития источников конституционного права // Россия в XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития Материалы ХI Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор М.П. Журавлев. 2016. С. 138-143.
11. Колесникова Е.А. Конституция российской федерации как источник развития конституционного процесса // Аспирантские тетради сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». 2018. С. 91-94.
12. Крамер И.А. Источники конституционного права и его система // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1-2. С. 56-58.
13. Мальсагова К.М. Конституция как основной источник конституционного права // Правовые основы укрепления российской государственности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 88-89.
14. Осянин О.С. Конституция как источник права // Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 341-345.
15. Пресняков М.В. Закон как источник конституционного права: проблемы текста конституции Российской Федерации // Законодательство. 2016. № 9. С. 44-49.
16. Сильченко Н.В. О конституционном институте источников права и соотношении понятий «источники права» и «формы права» // Право. Экономика. Психология. 2015. № 2 (2). С. 9-14.