Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный законодательный процесс в Российской Федерации проходит в чрезвычайно сложной политической обстановке, детерминированной состоянием недостаточно высокого развития экономических и социальных отношений внутри государства. Это, на наш взгляд, и обусловливает особенности законодательного процесса, его основные элементы, свойства и принципы, отличные от западноевропейской и американской законодательной модели. Экономическая и социальная данность заставляет законодателя стремиться к эффективному, адекватному, своевременному регулированию той или иной группы общественных отношений.
Феномен законодательного процесса в Российской Федерации представляет собой комплексную проблему, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Продиктованная жизнью необходимость усложнения и модернизации парламентских процедур прохождения законопроекта в законодательном органе государственной власти требует от законодателя и иных субъектов законодательного процесса наличия определенного уровня правосознания, правовой культуры, юридико-технических и иных навыков, являющихся гарантами принятия закона, отвечающего интересам общества.
Объектом исследования являются общественные отношения законодательного процесса.
Предмет исследования – законодательный процесс в Российской Федерации.
Целью работы является анализ проблем законодательного процесса в Российской Федерации.
Для достижения целей данной работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и субъекты законодательного процесса;
изучить стадии законодательного процесса;
проанализировать участие президента в законодательном процессе;
выявить проблемы законодательного процесса в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации
1.1 Понятие и субъекты законодательного процесса
Законодательный процесс можно определить, как совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства. Но по поводу понятия «законодательный процесс» в целом и конкретно в Российской Федерации существуют различные подходы к его пониманию. Говоря обобщенно, законодательный процесс – это совокупность:
стадий осуществления права законодательной инициативы, т. е. внесение законопроекта на рассмотрение парламента, далее рассмотрение и принятие закона в парламенте, подписание и обнародование закона компетентным органом;
действий непосредственно парламента: от принятия законопроекта к рассмотрению до принятия закона .
При втором подходе возвышается роль самого парламента. Одновременно от законодательного процесса «отсекаются» действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а затем подписал и обнародовал закон.
Если считать законодательный процесс совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, то категорию «законотворческий процесс» из-за слишком широкого толкования процесса рождения закона нельзя поддержать – законопроекты создаются иногда очень долго, иногда быстро, но пока их не внесли официально в парламент, законодательный процесс еще не начался. Но и в слишком узком понимании законодательного процесса исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его выступление в действие попросту немыслимо.
Конституция Российской Федерации определяет состав субъектов права законодательной инициативы, порядок принятия федеральных законов и особенности принятия федеральных конституционных законов.
Статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает порядок разрешения Конституционным Судом Российской Федерации споров о компетенции между органами государственной власти, а также дел о соответствии Конституции Российской Федерации действующих федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Эта статья гласит, что акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу.
Конституция Российской Федерации четко регламентирует стадии законодательного процесса при прохождении законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации:
внесение субъектом права законодательной инициативы подготовленного им законопроекта в Государственную Думу;
принятие закона (или отклонение законопроекта);
одобрение (или отклонение) закона Советом Федерации;
подписание (или отклонение) и обнародование закона Президентом Российской Федерации .
Конституцией устанавливаются основы процедуры в отношении законов, отклоненных Советом Федерации либо Президентом. Однако на практике в связи с недостаточностью нормативно-правовой урегулированности этих вопросов возникает множество проблем, нередко перерастающих в непростые ситуации.
В связи с этим полагаем целесообразным разработку и принятие Федерального закона о порядке принятия законов.
Вопросам участия Совета Федерации в законодательной деятельности посвящается Регламент Совета Федерации, который регламентирует порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой, в том числе: порядок преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой Федеральных законов; порядок повторного рассмотрения Советом Федерации законов, отклоненных Президентом Российской Федерации; рассмотрение Советом Федерации федеральных конституционных законов; осуществление Советом Федерации права законодательной инициативы.
В Регламенте Государственной Думы определены: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации; рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации .
Помимо вышеперечисленного, существуют и другие законодательные акты, относящиеся к законодательному процессу. Прежде всего, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» .
Многие вопросы законодательного процесса регулируются в настоящее время актами палат Федерального Собрания. Помимо регламентов это весьма многочисленные постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 .05.1998 «О создании Комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития» . Отметим также Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.10.1998 «О Программе законодательных мер, направленных на преодоление экономического и финансового кризиса в Российской Федерации» .
Немаловажное значение для формирования правил законодательного процесса имеют постановления Государственной Думы и Совета Федерации, принятые по конкретным вопросам в связи с прохождением законопроекта, которые, по нашему мнению, являются формой юридического прецедента.
Таким образом, законодательный процесс в широком смысле представляет собой законодательно регламентированную деятельность уполномоченных органов по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, принятию, одобрению, подписанию и обнародованию законов.
1.2 Стадии законодательного процесса
Процедура инициирования, подготовки, обсуждения, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, вплоть до его вступления в силу, называется законодательным процессом.
В современной России он имеет следующие стадии:
законодательная инициатива;
обсуждение законопроекта в Государственной Думе;
принятие закона Государственной Думой;
одобрение закона Советом Федерации;
подписание закона Президентом России; опубликование документа и вступление его в силу.
Каждая из стадий законодательного процесса имеет собственную специфику и правовой статус. Все вместе они образуют единый порядок,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
3. Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»» // Собрание Законодательства РФ. 2013. № 10. Ст. 1019.
4. Постановление ГД ФС РФ от 22.05.1998 № 2498-II ГД «О создании Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2397. (Фактически утратил силу в связи с истечением срока полномочий Государственной Думы ФС РФ в соответствии с частью третьей статьи 30 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД)
5. Постановление ГД ФС РФ от 23.10.1998 № 3157-II ГД «О Программе законодательных мер, направленных на преодоление экономического и финансового кризиса в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
6. Абрамова А.И Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2013. №2. С. 97.
7. Артанова Е.Н. Вето Президента в законодательном процессе // Вестник Саратовской государственной академии права. 2013. № 3. С. 98.
8. Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации / // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №4. С. 95.
9. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2014. № 2. С. 154.
10. Васин Ю. П. Законодательный процесс и его стадии в Российской Федерации. – М.: Изд-во «Лаборатория книги», 2014.
11. Иванец Г.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь // Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2013.
12. Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. М.: Юристь, 2013.
13. Ковтун C.P. Стадии законодательного процесса в России // Проблемы права. 2013. № 2. С. 96.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2015.
15. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального собрания в законодательном процессе // Государство и право. 2013. №10. С. 99
16. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017.
17. Лопатин В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России // Журнал российского права. 2014. №5. С. 105.
18. Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. Саратов.: Юристь, 2013.
19. «Подножный корм» для депутата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/archive/1641828/ (дата обращения 12.05.2019)
20. Чинарян Е.О. Основные стадии законотворческого процесса // Современное право. – М.: Прогресс. 2015. № 12. С. 55.