Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим». Политический режим, получивший сегодня столь широкое признание в науке и практике, вместе с тем продолжает оставаться одним из тех явлений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются недостаточно понятыми.
Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относиться и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Всё вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности в целом.
Цель курсовой работы – рассмотреть государственные политические режимы в современном мире.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и виды государственного режима;
– исследовать государственный режим в России;
– рассмотреть особенности государственного режима в Испании;
– провести сравнительный анализ государственных режимов в России и Испании.
Объектом работы являются общественные отношения, сложившиеся в сфере правового регулирования государственных политических режимов в современном мире.
В качестве предмета выступает правовая база в сфере регулирования государственных политических режимов в современном мире.
В работе использованы труды таких авторов, как И.В. Иванов, Р.И. Ибрагимов, Е. Селиванова, С.М. Хенкин, Е.В. Охотский и др.
Структура работы включает введение, две главы, в заключении делаются выводы, список использованных правовых актов и литературы.
1. Государственный режим в России
1.1. Понятие и виды государственного режима
Политический режим – комплекс способов, средств и методов, с помощью каковых осуществляется власть в государстве.
Наряду с формой государственного устройства и формой правления политический режим считается одной из основных характеристик государства:
– форма государственного устройства демонстрирует, как государство построено территориально (и как власть разделена по «вертикали» – между центром и сложными элементами государства);
– форма правления определяет концепцию построения и взаимодействия органов государственной власти (и распределение власти «по горизонтали» – между органами, представляющими разнообразные отрасли государственной власти);
– политический режим показывает на непосредственно характер государственной власти.
Любые перемены, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его порядке, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» возможно оценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» наиболее обширное, нежели представление «государственный режим», поскольку содержит в себе способы и приемы реализации политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, социальных объединений, организаций и т.п.
Политический режим – это динамическая, многофункциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» непосредственно сопряжены между собой. Если первая показывает целый комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в исполнении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как функционируют данные институты (демократично или не демократично) .
Политический режим считается основным понятием для развития представлений об ключевых системах власти. Непосредственно отталкиваясь из политического режима судят о истинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим определяет определенный политический климат, имеющийся в той либо другой стране в определенный промежуток ее исторического формирования.
Политический режим гарантирует устойчивость и конкретную организованность политической власти; контролируемость субъектов политики, применимую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим обусловливается степенью формирования и насыщенностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием взаимоотношений с бюрократией; развитостью социально-политических обычаев, доминирующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
В зависимости от конкретных средств и способов реализации власти политический режим традиционно принято разделять на 3 ключевых вида: демократический; тоталитарный; авторитарный.
Демократический политический режим содержит следующие черты: признание государством, уважение, предоставление и защита основных прав и свобод человека; действительно функционирующий конституциализм, законный характер государства; разделение властей; отсутствие обязательной идеологии, религии, каких-либо других форм нравственного принуждения общества; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; регулярные и свободные выборы, на которых граждане самостоятельно и объективно смогут выбирать (и периодически менять) муниципальную власть; эффективная и мощная судебная власть (независимый, стремительный и справедливый суд); независимость мысли, слова, совести; свобода средств массовой информации.
В наше время демократический политический режим определен в большинстве государств Европы: как республиках, так и монархиях, как в унитарных государствах, так и в федеративных.
Тоталитарный политический режим (от лат.слова totalis – целостный) во многом противоположен демократическому и подразумевает абсолютное превосходство страны над личностью. Тоталитарный режим характеризуется безусловным контролированием страны над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и главенствующей идеологии.
Черты тоталитарного режима:
– полное пренебрежение государством прав и свобод человека, хотя официально они смогут провозглашаться и быть записанными в конституции;
– малосвязанность правом действий государственных органов и официальных лиц;
– стремление страны целиком подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и других сферах;
– присутствие общеобязательной и проникающей во все области жизни государственной идеологии;
– воспитание человека в духе официальной идеологии с самого детства;
– наличие, как правило, одной правящей партии, основанной на централизации и строгой дисциплине;
– зависимость всех иных органов государства правящей партии;
– как правило, присутствие единого вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления;
– фиктивность судебной власти, ее применение правящей партией в качестве карательного механизма;
– наличие сильной и разветвленной системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции;
– постоянная расправа (в том числе физическая) с инакомыслящими;
– недостаток независимых и справедливых выборов;
– преобладающим методом управления является насилие, принуждение, террор;
– милитаристкий характер государства.
Особенной разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.
Авторитарный политический режим захватывает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами. Он мягче, либеральнее, нежели тоталитарный, однако жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть исполняется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при наименьшем участии народа .
Черты авторитарного режима:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конституции Испании от 29.12.1978 № 311// Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. и со вступ. ст. д-ра Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. М., 1999. С. 404 – 406; Пер. с исп. А.С. Автономова.
3. Амозова К.А. Социальное государство как принцип организации демократического государства // Вестник научных конференций. 2016. № 1-4 (5). С. 18 – 19.
4. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99-106.
5. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 36-38.
6. Ибрагимов Р.И., Селиванова Е. Российская Федерация – демократическое государство в субъектном пространстве // Субъектность студента и преподавателя вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ф.Г. Мухаметзяновой. 2016. С. 31-33.
7. Иванов И.В. Демократия как предмет конституционного права: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 55-63.
8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс.
9. Неказаков В.Я. Системное единство прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в демократическом правовом государстве // Право и государство: теория и практика. 2018. № 8 (104). С. 50-55.
10. Охотский Е.В. Россия – светское демократическое государство // Публичное и частное право. 2014. № IV. С. 68-87.
11. Хенкин С.М. Монархия и переход к демократии в Испании // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. № 6. 2017. С. 82-85.
12. Ягланд Т. О состоянии демократии, правах человека и верховенстве права // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. № 1. С. 5-11.
13. Хенкин С. Испания: проблемы консолидированной демократии в сравнительно-историческом контексте // Перспективы. Электронный журнал // http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/ispanija_problemy_konsolidirovannoj_demokratii_v_sravnitelno-istoricheskom_kontekste_2018-03-21.htm (дата обращения: 18.05.2019).