Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы определяется двумя важными моментами. Во-первых, самим фактором развития современного общества. Современное общество – общество потребления. Более того современное общество – это общество которое готово потреблять все.
Желательно потреблять все с комфортом и рядом, буквально в одном здании. Отсюда рождается вторая составляющая актуальности исследования – это небывалый рост числа различных торговых комплексов или торговых марок.
Эпоха мирового глобализма или глобализации принесла в мир принципы стандартизации и унификации. Сегодня потребитель желает иметь в рамках одного магазина или торговой площадки множество торговых точек. При этом эти точки должны быть разнонаправленными.
Современный торговый комплекс – это не только магазины одежды, но это еще магазины электронной и бытовой техники, это фитнесс клубы и бассейн или аквапарк, а также целый ресторанный дворик, кинотеатры, билетные и театральные кассы, бутики для сладкоежек, обувные магазины и многое другое.
Все это многообразие создано для того, что бы потребитель, войдя в торговый комплекс, мог провести там целый день и удовлетворить в ТК все свои важные потребности.
С точки зрения психологии и социологии торговый комплекс – эт универсальная площадка способная удовлетворить большую часть из потребностей, заложенных в пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Единственное, что не может дать торговый комплекс человеку – это потребность в самоактуализации и саморазвитии. К этой ступени потребностей человек может прийти исключительно самостоятельно в течение всей своей жизни.
С другой стороны потребности современного человека многообразны и так же разнонаправлены, но именно торговые комплексы являются своеобразными ловушками, в которых можно поймать большую часть потребностей и желаний человека.
Цель исследования – определить визуальные коммуникации ТЦ как регуляторы поведенческих моделей.
Объект исследования – визуальные коммуникации ТЦ.
Предмет исследования – визуальные коммуникации ТЦ как регуляторы поведенческих моделей.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Дать определение термину визуальные коммуникации.
3. Выявить особенности деятельности ТК.
4. Проанализировать деятельность ТК «Галерея» Санкт-Петербург.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Визуальные коммуникации города, как регуляторы поведенческих моделей людей
Визуальная коммуникация – это передача человеку информации в формате, который можно прочитать или просмотреть. Такими форматами являются [19, с. 33]:
• физически объекты и модели;
• графики;
• карты;
• таблицы;
• фотографии и видео-ролики;
• рисунки и диаграммы.
Отдельно стоит отметить, что таблицы, которые по своему формату наиболее схожи с так называемой «стеной текста», справляются с задачей представления информации намного лучше, чем простой текстовый материал. Поскольку данные в таблицах четко выделены и структурированы, человеку намного проще воспринимать такой тип информации.
Идеограммы – графические символы, отображающие определенное понятие. Появились они 5 000 лет назад в Африке, а современными примерами идеограмм являются знаменитый знак «No Smoking», знаки-указатели в аэропортах и т.д.
Логограммы – графический знак, подразумевающий одно слово. Логограммы появились 3 500 лет назад в Китае и используются в Китайском, Японском и Корейском алфавитах.
Алфавит впервые возник 2 000 лет до нашей эры в Древнем Египте, а греки и римляне создали основу алфавита, которым мы пользуемся в наше время. Развитие графических символов привело к созданию первых печатных форм слова.
Книга. Первой печатной формой слова был манускрипт, возникший в 400 – 600 годах до нашей эры и представляющий собой папирус с изображенными на нем зрительными символами. Полноценная книга была создана европейцами в 1501 году – в этот же период времени появилась тряпичная бумага [19, с. 34].
Шрифты возникли в эпоху Ренессанса и стали знаком перехода от средневековья к современности. Появились такие понятия как каллиграфия, формат текста и читабельность.
Графический дизайн впервые появился еще в 59 году нашей эры, в шестнадцатом веке был использован для создания коммерческой рекламы, а термин «компьютерный дизайн» впервые прозвучал в 1960 году.
Современное определение графического дизайна следующее – комбинация текста, изображений и определений, которая применяется в рекламе, печатных изданиях и на веб-сайтах [2, с. 20].
Таким образом, можно сделать вывод, что визуальная коммуникация занимает важное, если не ключевое положение в коммуникации человека с различными видами информации, которые хранятся в письменном или телевизионном формате. Фактически это означает, что такую информацию можно или посмотреть или прочитать.
В такой формат входит как просто текст, записанный на билборде или другом носителе рекламной информации, но так же это может быть телевизионный ролик или яркий плакат, призывающий к определенному действию. Хороший пример – это знаки, предупреждающие о запрете курения или распития спиртных напитков на территории ТК.
Все это позволяет сделать вывод, что визуальная коммуникация – это важный инструмент воздействия на психику и мотивационную среду потребителя. Визуальная коммуникация призвана детерминировать поведение покупателя заставляя его заходить в рекламируемые магазины и совершать там покупки.
ТРК помогает такой рекламе создавая ощущение безопасности, комфорта и спокойствия. Покупатель может не спешить и выбирать.
2. Торговый комплекс как транслятор массовой культуры и образцов культурного потребления
2.1. Развитие массовой культуры в ТК и ее распространение
Возникновение и развитие массовой культуры связано с быстрым развитием средств массовой информации, которые могут оказать мощное влияние на аудиторию. В СМИ обычно есть три компонента [3, с. 17]:
• средства массовой информации – тиражируют информацию, регулярно воздействуют на аудиторию и ориентируются на определенные группы людей;
• средства массовой рекламы (реклама, мода, кино, массовая литература) – не всегда регулярно влияют на аудиторию, ориентированы на рядового потребителя;
• технические средства связи (Интернет, телефон) – определяют возможность прямого общения человека с человеком и могут использоваться для передачи личной информации.
В последние десятилетия в контексте развития коммуникационных медиа говорят об особой компьютерной культуре. Если раньше основным источником информации была страница книги, то теперь это экран компьютера. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации.
В конце XX – начале XXI в. массовая культура стала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и привязать их к культурным достижениям, представив последние в простых, демократичных и понятных образах и концепциях для всех, но с другой стороны, она создала мощные механизмы для манипулирования общественным мнением и формирования усредненного вкуса [6, с. 31].
Основные компоненты массовой культуры включают в себя:
• информационная индустрия – пресса, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., объясняющие события понятным языком. Массовая культура изначально формировалась именно в области информационной индустрии – «желтой прессы» XIX – начала XX веков. Время показало высокую эффективность средств массовой информации в процессе манипулирования общественным мнением;
• индустрия досуга – фильмы, развлекательная литература, поп-юмор с максимально упрощенным контентом, поп-музыка и т.д.;
• система формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в форме непрерывного процесса и самой важной цели человеческого существования;
• реплицированная мифология – от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых достоинствах одного народа по сравнению с другими [18, с. 41].
Широта распространения и охват аудитории лежит в основе разделения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодрийяр Ж. Общество Потребления – М.: Республика, 2006 – 533 с.
2. Быховская И.М. «Социльное» сквозь призму «культурного»: в поисках адекватной оптики. – М.: Просвещение, 2010 – 209 с.
3. Голова А.Г. Фактора, влияющие на потребительское поведение личности в мегаполисе – М.: Изд-во МГУ, 2013 – 223 с.
4. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. 4-е изд. испр. и доп. – М.: КДУ, 2010 – 228 с.
5. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009 – 224 с.
6. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности. – М.: НИИ Культуры, 1987 – С. 31-33
7. Коломоец Г.П. Дизайн в современном социо-культурном пространстве. – Диссертация на соискание ученого звания кандидат культурологи. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2003 – 159 с.
8. Культура и рынок: Дмитрий Астрахан, Игорь Захаров, Иосиф Райхельгауз, Григорий Чхартишвили – Воронеж: Смысл, 2008 – 302 чс.
9. Маркузе Г. Одномерный человек. 7-е изд. испр. и доп. – М.: Юнити Дана, 2013 – 386 с.
10. Мокроусов А. Искусство шопинга и шопинг искусства. – М.: Норма, 2007 – 311 с.
11. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.
12. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – Л.: Лениздат, 1991 – 335 с.
13. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: Новая парадигма цивилизации / Под ред. Котова И.К. – М.: Дашков и К, 2014. – 373 с.
14. Правоторова A.A. Городская культура и возраст города. – СПб: Питер, 2005. – 230 с.
15. Сергеев К.О. Высокая культура избавит нас от нищеты. – Воронеж: Вымпел, 2010 – 403 с.
16. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Просвещение, 2009. – 344 с.
17. Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. – Мурманск: Изд-во Полярные зори, 2012. – 229 с.
18. Чижиков. В.В. Дизайн в системе культурных ценностей. – СПб: Питер, 2007. – 337 с.
19. Ясперс К. Власть массы / Призрак толпы – Л: Лениздат, 1988 – 411 с.