Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о месте фигуры Президента в системе государственного управления в настоящий момент
является обсуждаемым и достаточно актуальным. Прежде всего, это связано с возрастанием
влияния действующего главы российского государства, но не только, именно сейчас можно
наблюдать новый этап системного преобразования России, который затрагивает политическую,
социальную и экономическую сферу. Не может этот процесс стороной обойти и сферу управления
государством.
С момента принятия Конституции Российской Федерации, и формировании в стране суверенного
демократического государства существует президентско-парламентская республика.
Формально, на законодательном уровне ничего не изменилось, всё также Федеральное Собрание
и Президент РФ обладают рычагами воздействия друг на друга, в рамках реализации механизма
сдержек и противовесов. Однако такое положение вещей является именно формальным,
поскольку реально Президент обладает полномочиями, выходящими за установленные законом
рамки. Такое положение вещей есть следствие возрастающей роли президентской власти.
2
Глава 1. Правовой статус и полномочия президента Российской Федерации
1.1. Правовой статус Президента Российской Федерации
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием в 1993 году. Она
закрепила институт президентства в России, что стало основанием для развития научной
дискуссии по поводу места и роли главы государства в системе органов государственной власти.
Некоторые положения Конституции РФ, касающиеся Президента, являются слишком
пространными, а значит, допускают неоднозначность толкования. В связи с этим в науке
конституционного права России отсутствует единое понимание места и роли главы государства, а
также его конституционно-правового статуса.
Особое внимание следует уделить положению Президента РФ в системе органов государственной
власти. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ в Российской Федерации закреплена система
разделения властей. Однако Президент РФ ни в одну из ветвей власти не входит.
Соглашаясь с мнением, что Президент фактически возглавляет исполнительную ветвь власти,
нужно сказать, что объем его полномочий в системе разделения властей настолько велик, что
говорить о системе «сдержек и противовесов» приходится с большой долей условности. В
соответствии с этим Президент имеет право наложить вето на законодательный акт, распустить
Государственную Думу при особых условиях. В свою очередь законодательная ветвь власти имеет
возможность отрешения Президента РФ от должности .
Несмотря на то, что институт президентства имеет уже достаточно длительную историю в
Российской Федерации, до сих пор существуют проблемы, связанные как с доктринальным
пониманием конституционно-правового статуса Президента России, так и с реализацией его
элементов на практике. Наличие законодательных пробелов наряду с несовершенством
практического осуществления закрепленных законом положений препятствует полноценному
развитию и функционированию института Президентства. Такая ситуация характерна не только
для России, но также и для иных стран постсоветского пространства, в частности для института
Президентства Республики Таджикистан.
В российской юридической доктрине нет единого подхода к пониманию статуса Президента, так
отдельные ученые именуют его правовым статусом, другие конституционным статусом, третьи –
конституционно-правовым статусом.
1.2. Полномочия Президента Российской Федерации
Основополагающие естественно-правовые идеи, адаптированные к современному устройству
общества, способствуют созданию социального государства, построению гражданского общества,
не только юридически развитого с точки зрения позитивного права, но и характеризующегося
гуманистической идеологией. Права и свободы человека в таком государстве провозглашаются
наивысшей ценностью. Конституция России (ч. 2 ст. 80) устанавливает особое место Президента
РФ в системе государственного обеспечения прав личности, определяя его статус в качестве
гаранта прав и свобод человека и гражданина, для чего наделяет главу государства достаточно
широкими полномочиями по координации работы всего государственного механизма в
гуманитарной сфере.
3
Вместе с тем, основанные на конституционных и законодательных нормах меры, принимаемые
государством, не всегда приводят к желаемому результату. Одной из причин сложившейся
ситуации, по нашему мнению, является слабая развитость, а порой и отсутствие в российском
обществе консолидирующих духовных, гуманистических позиций.
Президент РФ В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно обращался к общесоциальным
ценностям, подчеркивая, что «российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:
милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того,
что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» .
На главу государства возлагается обязанность реагировать на все случаи нарушения или
ущемления прав и свобод человека, которые становятся ему известны, а также непосредственная
забота об обеспечении эффективности деятельности государственного аппарата по
неукоснительному соблюдению прав и свобод граждан. Смысл и значение правового статуса
Президента состоят в том, чтобы избрать такой вариант юридической регламентации исполнения
им своих должностных полномочий, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и
целям народа, способствовал прогрессу общества.
На наш взгляд, важнейшим условием восстановления в полном объеме присутствия России в
мировом сообществе является не только совершенствование правового статуса Президента, но и
адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим международным нормам и
оправдавшим себя на практике правилам.
Глава 2. Сравнительно-правовой анализ глав государства РФ и США
2.1. Правовой статус главы государства США
Соединённые Штаты Америки считаются родоначальницей писаных конституций. Здесь
Конституция приобрела свою окончательную и, с юридической точки зрения, совершенную
форму, использующуюся в большинстве стран мира по сей день. Президентский институт впервые
вводится именно в Конституцию Соединённых Штатов Америки. Хоть США и являются
президентской республикой, но прямого указания на данное явление в Конституции не
существует, при этом Конституция США гарантирует республиканскую форму правления только
штатам. Но сам факт наличия избираемого на ограниченный срок лица, который исполняет задачи
не только главы государства, но и главы исполнительной власти (Президент США является
главнокомандующим Вооружёнными силами США), обременение его юридической формой
ответственности перед Конгрессом (наличие института импичмента) служат бесспорными
подтверждениями существования в США именно республиканской формы правления.
Стать президентом США, в соответствии с Конституцией США, может лишь лицо: обладающее
гражданством США, старше 35 лет и которое проживает на территории Соединённых Штатов не
менее 14 лет. Особенностью является первая часть, где говорится, что лицо должно быть
гражданином именно с рождения3 . В соответствии с 22-й поправкой к Конституции США,
принятой в 1951 г., одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз
вне зависимости от того, совершается это с перерывом или подряд. По сути, президенты и прежде
придерживались этого устного правила, следуя примеру первого в истории США президента –
Джорджа Вашингтона, пробывшего в должности только два срока, но в 1940 г. Франклин Д.
4
Рузвельт был избран на третий срок, а позднее, в 1944 г., на четвёртый срок. После данных
событий, не принижая заслуг Рузвельта и экстренных обстоятельств, в которых он переизбирался,
т.е. в условиях Второй мировой войны, было решено законодательно ограничить максимальное
количество возможных переизбраний, чтобы данный инцидент не стал прецедентом для
установки диктатуры в государстве .
Президент США, вместе с Вице-президентом, избирается с помощью двухступенчатых (косвенных)
выборов на четырёхлетний срок. В течение всей избирательной кампании Президент и Вицепрезидент пребывают «в связке», но при этом, в соответствии с 12-й поправкой к Конституции
США, принятой в 1803 г., Президент и Вице-президент обязаны быть жителями разных штатов.
Кроме этого, никаких других ограничений (половых, расовых, религиозных) для кандидата на пост
Президента либо Вице-президента Конституция не определяет.
2.2. Сравнительная характеристика правового статуса глав государства РФ и США
Для того чтобы провести комплексный анализ конституционно-правового статуса Президента РФ и
США, представляется целесообразным, выделить общие критерии, по которым можно будет
производить сравнение и охарактеризовать их для каждого Президента.
Начиная характеристику конституционно-правового статуса Президента РФ, в первую очередь
нужно сказать, что в соответствии с Конституцией РФ «Президентом Российской Федерации может
быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет». Относительно порядка выборов Президента РФ
существует отдельный федеральный закон, однако общие положения также содержаться в
Конституции РФ, а именно «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет
гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании».
Особое внимание следует уделить положению Президента РФ в системе органов государственной
власти. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ в Российской Федерации закреплена система
разделения властей. Однако Президент РФ ни в одну из ветвей власти не входит.
Существуют различные точки зрения относительно положения Президента РФ в системе органов
государственной власти.
Формальный анализ статей Конституции России, характеризующих статус и место Президента РФ,
как уже было сказано выше, не дает возможности ответить на этот вопрос. Анализ же практики их
реализации позволяет утверждать не только о тесной взаимосвязи главы государства с
исполнительной властью, но и о фактическом ее возглавлении.
Исследование компетенции Президента как главы государства, с одной стороны, и Правительства
Российской Федерации – с другой, позволяет прийти к выводу, что исполнительная власть
обладает дуалистической природой. Президентские полномочия в сфере исполнительной власти
позволяют говорить о его фактическом руководстве.
Существует также точка зрения, согласно которой в Российской Федерации существует отдельная
президентская ветвь власти. К примеру, данной точки зрения придерживается И.Д. Карева .
5
Заключение
Таким образом, президентские институты США и России при значительно внешне совпадающих
признаках по своему объему полномочий, месту и роли в общественно политической жизни
существенно отличаются.
У президента России они, безусловно, более значимы и почти не ограничены другой политикоправовой или общественной силой. Россия еще не состоялась как гражданско-правовое
государство, доминанта власти в общественно политической жизни более чем очевидна. К тому
же, в многопартийной системе другие партии являются лишь демократическим фоном для партии
власти. Она объединена вокруг первого должностного лица страны, имеет в парламенте страны
конституционное большинство, вопреки другим партиям провести любую правовую реформу.