Фрагмент для ознакомления
2
им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств.
Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Он зависит в первую очередь от руководителя этого учреждения, его умение организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Нравственное качество руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача. От современного руководителя требуется умение:
Находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений.
Влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
Общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.).
Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.
«Лицо» дошкольного учреждения определяет его педагогический коллектив. А создают этот коллектив, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу – заведующий и старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель отвечают за организацию целостного педагогического процесса в учреждении. Именно поэтому манера поведения руководителя, настойчивость, целеустремленность и последовательность – важнейшее качество, которое необходимо для его профессиональной деятельности, в процессе которой возникают деловые отношения.
Педагоги – это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении. Для них очень значимы различные формы морального поощрения, атмосфера добрых взаимоотношений в коллективе. Следовательно, руководителю необходимо учитывать эти особенности, проявлять больше такта, отзывчивости, доброжелательности в общении с педагогами.
Поведение руководителя дошкольного учреждения – своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы не редко создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными.
Нравственные качества руководителя.
Рассмотрим личностные (нравственные) качества руководителя, способствующие этичным взаимоотношениям в ходе организации педагогического процесса.
По мнению Э.А. Уткина, ведущей характеристикой личного лика руководителя дошкольного учреждения является нравственная характеристика, которую можно представить в трех измерениях:
Общие нравственные качества:
- патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа;
- гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию;
- справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.
Конкретные нравственные качества:
- гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;
- нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль;
- профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;
- коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность;
- мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;
- принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.
Специфические нравственные качества:
- трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям;
- скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;
- ответственность - единство слова и дела;
- щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям.
- оптимизм - вера в свой моральный выбор;
- великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.
В исследованиях Р.Х. Шакурова показано, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая оценка этих качеств объясняется вероятно тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей педагогического коллектива.
Отсутствие у руководителя дошкольного учреждения тех либо иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.
Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения, которые в нем культивируются, переносятся на детей. Атмосфера в педагогическом коллективе ДОУ, отношения между воспитателями, педагогами и руководителем имеют большое воспитательное значение. Ведь дети, глядя на окружающих их взрослых, осваивают определенные этические нормы и ценности, образцы социальных взаимоотношений. Именно в дошкольном возрасте закладываются все черты личности ребенка, в том числе и его нравственные характеристики. Поэтому, осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом, руководитель дошкольного учреждения и педагоги должны иметь в виду, что они создают ту среду, в которой дети познают социальную действительность.
Управленческая деятельность – цепь постоянно принимаемых решений, которые должны быть нравственно обоснованными. Значительное место в ней занимает создание нормативных документов, описывающих взаимоотношения членов коллектива.
Руководитель учит воспитателей понимать ребенка. с этого начинается формирование педагога. Если он не стремиться познать духовный мир ребенка, он никогда не сможет быть настоящим мастером своего дела. С этого начинается и любовь к своей профессии.
Глубокое знание педагогики, умение применять эти знания на практике – необходимое качество для руководителя пед коллектива. Быть хорошим педагогом, способным влиять на коллектив – это первостепенное достоинство руководителя ДОУ, и оно не может и не должно подменяться административно-хозяйственными умениями. Если заведующая, окунувшись с головой в хозяйственные и административные нужды, перестает быть педагогом, то и вверенное ей детское учреждение постепенно начинает превращаться из воспитательного в учреждение присмотра за детьми. В таком детском саду на первый взгляд царит благополучие и порядок, соблюдается режим, дети выглядят ухоженными и спокойными. Но за этим внешним благополучием часто скрываются отсутствие единства во взглядах на воспитание и, как следствие этого, педагогические ошибки и промахи.
«Видеть хорошее в человеке всегда трудно, - писал выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. – В живых будничных движениях людей… это хорошее видеть почти невозможно, оно слишком прикрыто… повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать, он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Профессиональная культура руководителя ДОУ, умение руководить приходит с годами. Однако полагаться на время, на то, что путем проб и ошибок в конечном итоге можно стать хорошим руководителем, - непростительная ошибка. Надо стремиться скорее усвоить «технологию» руководства детским садом, основываясь на лучших традициях воспитания.
Выводы. Задача руководителя — принимать решения, контролировать их выполнение и нести ответственность за результаты. Он несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед утвердившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную активность. Всем известно, что заведующая осуществляет общее руководство дошкольным образовательным учреждением в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, Уставом учреждения и другими нормативными правовыми актами. Направлений деятельности достаточно много и задача заведующей координировать деятельность каждого направления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
2. Белая К.Ю. Справочник старшего воспитателя ДУ - № 2/2007 - стр. 37-39
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
4. Гедранович В.В. (ред.) Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы 2014. Материалы ХVII Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2014 г. / Минский университет управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск : Изд-во МИУ, 2014. – 198 с.
5. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Г Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. — Нижне-вартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.
6. Дик Н.Ф., Иванова Н.Б. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения. - «Феникс», 2005 - стр. 4-5; стр. 82-86
7. Захарченя Н.Ф. (сост.) Маркетинг в дошкольном образовании. Практическое пособие для студентов специальностей Дошкольное образование. — Барановичи: БарГУ, 2015. — 84 с.
8. Иванцова И.А. Справочник старшего воспитателя ДУ - № 2/2009 - стр.24-31
9. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.
10. Кузнецова Е. Б. Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №76 – 2008 г. – С.150-153.
11. Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 88-89.
12. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62-65.
13. Тимирясов В.Г. (ред.) Государство, общество и политика: экономические, правовые и социально-психологические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 15 мая 2008 г. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 464 с.
14. Чирикова Т.В. (ред.) Менеджмент в XXI в.: зарубежный опыт и российские тенденции. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Т. В. Чирковой. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 364 с.
15. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.
16. Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам. - http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502409
17. Инновации в системе дошкольного образования. - http://logoportal.ru/innovatsii-v-doshkolnom-obrazovanii/.html
18. Инновационная деятельность педагогов ДОУ. - http://festival.1september.ru/articles/524349/
19. Инновационная деятельность в ДОУ. - http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/innovacionnaya-deyatelnost-v-dou.html
20. Каким должен быть руководитель, личностные и профессиональные качества, как правильно строить отношения с подчиненными. - http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-biznesa/kakim-dolzhen-byt-rukovoditel-lichnostnye-i-professionalnye-kachestva-kak-pravilno-stroit-otnosheniya-s-podchinennymi.html
21. Профессиональные качества руководителя. - http://psyfactor.org/personal/personal15-05.htm
22. Профессиональная культура руководителя ДОУ. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/04/12/professionalnaya-kultura-rukovoditelya-dou
23. 7 главных качеств хорошего руководителя. - http://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/p13600/