Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Знать иностранный язык уже не просто модно, а необходимо в развивающемся современном обществе. И как следствие, иностранный язык давно является неотъемлемой частью начального этапа обучения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день, целью обучения является формирование всех составляющих коммуникативной компетенции, в развитии которой немаловажную роль играют языковые навыки, способствующие речевой деятельности. Одной из самых трудных и важных задач для учителей остается формирование правильного английского произношения, поэтому обучение иностранному языку нужно начинать с изучения фонетической системы языка. Ведь корректное произнесение звуков способствует как правильной передаче мыслей, так и правильному пониманию речи. Обучение фонетике, как одному из главных разделов изучения иностранного языка, эффективнее происходит на практике. Таким образом, фонетическая игра является одним из действенных способов для закрепления и совершенствования фонетических навыков. К примеру, педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бэллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Бесценный вклад в развитие фонетики внесли такие ученые, как Л.А. Вербицкая, Н.С. Трубецкой, Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон, и др. Актуальность исследования заключается в том, что правильное произношение и восприятие речи на слух должно формироваться именно на начальном этапе изучения иностранного языка. Если были проигнорированы какие-либо неправильные привычки произнесения определенных звуков, то в большинстве случаев их невозможно будет исправить на последующих этапах обучения. К сожалению, в общеобразовательных школах педагоги часто 8 допускают послабления в произношении учащихся, как результат слабого уровня владения языком у самого педагога, либо из-за нехватки урочного времени на формирование фонетических навыков у учащихся. Чтобы устная речь была правильной и красивой необходимо довести произношение до автоматизма, но процесс выполнения различных упражнений довольно скучный. Следовательно, для создания благоприятных условий для оптимального режима урока, способствующего формированию фонетических навыков у учащихся, устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка, а также для создания процесса обучения более интересным и запоминающимся был разработан комплекс фонетических игр. Данные игры способствуют развитию мышления, памяти, восприятия и внимания ребенка. Основная цель их использования на уроках иностранного языка – это закрепление и совершенствование произносительных навыков. Кроме того, игры направлены на развитие слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки. В связи с этим возникает проблема: какова роль использования фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся на начальном этапе в общеобразовательной школе? Таким образом, объектом исследования данной работы является формирование фонетических навыков у учащихся с помощью фонетических игр на начальном этапе в общеобразовательной школе. Предметом исследования является фонетическая игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся на начальном этапе в общеобразовательной школе.
Цель работы – раскрыть особенности формирования иноязычных фонетических навыков в начальной школе.
Гипотеза исследования – формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на уроках иностранного языка.
Поставленная цель настоящей работы определяет решение ряда задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме;
определить роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку и рассмотреть характеристику фонетических навыков;
определить содержание обучения фонетике в начальной школе;
изучить проблемы и подходы к формированию фонетических навыков;
выяснить особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения;
рассмотреть упражнения для формирования фонетических навыков и изучить виды контроля их сформированности;
изучить понятие «фонетическая игра», выяснить особенности применения фонетической игры при обучении иностранному языку;
выяснить психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
разработать комплекс фонетических игр и апробировать методические разработки, способствующие эффективному формированию фонетических навыков.
Методологической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, Н.И. Верещагина, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И. Рубинштейн, Л.С. Выготский, E. Fischer-Jorgensen, D.B. Fry, M. C. Templin, B.L. Wellman, R.H. Weir и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков; Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент; Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа. Практическая значимость заключается в создании комплекса фонетических игр, способствующих эффективному формированию фонетических навыков на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах). Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Процесс формирования фонетических навыков у младших школьников
1.1. Роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, их характеристика
Необходимым условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли, и выполнение языком любой коммуникативной функции является сформированность фонетических навыков [22,с.7]. Известно, что данный процесс происходит легко у маленьких детей в естественной языковой среде. А в условиях неязыковой среды, на уроках иностранного языка следует уделять значительное внимание постановке произносительных навыков. Это является причиной усердной работы над произношением учащихся на начальном этапе. Не стоит недооценивать роль фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку в школе, т.к., во-первых, данные навыки имеют смыслоразличительное значение. Неправильно произнесенный звук может полностью изменить смысл слова, а это, как правило, создает трудности при говорении или восприятии речи на слух в процессе коммуникации. Например: ball [bɔːl] – мяч и bowl [bəʊl] – чаша, vest [vest] – жилет и west [west] - запад. Во-вторых, фонетические навыки склонны к деавтоматизации (потеря навыком своих качеств автоматизированности и устойчивости), как результат длительного неиспользования навыка в речевой деятельности или недостаточного уровня его сформированности [6]. Кроме того, нельзя забывать и о роли интонации в процессе коммуникации, потому что неверная интонация искажает смысл высказывания, может привести к недоразумениям. Не владея правильной интонацией, человеку будет сложно выразить такие речевые функции, как сомнение, просьба, возражение, подтверждение и др. Например, английская речь намного быстрее русской, а поскольку у школьников довольно низкий темп речи, отсюда и возникают проблемы с интонацией. 15 Таким образом, правильное произношение зависит от сформированности навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владения интонацией и правильной расстановки ударения, соответствующее нормам изучаемого языка [22, с.7]. Важность правильного английского произношения заключается в том, что без него невозможно проявление коммуникативной функции языка. Характеристика фонетических навыков Фонетические навыки можно разделить на две группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные. Давайте рассмотрим каждую группу в отдельности. Слухо-произносительные навыки – это навыки правильного произношения всех звуков в потоке речи и понимание всех звуков при аудировании речи других. Они также делятся на две группы: - Аудитивные (слуховые) навыки подразумевают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. - Собственно произносительные навыки подразумевают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Кроме того, предполагается правильная паузация, ударение, интонирование. Ритмико-интонационные навыки подразумевают знание и логических, и экспрессивных ударений и интонем. Стоит отметить, что именно ударение и интонация выдают иностранца от носителя языка. Но на практике легче научиться правильному произношению звуков, чем интонированию предложений. Более того, именно ударение, паузация и интонация позволяют менять смысл высказывания [18, с.65-66]. Они также делятся на две группы: - Просодические навыки подразумевают правильное словесное ударение. - Интонационные навыки подразумевают знание логических и экспрессивных интонем и ударений [17, с.18-19]. 16 Стоит отметить, что слухо-произносительные навыки связаны с видами речевой деятельности, поэтому нельзя игнорировать их формирование. Так, например, при обучении чтению вслух и говорению, к которым предъявляются одинаковые требования, овладение слухо-произносительными навыками является важным условием. Ведь нарушения в фонематической правильности, как в процессе чтения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бегларян С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] / С. Г. Бегларян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.
Бозорова В.М., Максудова М.У. Игровые технологии обучения иностранным языкам. Фонетические игры. M., 2015
3. Булатошкина О.А. Рабочая программа по иностранному языку (английский) для 2-4 классов. – Венгерово, 2014.
4. Верещак С.А. Фонетические игры на уроках английского языка. M., 2015.
5. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айриспресс, 2014. — 240 с.
6. Гущина Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков M., 2013.
7. Добряк С.Н. Подборка игр для обучения фонетике английского языка. M., 2014.
8. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 102 с.
9. «Идеи для уроков английского языка». M., 2014.
10. Использование игр на уроках английского языка. M., 2015.
11. Карташова А. Игры для изучения английского. M., 2016. –64
12. Киселева Е. Ю., Горбунова Т. С. Фонетические игры и упражнения на начальном этапе обучения русскому как иностранному и английскому языкам: науч. статья по специальности «Языкознание». – 2014. – 5 с.
13. Коваленко Е.И. Фонетические игры для детей от 4 до 7 лет. – 2010.
14. Кондрашова Г.Н. Фонетические игры для малышей "Песенкичудесенки".M., – 2011.
15. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика, 2016
16. Критерии оценки участников фонетического конкурса. – 2012. M., 2014
17. Литвинова Е.О. Фонетические игры на уроках английского языка. M.,– 2013.
18. Мещерякова В.Н. Автор учебных пособий «I LOVE ENGLISH». Фонетические игры для детей дошкольного возраста.M., – 2015.
19. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: учеб. пособие. М.:"Флинта", "Наука", 2015 - 160с.
20. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку: Гл. VII. Формирование произносительных навыков. – М.: Просвещение, 1990.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
22. Недорезова Н.А. Технология формирования иноязычных фонетических 65 навыков. – Оренбург, 2014. – 7 с.
23. Непейкова И.В. Фонетические игры на уроках английского языка. M.,– 2013.
24. Нехорошева Н.В. «Фонетические игры» на уроках английского языка. M., 2013.
25. Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех.- СПБ.: КАРО, 2013.- 160с.
26. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование произносительных навыков: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. – 40 с.
28. Подходы к формированию фонетических навыков. M., 2016.
29. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. с. 43
30. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 2012. — 223 с.
31. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
32. Саблина В.В. Фонетические игры-задания. M., 2011.
33. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ, 2010. – 272 c.
34. Сомова Д.М. Роль игры на уроках английского языка. M., 2013
38. Третяк О.В. Фонетические игры на уроках английского языка: учебно-метод. пособие / О.В. Третяк. – Ориенбург, 2013.