Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тренер является одной из центральных фигур в спортивной деятельности, от личности которого, его жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педагогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления во многом зависит успешное решение как общих задач гуманистической педагогики, формулируемых через «обучение - воспитание - развитие», так и достижение высоких спортивных результатов. Исследование психологических и педагогических аспектов мастерства спортивного тренера является особенно актуальным, так как является принципиально особенным и обладающим особой уникальностью, сопряженной как со спецификой спорта вообще и конкретных его видов в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдельных сторон работы, социальных ролей и обязанностей тренера - педагога, психолога и социолога, руководителя, медика, друга и помощника спортсмена. В этой связи актуальность курсового по рассмотрению формирования мастерства тренера исследования не вызывает сомнения.
Цель работы- рассмотреть особенности формирования мастерства тренера.
Объект исследования – профессиональное мастерство тренера.
Предмет исследования – формирование мастерства тренера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть современные представления о проблеме формирования мастерства тренера;
-дать определение педагогическому мастерству тренера;
-рассмотреть педагогические способности тренера;
-описать критерии мастерства тренера;
-рассмотреть продуктивность применения педагогического мастерства в тренерской работе;
-описать современные пути формирования мастерства тренера.
Так как работа имеет теоретический характер в качестве основанного метода работы мы выбрали метод теоретического анализа научно-методической литературы, метод синтеза и дедуктивный метод.
Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы, включающего единиц.
1 Современные представления о проблеме формирования педагогического (профессионального) мастерства тренера
1.2 Педагогическое (профессиональное) мастерство тренера
Успешность работы спортивного трене¬ра или учителя физической культуры зависит от уровня его профессионализма. В данном курсовом исследовании мы будем использовать понятия «профессиональное мастерство» и «педагогическое мастерство» как синонимы, ведь основной составляющей профессионального мастерства является высокой уровень развития мастерства педагогического, что объясняется спецификой профессии тренера. Профессионалом считается специалист, который смог овладеть высоким уровнем профессиональной деятельности, способный со¬знательно изменять и развивать себя в ходе трудовой деятельности, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, определивший свое индивидуальное предназначение. Профессионал стимулирует в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышает своим трудом престиж своей профессии в обще-стве.
Профессионализм в любой области определяется мотивами, побуждающими человека к работе, смысловой важностью в его жизни человека его профессиональной деятельности, целевыми установками, технологиями и средствами, применяемыми человеком для достижения поставленных целей.
Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к специалисту ряд профессиональных требований, степень соответствия кото¬рым предопределяет уровень профессионализма. Исследователи отмечают, что выдающийся спортсмен, если займется тренерской деятельностью, не всегда может стать выдающимся тренером, так как к спортсменами применяются свои критерии и показатели высочайшего профессионализма, а к тренеру - свои.
Тренер-преподаватель является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен уметь в максимально возможном объёме передавать своим воспитанникам [11]. Для профессиональной реализации тренеру необходимо не только обладать спортивно-практической подготовленностью, но и активно пользоваться различными методами и средствами воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, которая обладает способностями привести воспитанников к достижению высоких результатов в спорте, развить в них личность и профессионала-спортсмена [8].
Все это предъявляет к его профессионально-педагогической культуре большие требования. Одной из составляющей сторон профессионально-педагогической культуры является высокий уровень развития педагогического мастерства тренера-преподавателя.
Содержание педагогического мастерства отражается в следующих его характеристиках:
- педагогическое мастерство – носитель профессионально-педагогической культуры;
- педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);
- педагогическое мастерство должно обеспечивать высокий уровень самоорганизации специалиста в его профессиональной педагогической деятельности посредством педагогического творчества и индивидуального стиля учебно-тренировочной работы [6].
А.А. Деркач, изучая профессиональное мастерство тренера отмечает, что оно выражается в умении владеть средствами педагогической техники, то есть тренер должен быть эстетически выразительным, уметь в случае необходимости скрывать своё дурное настроение или, наоборот, при необходимости показать свою радость, взволнованность или негодование. Именно педагогическая техника, по мнению А.А. Деркач, позволяет тренеру управлять своими эмоциями и организовывать своё поведение: именно эти способности и качества тренера являются неотъемлемым условием для успешной организации педагогического тренировочного процесса [3].
Под понятием «педагогическая техника», введенным А.С. Макаренко, в широком смысле понимается научно организованная система всех влияний на такие главные объекты воспитания, как личность и коллектив. В узком смысле под педагогической техникой понимают средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства. По мнению А.С. Макаренко она включает обязательные компоненты такие, как
-постановку голоса, необходимую для точного выражения мыслей и чувств педагога;
-мимику и пантомимику для точной реакции на те или иные действия или ситуации, которые позволяют педагогу проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь;
-умение анализировать ребёнка и видеть процессы в нём происходящие [7].
В педагогике существуют различные точки зрения на педагогическую технику тренера. Одна точка зрения считает педагогическую технику близкой по значению педагогическому такту. Другая точка зрения рассматривает её в качестве формы организации поведения тренера-преподавателя. С позиций третьей точки зрения педагогическая техника – это практический опыт реализации педагогического мастерства тренера. Педагогическая техника, кроме того, рядом исследователей рассматривается как умение пользоваться эмоционально-выразительными средствами в процесс профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что на первый взгляд точки зрения значительно отличны в своём понимании педагогической технике и в содержании определения этого понятия, мы во всех них можем выделить общие обязательные компоненты педагогической техники:
·наличие развитой техники речи тренера (голос, дикция, эмоциональность);
· обязательность мимической техники;
· обязательность пантомимической техники;
·обладание тренера умениями саморегуляции психической деятельности [15].
Владение тренером педагогической техникой на высоком уровне позволяет ему выполнять свои профессиональные функции в полном объёме и с высокой результативностью, что, на наш взгляд, непосредственно связано с его педагогической техникой. К данным функциям можно отнести
- функцию воспитания культуры: тренер-преподаватель должен обладать умениями, которые позволяют ему воспитывать в спортсменах основы морали, гуманизма, привить им общечеловеческие ценности;
-учебно-тренировочную функцию, связанную с тем, что тренеру необходимо использовать в педагогичной работе с воспитанниками различные методы, формы и способы их обучения, формировать и совершенствовать у спортсменов физические, психические и личностные качества, объяснять технику выполнения упражнений доступным для них языком посредством применения визуальных техник, уметь четко ставить и формулировать цели и задачи спортсменам;
-функцию самосовершенствования, заключающуюся в постоянном пополнении тренером своего запаса знаний и применении их в работе со спортсменами, постоянное личностное самосовершенствование [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - М.: Просвещение, 2012.-325 с.
2. Волков К.Д. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций специалистов по фитнесу в процессе их обучения / XII Международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех»: материалы конференций. – М.: Физическая культура, 2009 – Т.3. – С.243.
3. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Флинта, 2016. - 375 с.
4. Зубова Е.А., Зубов С.М. Анализ уровня сформированности профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе // Вестник спортивной науки. - 2018. - №4. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-sformirovannosti-professionalnyh-umeniy-i-navykov-trenerov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 19.05.2019).
5. Исамуллаева Д. Р. Особенности организации внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12(106). - С. 68–72.
6. Кривко O. A. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности тренера по спорту в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - №4 (29). - 2011. -С.49-51.
7. Кривко O. A. Контекстно-компетентностное обучение в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - №6 (31). - 2011. - С.14-16.
8. Кривко O. A. Профессиональная компетентность тренера по спорту / О. А. Кривко // Региональный вестник Востока. - Усть-Каменогорск. - №1. - 2009. - С. 126-129.
9. Кривко O. A. Структурные составляющие профессиональной компетентности тренера по спорту // Достояние нации. - №2. - 2009. - Алматы. - С.134-138
10. Кривко O. A. Педагогические технологии при формировании профессиональной компетентности тренера по виду спорт // Вестник КАСУ. Педагогика и образовательные технологии. - Вып. 1. - Усть-Каменогорск. - 2010. - С.37-40
11. Кривко O. A. Модель формирования профессиональной компетентности тренера по виду спорта // Вестник КАСУ. Педагогика и образовательные технологии. - Вып. 1. - Усть-Каменогорск. - 2010. - С.45-49.
12. Кривко O. A. Основы педагогического мастерства спортивного педагога: учебное пособие. - Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2010. - 188с.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов - М.: Физкультура и спорт, 2008 - 542 с.
14. Михайлова Т.В. Социально–педагогические основы деятельности тренера: монография / Т.В. Михайлова. – М.: Физическая культура, 2009. – 288 с.
15. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М.: Академия, 2010 - 336 с.
16. Никифоров Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 - Якутск, 2009 Электронный ресурс] - URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-professionalnoj-kompetentnosti-buduwih-pedagogov-trenerov-po.html
17. Пурахин Н. Ф. Мастерство как одно из профессионально значимых качеств тренера по спортивной борьбе // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта.- 2010 - № 1 (16). - С. 74–78.
18. Родионов, А.В. Психология физической культуры и спорта : учеб. пособие / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов. - М.: Академия, 2010 Электронный ресурс] - URL: http://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19081.pdf
19. Романовская И. А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2013 - № 2 Электронный ресурс] - URL: https://docplayer.ru/46482172-Razvitie-innovacionnoy-pozicii-prepodavatelya-vysshey-shkoly-v-processe-organizacionnogo-obucheniya.html (дата обращения: 19.05.2019).
20. Сагова З. А., Каптурова В. М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №2 (26) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-refleksiya-kak-faktor-uspeshnosti-trenera-v-sporte (дата обращения: 19.05.2019).
21. Сверчков, A.B. Теоретическая и практическая готовность будущих спортивных педагогов к профессиональной деятельности / A.B. Сверчков // Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования: сб. науч. тр. - Тольятти: ТГУ, 2010. - С. 294-300.
22. Сейранов С.Г. Кого и как готовим: размышления о состоянии системы подготовки физкультурных кадров / С.Г. Сейранов // Теория и практика физической культуры. – 2012. – N2. – С. 96–99.
23. Соломченко М.А., Прохоров Р.А. Содержание деятельности тренера и основные принципы работы со спортсменами // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №5. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-deyatelnosti-trenera-i-osnovnye-printsipy-raboty-so-sportsmenami (дата обращения: 19.05.2019).
24. Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики: монография / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. – 2–е изд. – М., 2010. – 392 с.
25. Трещёв А. М., Исамуллаева Д. Р. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учредениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012 Электронный ресурс] - URL: http://sportfiction.ru/articles/osobennosti-organizatsii-vnutrishkolnogo-povysheniya-kvalifikatsii-trenerov-prepodavateley/
26. Treschev A.M., Isamullaeva D.R. Internal teacher’s increase of qualification in the institute of an additional education (in physical education and in sport) // Vector of Science of Togliatti State University, Series: Pedagogics, Psychology. – 2012. - No. 3. - pp.101-103.