Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальной диагностики суицидального поведения студентов вуза 6
1.1 Студенты вуза как социальная группа, подверженная суицидальным наклонностям 6
1.2 Суицидальное поведение: понятие, характеристика 12
1.3 Социальная диагностика суицидального поведения студентов вуза 21
Глава 2 Исследование суицидального поведения студентов вуза 23
2.1 Описание процедуры исследования 23
2.2 Выводы по результатам исследования 26
2.3 Рекомендации специалистам по проведению социальной диагностики по предрасположенности к суицидальному поведению студентов вуза 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 36
Введение
Актуальность исследования предрасположенности к суицидально-му поведению студентов Вуза обусловлена тем, что на данном этапе раз-вития общества самоубийства стали одной из наиболее важных проблем. В России суицидологические факторы до сих пор относятся к категории экс-тремально критических. За счет неблагоприятных политических и соци-ально-экономических событий, которые постоянно происходят в обществе, увеличивается ощущение неуверенности в будущем дне и растет чувство страха. Причиной же каждого убийства среди молодежи является личная трагедия и безысходность, при которой страх перед жизнью становится сильнее смерти.
По данным ВОЗ, самоубийства были второй ведущей причиной смерти молодых людей 15 - 29 лет в 2015 г., а число смертей в результате суицида превышает число погибших на войне и в результате насильствен-ной смерти. На территории РФ один из двух пиков суицидальной активно-сти отмечается в возрасте от 18 до 29 лет - пик молодости [3]. Зарубежны-ми исследователями было обнаружено, что на возникновение суицидаль-ных мыслей влияют уровень материального достатка студента, сексуаль-ная ориентация, участие в религиозных практиках, попытки самоубийства в семье и среди друзей, употребление алкоголя и депрессивные симптомы. Обращено внимание, что попытки самоубийства могут быть связаны с сек-суальным насилием в детском возрасте, депрессией, низкой вовлеченно-стью в организованную деятельность, а также недостаточной или избыточ-ной массой тела [27].
Стресс в начале обучения в вузе также довольно часто является при-чиной эмоциональных расстройств и суицидального поведения. По дан-ным литературы, у 50% студентов выявляются нервно-психические рас-стройства во время экзаменационной сессии и при подготовке к ней; до 25% студентов отмечали возникновение суицидальных мыслей, а 1% со-общали о готовности совершить суицидальную попытку [27].
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами суици-да занимались многие философы (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, А. Камю, Э. Дюркгейм и др.) и психологи (З. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл, У. Бек, Л. Гоулд, П.Стерн, О.Н. Яницкий, А.В.Мозговой, Б.Н.Порфирьев и др.). На сегодняшний момент разработаны различные лечебно - реабилитационные меры, направленные на оказание помощи при суицидальном поведении, (Б.С. Положий, Е.А. Панченко, М.В. Григорье-ва, А.В. Меринов, И.А. Федотов, С.О. Куликов и др.). Несмотря на имею-щиеся данные литературы в настоящее время актуальной является разра-ботка дифференцированных подходов к диагностике и реабилитации мо-лодых людей с суицидальным поведением, учитывающая многообразие неблагоприятных факторов суицидогенеза.
Цель исследования: изучить особенности проведения социальной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению студентов вуза.
Объект исследования: молодые люди, обучающиеся в вузе.
Предмет исследования: суицидальное поведение студентов вуза.
Гипотеза исследования. У студентов с суицидальным риском выше демонстративность, несостоятельность, слом культурных барьеров и вре-менная перспектива, чем у студентов с высоким антисуицидальным факто-ром.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы социальной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению студентов вуза.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование предраспо-ложенности к суицидальному поведению студентов вуза.
3. Выработать практические рекомендации специалистам по прове-дению социальной диагностики по предрасположенности к студентам вуза.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемым вопросам, эмпирические, статистические и интерпретацион-ные методы.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 50 студентов, обучающихся в вузе в возраста 17 – 19 лет, из них 28 девушек и 22 юноши.
Практическая значимость исследования. Результаты диагностики могут использоваться психологами вузов при оценке факторов суицидаль-ного риска студентов. Также разработанные рекомендации по проведению социальной диагностики по предрасположенности к суицидальному пове-дению студентов вуза могут использоваться специалистами. Также резуль-таты исследования могут быть основой дальнейшего изучения суицидаль-ного поведения студентов.
Глава 1 Теоретические основы социальной диагностики суици-дального поведения студентов вуза
1.1 Студенты вуза как социальная группа, подверженная суицидаль-ным наклонностям
Студенческий возраст это юношеский возраст 17 - 22 лет по перио-дизации Д.Б. Эльконина. Индивидуально-личностные качества, психофи-зиологические функции данного периода являются социоприродным, со-циокультурным базисом для дальнейшего развития личности, ее социали-зации.
Период студенческой жизни для каждого человека представляет со-бой достаточно значимый и, во многом, определяющий отрезок его жизни. Студентами являются, как правило, уже совершеннолетние люди, которые активно участвуют в общественной жизни. Ведущая деятельность в сту-денческом возрасте - учебно - профессиональная. Социальная ситуация развития характеризуется тем, что студенты готовы самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе.
Главными психическими новообразования студенческого возраста являются: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивиду-альности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к жизненному самоопределению; установка на сознательное построение соб-ственной жизни; вхождение в различные сферы жизни и деятельности; раз-витие самосознания; активное формирование мировоззрения [30].
Молодые годы являются периодом интенсивного формирования си-стемы ценностных ориентаций, что оказывает влияние на становление ха-рактера студента и личности в целом.
Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жиз-ненные смыслы, убеждения, согласно которым осуществляют свою жизне-деятельность и выбирают основные средства для реализации планов [28].
Характеристики студентов, поступающих в высшие учебные заведе-ния, отличаются достаточным разнообразием, но, в то же самое время, у них далеко не всегда сформированы личностные ориентации касательно будущей профессиональной деятельности.
Выбор профессии - это вид проявления психической активности в ре-зультате влияния внешних факторов во взаимосвязи с мотивационными характеристиками личности. Выбор профессиональной специальности не-желательно навязывать, поскольку у студента будет отсутствовать мотива-ция в изучении предмета и дальнейшем профессиональном росте. Выбор предмета профессии может быть основан только на осознанном решении индивида. Внутренняя профессиональная мотивация определяется потреб-ностями самого человека, в результате чего студент обучается с удоволь-ствием, без принуждения. В данном случае выбранная профессия для лич-ности значима сама по себе. Внешняя профессиональная мотивация - это заработок, престиж профессии, стремление к признанию общества и т.д. [23].
Все объективно существующие факторы оказывают влияние на про-цесс выбора гуманитарной или технической специализации, однако, от личностных особенностей студента зависит, какие факторы становятся определяющими.
К социальным факторам выбора специальности относят [14]:
- Социальное окружение. В первую очередь это родители. Значи-тельное влияние родительской семьи на профессиональную специализацию студента позволяет считать данный фактор одним из фундаментальных. Очень часто родители могут стать доминирующей причиной при выборе той или иной специальности.
- Социальная мотивация выбора профессиональной специальности. Сюда относится желание занять достойное место в обществе; желание вы-брать профессию, обеспечивающую хороший заработок, желание прино-сить пользу людям, оказывать им помощь, общаться; желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится друзьями и знакомыми;
- Гендерные установки. На выбор юношей и девушек специальности в определенной степени влияют установившиеся ожидания общества по поводу
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования предрасположенности к суицидально-му поведению студентов Вуза обусловлена тем, что на данном этапе раз-вития общества самоубийства стали одной из наиболее важных проблем. В России суицидологические факторы до сих пор относятся к категории экс-тремально критических. За счет неблагоприятных политических и соци-ально-экономических событий, которые постоянно происходят в обществе, увеличивается ощущение неуверенности в будущем дне и растет чувство страха. Причиной же каждого убийства среди молодежи является личная трагедия и безысходность, при которой страх перед жизнью становится сильнее смерти.
По данным ВОЗ, самоубийства были второй ведущей причиной смерти молодых людей 15 - 29 лет в 2015 г., а число смертей в результате суицида превышает число погибших на войне и в результате насильствен-ной смерти. На территории РФ один из двух пиков суицидальной активно-сти отмечается в возрасте от 18 до 29 лет - пик молодости [3]. Зарубежны-ми исследователями было обнаружено, что на возникновение суицидаль-ных мыслей влияют уровень материального достатка студента, сексуаль-ная ориентация, участие в религиозных практиках, попытки самоубийства в семье и среди друзей, употребление алкоголя и депрессивные симптомы. Обращено внимание, что попытки самоубийства могут быть связаны с сек-суальным насилием в детском возрасте, депрессией, низкой вовлеченно-стью в организованную деятельность, а также недостаточной или избыточ-ной массой тела [27].
Стресс в начале обучения в вузе также довольно часто является при-чиной эмоциональных расстройств и суицидального поведения. По дан-ным литературы, у 50% студентов выявляются нервно-психические рас-стройства во время экзаменационной сессии и при подготовке к ней; до 25% студентов отмечали возникновение суицидальных мыслей, а 1% со-общали о готовности совершить суицидальную попытку [27].
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами суици-да занимались многие философы (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, А. Камю, Э. Дюркгейм и др.) и психологи (З. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл, У. Бек, Л. Гоулд, П.Стерн, О.Н. Яницкий, А.В.Мозговой, Б.Н.Порфирьев и др.). На сегодняшний момент разработаны различные лечебно - реабилитационные меры, направленные на оказание помощи при суицидальном поведении, (Б.С. Положий, Е.А. Панченко, М.В. Григорье-ва, А.В. Меринов, И.А. Федотов, С.О. Куликов и др.). Несмотря на имею-щиеся данные литературы в настоящее время актуальной является разра-ботка дифференцированных подходов к диагностике и реабилитации мо-лодых людей с суицидальным поведением, учитывающая многообразие неблагоприятных факторов суицидогенеза.
Цель исследования: изучить особенности проведения социальной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению студентов вуза.
Объект исследования: молодые люди, обучающиеся в вузе.
Предмет исследования: суицидальное поведение студентов вуза.
Гипотеза исследования. У студентов с суицидальным риском выше демонстративность, несостоятельность, слом культурных барьеров и вре-менная перспектива, чем у студентов с высоким антисуицидальным факто-ром.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы социальной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению студентов вуза.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование предраспо-ложенности к суицидальному поведению студентов вуза.
3. Выработать практические рекомендации специалистам по прове-дению социальной диагностики по предрасположенности к студентам вуза.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемым вопросам, эмпирические, статистические и интерпретацион-ные методы.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 50 студентов, обучающихся в вузе в возраста 17 – 19 лет, из них 28 девушек и 22 юноши.
Практическая значимость исследования. Результаты диагностики могут использоваться психологами вузов при оценке факторов суицидаль-ного риска студентов. Также разработанные рекомендации по проведению социальной диагностики по предрасположенности к суицидальному пове-дению студентов вуза могут использоваться специалистами. Также резуль-таты исследования могут быть основой дальнейшего изучения суицидаль-ного поведения студентов.
Глава 1 Теоретические основы социальной диагностики суици-дального поведения студентов вуза
1.1 Студенты вуза как социальная группа, подверженная суицидаль-ным наклонностям
Студенческий возраст это юношеский возраст 17 - 22 лет по перио-дизации Д.Б. Эльконина. Индивидуально-личностные качества, психофи-зиологические функции данного периода являются социоприродным, со-циокультурным базисом для дальнейшего развития личности, ее социали-зации.
Период студенческой жизни для каждого человека представляет со-бой достаточно значимый и, во многом, определяющий отрезок его жизни. Студентами являются, как правило, уже совершеннолетние люди, которые активно участвуют в общественной жизни. Ведущая деятельность в сту-денческом возрасте - учебно - профессиональная. Социальная ситуация развития характеризуется тем, что студенты готовы самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе.
Главными психическими новообразования студенческого возраста являются: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивиду-альности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к жизненному самоопределению; установка на сознательное построение соб-ственной жизни; вхождение в различные сферы жизни и деятельности; раз-витие самосознания; активное формирование мировоззрения [30].
Молодые годы являются периодом интенсивного формирования си-стемы ценностных ориентаций, что оказывает влияние на становление ха-рактера студента и личности в целом.
Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жиз-ненные смыслы, убеждения, согласно которым осуществляют свою жизне-деятельность и выбирают основные средства для реализации планов [28].
Характеристики студентов, поступающих в высшие учебные заведе-ния, отличаются достаточным разнообразием, но, в то же самое время, у них далеко не всегда сформированы личностные ориентации касательно будущей профессиональной деятельности.
Выбор профессии - это вид проявления психической активности в ре-зультате влияния внешних факторов во взаимосвязи с мотивационными характеристиками личности. Выбор профессиональной специальности не-желательно навязывать, поскольку у студента будет отсутствовать мотива-ция в изучении предмета и дальнейшем профессиональном росте. Выбор предмета профессии может быть основан только на осознанном решении индивида. Внутренняя профессиональная мотивация определяется потреб-ностями самого человека, в результате чего студент обучается с удоволь-ствием, без принуждения. В данном случае выбранная профессия для лич-ности значима сама по себе. Внешняя профессиональная мотивация - это заработок, престиж профессии, стремление к признанию общества и т.д. [23].
Все объективно существующие факторы оказывают влияние на про-цесс выбора гуманитарной или технической специализации, однако, от личностных особенностей студента зависит, какие факторы становятся определяющими.
К социальным факторам выбора специальности относят [14]:
- Социальное окружение. В первую очередь это родители. Значи-тельное влияние родительской семьи на профессиональную специализацию студента позволяет считать данный фактор одним из фундаментальных. Очень часто родители могут стать доминирующей причиной при выборе той или иной специальности.
- Социальная мотивация выбора профессиональной специальности. Сюда относится желание занять достойное место в обществе; желание вы-брать профессию, обеспечивающую хороший заработок, желание прино-сить пользу людям, оказывать им помощь, общаться; желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится друзьями и знакомыми;
- Гендерные установки. На выбор юношей и девушек специальности в определенной степени влияют установившиеся ожидания общества по поводу
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с.
2. Амбрумова А.Г. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1978. – С. 6 – 28.
3. ВОЗ. Информационный бюллетень: Самоубийство. Март 2017 .
4. Войцех В.Ф. Что мы знаем о суициде. Под редакцией профессора В.С. Ястребова. - М., 2007. - 20 с.
5. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотиз-ма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб., 2004. – С. 8 – 12.
6. Гордиенко Н.Н. Индивидуально-психологические особенности сту-дентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности // Известия российского государственного педагогического универси-тета им. А. И. Герцена. - 2015. - №39. - С. 267 - 270.
7. Грачева А.В. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // А.А Бажинова. Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 8 – 12.
8. Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведе-ния подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 130 – 132.
9. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм, пер. с франц. В.А. Луков. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.
10. Евсеев А.А. Статистический анализ тенденций и факторов суици-дального поведения // Статистика и экономика. 2012. № 6 – 2. С. 86 – 90.
11. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – С.–Пб.: Питер, 2010. – 352 с.
12. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суици-дального поведения // Суицидология. - 2011. - №1. - С. 3-7.
13. Касьянов В.В. Суицидальное поведение / В. В. Касьянов, В. Н. Нечи-пуренко. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
14. Лазорак О.В. Гуманитарная направленность в образовании студен-тов технических специальностей: экзистенциальный аспект // Фунда-ментальные исследования. – 2013. – № 10-8. – С. 1801-1805.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 259 с.
16. Методические рекомендации и психодиагностический инструмента-рий для работы с детьми с суицидальными наклонностями / Состави-тели: В.А. Акулов, Т.А. Кудренок. - Карталы 2017.
17. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования. 1998. № 8. C. 69–73.
18. Положий Б.С. Суициды в России и в Европе. - М.: МИА; 2016.
19. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолет-них: Методические рекомендации / Сост. Бадьина Н.П. - ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011. - 107 с.
20. Розанов В.А. О механизмах формирования суицидального поведения и возможностях его предикции на ранних этапах развития // Украин-ский медицинский журнал. - 2010. - № 1 (75). - С. 92-97.
21. Руженков В.А. Концепции суицидального поведения // Руженков В.А., Руженкова В.В., Боева А.В. Суицидология. – 2012. – № 4. – С. 52 – 60.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2014. – 350с.
23. Стародубец О.Д. Феномен и динамика личностной идентичности сту-дентов ВУЗа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / О.Д. Стародубец. – СПб.: АГПГУ, 2007. – С. 76.
24. Суицидология. Прошлое и настоящее / Под ред. А.Н. Моховикова. - М., 2011.
25. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию. Меди-цинская и судебная психология. - М., 2005.
26. Хритинин Д.Ф., Есин А.В., Сумарокова М.А. Личностно-психологические аспекты профилактики суицидального поведения студентов // Журнал неврологии и психиатрии. - 2018. - №2. - С. 12 - 18.
27. Цыганков Б.Д., Ваулин С.В. Оценка суицидального риска при госпи-тализации в психиатрический стационар // Психическое здоровье. - 2012. - №4(71). - С. 33-36.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – С. 349.
29. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств / Суицидология: Про-шлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, со-циологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Сост. А.Н. Моховиков. М.: Когито-Центр, 2001.
30. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.