Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рыночную экономику привычно считать системой, которая основана на частной собственности, конкуренции, свободе выбора производителя, минимальном вмешательстве государства. Однако, государство выполняет ряд функций и задач, без которых существование рыночной экономики не было бы осуществимо в той форме, в которой сейчас оно есть.
Предпринимательство и экономика государства зависят от действующей политики. Своими действиями правительство может затормозить, либо ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать свои экономические и социальные процессы в интересах общества.
Рассматриваемая тема является крайне актуальной, так как государственное регулирование играет важную роль в движении экономики, а рыночная экономика является неотъемлемым звеном в жизни общества большинства стран мира.
Целью данной работы является изучение экономического кругооборота и основных субъектов в рыночной экономике.
Предметом работы являются методы исследования регулирования экономических систем.
Объектом работы выступает политика построения и регулирования экономической системы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) изучить существующие экономические доктрины (стратегии);
б) провести анализ целей и задач, объектов и методов ГРЭ;
в) рассмотреть данную тематику на примере экономической ситуации в России.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнения; расчет; измерения; обобщения; анализ.
ГЛАВА 1. Роль государства в рыночной экономике
1.1 Главные экономические субъекты экономики
Главными экономическими субъектами в макроэкономике являются следующие сектора;
1) предприятия и фирмы;
2) домашние хозяйства;
3) государство;
4) заграница (участники внешнеэкономических отношений).
Все субъекты макроэкономики, осуществляя взаимозависимую экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения не только частной, но и общей экономической обстановки, на действия как внутренних, так и внешних (заграница) субъектов (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Модель кругооборота с участием государства и заграницы
Рассматривая поведение экономических субъектов, в макроэкономике необходимо учитывать его альтернативность, означающую возможность разных (не менее двух) вариантов экономического поведения одного и того же субъекта в данной ситуации.
Это связано с возможностью и необходимостью получения альтернативной выгоды (дохода). Такую выгоду собственник ресурсов (средств производства либо рабочей силы) мог бы получить при другом, альтернативном варианте их использования, если бы не отказался от него (а может, если бы заметил его) в пользу реально состоявшегося варианта. Эту особенность поведения субъектов особенно важно знать и учитывать при прогнозировании экономического роста макроэкономики и в ряде других ситуаций.
Государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие государства на экономическую сферу с целью достижения стабильного развития экономической системы .
Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.
В данный момент существует три основные модели государственного вмешательства в экономику:
• классическая модель политики,
• регулирующая,
• командная.
Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.
Рисунок 1.2 Три основные модели государственной политики
Выделают следующие методы регулирования экономики :
Рисунок 1.3 Методы регулирования экономики
Прямые методы регулирования характеризуются адресностью и направленностью на конкретные субъекты или процессы экономики.
Косвенные методы не имеют прямого адресата, их воздействие направлено на экономическое пространство в целом, определяя общие "правила игры". Основным инструментом является товарно-денежные рычаги, и он воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственно-экономической деятельности.
Инструменты государственного регулирования рынка подразделяются на административные, экономические и правовые .
Административные средства - это инструменты регулирования экономики, состоящие из законных мер убеждения, разрешения, запрета, принуждения.
Экономические средства - это денежные, кредитные, налоговые, бюджетные и аналогичные косвенные регуляторы экономики. .
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, которыми должны пользоваться в экономической практике все субъекты хозяйственной деятельности.
1.2 Функции государства в экономике, как основного ее субъекта. Экономический кругооборот
Государство всегда играло важную роль в развитие рыночной экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Рисунок 1.4 Роль государства в экономике
Государственное регулирование развития экономики - это воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма .
Рисунок 1.5 Экономический кругооборот
Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются :
1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2018. №1.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2017, 399 с.
3. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2018. - №2.
4. Веричева О.Н., Басов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью // Материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 20-25 октября 2014 года. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.
5. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2015.- 284 с.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2011.
7. Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования экономики: критерии идентификации и результаты применения / О.И.Карташова С.Р.Муравьев, М.С.Бодня // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 10. - С.20-29
8. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления - 2015 - № 6.
9. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев //Общество и экономика – 2017.
10. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. 2010. № 8. С. 83-92.
11. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Организация стратегической устойчивости — в разрезе концепции развития инновационной системы стратегического корпоративного управления на предприятиях промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 76-79.
12. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России /Под ред. М.М.Загорелько и др. М.:Логос, 2017.
13. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист - 2018 - №11.
14. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013-2018 гг., рублей // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. иКЬ: http://www.gks.ru/free бос/пем 5Цс/рори1аПопЛгиб/1 гибЗ 15-s.xls (дата обращения: 15.12.2018).
15. Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/labour force/# (дата обращения: 15.12.2018).
16. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. иКЬ: http://www.gks.ru/free бос/пе^' вйе/ротЬйопАтбЛтбб 15-72.xls (дата обращения: 15.12.2018).
17. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для экон. спец. вузов / под ред. Л.И. Якобсона – М.: ГУВШЕ, 2012.
18. DudinM.N., LyasnikovN.V., Horikov Yu.V. Brain factor and its stating role in enterprises’ competitive recovery // European Researcher. 2013. Vol. (38). № 1-1. P. 15-19.
19. Всемирный Банк // www.worldbank.org
20. Министерство экономического развития // economy.gov.ru
21. Центральный банк Российской Федерации // www.cbr.ru
22. Министерство промышленности и торговли // minpromtorg.gov.ru
23. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
24. Российское инвестиционное агентство // www.investment-in-russia.com
25. Haver Analytics // www.haver.com
26. ФАС России // fas.gov.ru