Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. XVII век стал для Испании веком драматургии. Вершиной театрального
искусства испанского Возрождения стало творчество Лопе де Вега. Драматурга стоявшего у
истоков возникновения испанского театра. Он также, является создателем нового типа
драматургии, поднявший испанский театр на ведущее место среди европейских сцен конца XVI в..
Лопе Феликс де Вега Карпьо - подлинный классик испанской литературы. Созданные им
произведения известны во всём мире, его творчество привлекает к себе внимание многих
исследователей. За свою жизнь Лопе де Вега написал более 2000 пьес, из которых лишь немногие
дошли до читателя. Позже в Мадриде была учреждена театральная премия Лопе де Вега в честь
великого драматурга. По мотивам его произведений были сняты несколько фильмов: «Учитель
танцев» (1952), «Собака на сене» (1977), «Дурочка» (2006).
Золотой век Испании пришёлся на конец шестнадцатого и на начало семнадцатого века. Лопе де
Вега стал одним из ярчайших представителей этого периода наравне с Сервантесом, Гонгорой,
Кеведо, Кальдероном. Именно его имя связывают с возникновением национальной испанской
драмы. Последователями и учениками великого драматурга явились такие представители как
Кальдерон, Аларкон, Тирсо де Молина.
Глава 1.Театр в творчестве Лопе де Вега
3
1.1.Общая характеристика драматургии Лопе да Вега
В начале периода основного творчества Лопе де Вега поселился в Валенсии в 1588 году. Город
тогда представлял собой, крупнейший торгово-промышленный и культурный центр страны, в
котором существовал более двух десятков лет постоянный театр. Там Лопе де Вега, возглавил
группы молодых драматургов и создал целую школу. Писать для театра, означало говорить с
целым народом, претендовать на внимание всего народа, и поэты устремились в драматургию.
Лопе де Вега, пользовался огромной популярностью в своей стране, как драматург, он посылал
свои рукописи пьес в театры по всей Испании. Между тем, его работа для театра не
способствовала материальному благополучию и не создала необходимых влиятельных связей,
способных, в условиях жесткой театральной цензуры, спасти его от столкновений с властями.
Поэтому Лопе де Вега, был вынужден искать расположения вельможных покровителей, работая в
жанрах, наиболее популярных в этих кругах - эпопей и пасторалей. Так, была создана: поэма
«Красота Анджелики» (1588, издана в 1602 г.), подражая «Неистовому Роланду» Ариосто эпопея
«О драконе» (1598), изображающую гибель трагичного для Испании английского корсара
Френсиса Дрейка. Для того чтобы украсить досуг герцога Альбы, пасторальный роман «Аркадия»
(1598) - у которого он в это время состоял на службе; поэму «Исидор» (1599), посвященную
легендарному главе города Мадрида.
1.2.Тематика пьес Лопе де Вега
Лопе де Вега, за всю свою жизнь создал большое количество произведений пьес, различающихся
по темам и жанрам. Сюжетами для произведений великому драматургу служила сама жизнь во
всех ее красках и разнообразии.
Как правило, в основе большинства пьес знаменитого драматурга лежит единая сюжетная схема,
возникновение любовных отношений, переживших различные катаклизмы.
Самым благоприятным продуктивным и насыщенным периодом творчества великого Лопе де
Вега оказались 1610-1620 годы. В первой четверти XVII века, написаны наиболее известные и
популярные произведения автора: «Фуэнте Овехуна», «Великодушный генуэзец», «Звезда
Севильи», «Периваньес и командор Оканьи», и др.
Во втором издании «Странника в собственном отечестве» Лопе де Вега, вышедшем в свет в 1618
содержится подробный список 113 пьес. Этот список не носит исчерпывающего характера.
Поскольку, по словам самого драматурга, количество написанных им к этому времени пьес
составило более 800 названий.
Монтальван, известным тем, что был первым биографом Лопе де Вега, писал в своем
произведении «Посмертная слава», что всемирно известный драматург Лопе де Вега создал
около более четырехсот одноактных аутос, и около 1800 трехактных. комедий. К величайшему
сожалению следует отметить, что до нас дошла лишь небольшая часть произведений знаменитого
автора включающая 426 комедий и 48 аутос. Исследованиям творчества драматурга известны
названия 179 созданных не обнаруженных пьес. Грандиозное по тематическому и жанровому
диапазону творчество Лопе де Вега, включающее как религиозную драму «Сотворение мира» так
и плутовскую комедию «Молодчик Каструччо».
4
При всем разнообразии репертуара Лопе де Вега у него все же имеются устойчивые темы,
которые разрабатываются им на протяжении всего его творческого пути.
Глава 2.Роль Лопе да Вега в становлении жанра европейской комедии «плаща и шпаги»
2.1.Комедии в творчестве Лопе де Вега
Ведущее место в многочисленном наследии великого Лопе де Вега занимают его комедии
нравов, так называемые комедии «плаща и шпаги». Их отличительные особенности от других
произведений гениального автора, заключаются в мастерстве построения действия, яркости
изображаемых персонажей, живости языка, блеске стихотворных форм.
В своих многочисленных комедиях выдающийся драматург создает картинки-эпизоды обыденной
жизни. Его персонажи представители дворянства, мелкого и среднего. Все внимание автора при
создании своих героев сконцентрировано на отношениях между людьми. В основе, таких
отношений лежит, прирожденное благородство человека, вера в стремление к достижению
счастья в рамках общества, в котором он живет.
В этих комедиях активность героев Лопе де Вега сужается тесными узкими рамками семьи, но
даже и в таких камерных пределах, автор демонстрирует человеческую силу воли, наполненность
энергией, человечность. Его герои преодолевают пространства и препятствия, связанные
многовековыми традициями. Заносчивая графиня полюбила своего бедного слугу и, несмотря
имеющие живучие предрассудки, все же совершает невероятное, выходит замуж за человека не
знатного происхождения («Собака на сене»). Юная красавица вступает в борьбу ханжеством,
лицемерием, бездушными родными и близкими, тем не менее, выходит победителем из этой
борьбы («Мадридская сталь»). Молодая вдова, после смерти нелюбимого мужа, с которым
прожила несколько печальных и бесцельных лет побеждает в конфликте против лицемерной
среды, запрещающей ей любить свободно «Валенсианская вдова». Таких примеров в комедиях
Лопе де Вега можно найти великое множество.
И все же основным динамичным мотивом всех «комедий плаща и шпаги» великого драматурга
является любовь. Условиям, в которых разворачивается любовная интрига в этих пьесах, Лопе де
Вега придавал большое значение, чем поэтическое изображение самого чувства. Борьба людей за
свободу любви предоставила драматургу возможность выразить свои гуманистические идеалы.
В своих комедиях Лопе де Вега. Раскрывает при помощи своих необыкновенных персонажей
великую силу любви. Любви обладает способностью создавать новые отношения между людьми,
разрушая сословные и любые другие преграды. Даже, сословное неравенство не является не
преодолимой преградой. Феодальная иерархия держалась на социальном неравенстве,
авторитете церкви.
2.2. Мотивы позднего Средневековья (Ренессанс и барокко) в комедии Лопе де Веги и их роль в
развитии испанского театра комедии
Одним из самых известных и наиболее талантливым произведением Лопе де Вега Комедия
является комедия «Собака на сене». Пьеса была высоко оценена В.Г. Белинским, назвавшим ее
«прелестной комедией».
5
Сюжет комедии достаточно прост. Главная героиня Диана де Бельфлор стремясь выйти замуж и
подыскивает себе жениха, ее выбор не прост, поскольку жестко ограничен. Ввиду того, что выйти
замуж она может только за представителя своего сословия. В рамках ее аристократического круга,
за пределы которого она не может выйти, Диане никто не мил. Она может, выбирать, только
между молодым маркизом Рикардо и старым графом Федерико, равными ей по сословию. Они
являются яркими представители аристократии, им свойственна чопорность, спесивость, внешний
лоск, за которыми, как правило скрывается коварный расчет, жадность, глупость.
Поскольку в среде, где живет Диана отношения людей, строятся по принципу корысти и расчета.
Изысканные манеры только красивая обертка, скрывающая неприглядную сущность этих людей
прикрывающая их внутреннюю опустошенность.
Сердце Дианы не расположено к людям ее круга. Она не желает связывать свою жизнь не с одним
из них, вступая в своеобразный конфликт против такого хода событий. Она страстно желает
подлинных человеческих взаимоотношений. Требуется лишь небольшая искра, чтобы Диана
решилась освободится от плена старых представлений о жизни и открыть ей глаза на настоящие
чувства. Все эти условности перестают существовать для Дианы, когда она наблюдает развитие
любовных отношений между Теодоро, ее личного секретаря и Марселы ее служанки. В глазах
Дианы, Теодоро, значительно выше и привлекательнее людей ее сословия.
Заключение
Из огромного перечня произведений, написанных Лопе де Вега, очень трудно выделить те,
которые можно было бы выдвинуть на первый план по их значимости или смыслу. Исследователи
выделяют пьесу «Фуэнте Овехуна», относя её к одной из самых выдающихся, отражающую тему
социального протеста и народного единства. Интересен ряд пьес, в которых раскрывается
тираноборческая тема: «Звезда Севильи», «Государь, сброшенный со скалы».
В 1609 году создаётся трактат под названием «Новое искусство сочинять комедии в наше время».
Основные концепции для театральных комедий включали в себя смешение различных жанров,
уход от канонов античной поэтики, следование принципу реализма, постоянно меняющееся
психо-эмоциональное состояние героев. Такие человеческие качества как преданность в любви и
дружбе, чувство долга, доблесть, честь могут быть свойственны какому-либо персонажу
независимо от его сословной принадлежности и привилегированности. Герои комедий - сильные
личности, руководствующиеся светлыми помыслами, ими движет борьба за справедливость.
Торжество справедливости - невзирая на трагичность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Варга С. Лопе де Вега / Науч. ред. и авт. предисл. И.В. Ершова; пер. с фр. Ю.М. Розенберг. -
М.: «Молодая гвардия», 2008.
2. Ганин В.Н., Луков В.А., Черноземова Е.Н. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков.
Учебник. - М.: «Юрайт», 2016.
3. Голубева-Монаткина Н.И. Интертекстуальный очерк истории зарубежной литературы. От
Античности до наших дней. - М.: «Ленанд», 2014.
4. Державин К. Н. Драматургия Лопе де Вега.\\ Вега, Лопе де. Избранные драматические
произведения: В 2 т. Т. 1. M.: «Терра», 1994.
6
5. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. -М.;Л: «Искусство»,
1941.
6. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век. Учебник для педагогических вузов - М.:
«Дрофа», 2004.
7. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. Очерки. М., 2001.
8. Испанский театр (сост. Томашевский Н.)- М.: «Художественная литература», 1969.
9. Кржевский Б.А. Творчество Лопе де Вега в сб.: «Культура Испании» - М; Л.: Издат-во АН
СССР, 1940.
10. Лопе де Вега. Избранные сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: «Вече, Литература», 2001.
11. Плавскин З. И. Испанская литература XVII - середины XIX века. - М.: «Высшая школа», 1978.
12. Плавскин З. И. Лопе де Вега, 1562-1635. - М.; Л.: «Искусство», 1960.
13. Федоров А. В. Искусство перевода и жизнь литературы. - Л.: «Сов. писатель», 1983.