Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что термин «правовой режим» в юридических источниках достаточно широко распространена. В ряде работ под правовым режимом понимают законность, в других – порядок, в-третьих – специальный режим определенного объекта, который имеет закрепление конкретными правовыми нормами и обеспечивается группой юридических средств.
То многообразие терминов, которое существует, может быть объяснено не только малым объемом научной проработки указанных понятий, но и тем, что при рассмотрении одних и тех же объектов – явлений, процессов, условий авторы вместе с использованием различных дефиниций стремятся отразить те их признаки, которые наиболее полно и точно отражают складывающуюся обстановку.
Административно-правовым режимом называют сочетание административно-правовых средств регулирования, которое обеспечивается централизованным порядком. Если метод юридического воздействия императивный, то субъекты правоотношений по своему статусу занимают неравные позиции. Конструкция из способов правового регулирования, пропуская через себя административно-правовой метод, выталкивает на передний план позитивные обязывания и запреты. Потому правовое воздействие осуществляется на властно-императивных началах, в этом случае юридическая энергия поступает от наделенного властными полномочиями субъекта, создавая тем самым отношения субординации, подчинения.
Режим секретности в административном праве занимает особое место, поэтому представляем актуальным вопросом исследования режим секретности в административном праве.
Цель исследования проанализировать режим секретности в административном праве России.
Цель обусловила постановку следующих задач:
рассмотреть понятие, значение и правовое регулирование режима секретности;
изучить особенности обеспечения режима секретности отдельных видов информации;
проанализировать порядок допуска лиц к отдельным видам секретной информации;
выявить основные правила ведения секретного делопроизводства.
Объектом исследования является режим секретности.
Предметом исследования являются особенности правовых режимов секретности.
Методами исследования являются логико-правовой, метод сравнительного анализа и статистический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, а также списка источников и литературы.
1. Теоретические основы режима секретности
1.1 Понятие, значение и правовое регулирование режима секретности
На бытовом уровне тайной именуется нечто неразгаданное, скрытое от посторонних глаз, как «вещь в себе». Касаемо органов государственной власти и управления тайна – это то, что осознанно скрывается от других, что известно строго определенному кругу лиц. Конфиденциальным же документом называется документ, доступ к которому ограничен даже для служащих одного структурного подразделения.
Другими словами, тайна – это сведения, которые не подлежат разглашению. Эти сведения содержатся в неком «секрете», обычно определенное время, которое обусловлено их государственной или служебной значимостью, необходимостью, что вытекает из интересов страны в целом или отдельного ведомства (министерства, администрации, департамента, управления, представительного или судебного органа власти). Лишь после того, как необходимость сохранения в тайне каких-то сведений отпала, они могут быть оглашены либо опубликованы.
В зависимости от важности, ценности, характера и ведомственной принадлежности сведений тайна подразделяется на государственную и служебную.
Государственной тайной в административном праве называют сведения, которые защищаются государством в сфере его военной, внутри- и внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны или, просто, вызвать социальную напряженность, породить внутриаппаратные конфликты, серьезные кадровые коллизии.
Служебной тайной в административном праве называют сведения, которые охраняет государство в любой области политики, управления, науки, техники, производства, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может нанести ущерб интересам государства, отдельного ведомства или частного лица.
Существует множество способов правовой защиты информации, представляющей секретность, в числе которых выступает институт тайны. В рамках этого института особой значимостью обладает государственная тайна. Ей уделяется повышенное внимание, т.к. ее разглашение наносит огромный ущерб национальной безопасности государства.
Режимом секретности в административном праве именуется установленный нормами права единый порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию .
Ключевая цель режима секретности в административном праве заключается в обеспечении информационной безопасности государственной власти и государственного управления.
Если говорить более конкретно, то цель защиты режима секретности – обеспечить сведения государственного и служебного характера, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства. Нужная секретность может быть достигнута точным, четким соблюдением группы правовых, организационных, кадровых, информационно-технических и других правил и норм, направленных на обеспечение высокой бдительности, нейтрализацию каналов утечки секретных сведений, пресечение случаев разглашения государственной и служебной тайны и утраты секретных документов и изделий.
Не просто так секретное делопроизводство ведется особыми структурными подразделениями, укомплектованными специально подготовленными специалистами, осуществляется в специально оборудованных помещениях.
Назначением режима секретности является предотвращение утечки, закрытой (конфиденциальной) информации по агентурным каналам.
При работе с документами, несущими режим секретности имеет важное значение сущность этого режима. Это дает весомые гарантии надежной охраны коммерческих секретов и ставит заслон на пути утечки информации.
Сущность режима секретности сводится к следующему:
1) строгий контроль (лично или через службу безопасности) за допуском персонала к секретным документам;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты и материалы судебной практики
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398
2. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3283.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Стр. 8220 – 8235.
6. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 37. – Ст. 3619.
II. Научная и учебная литература
7. Авраменко Н.И. Право субъектов хозяйствования на коммерческую тайну // Потребительская кооперация. – 2008. – № 3. – С. 77 – 86.
8. Артамонова Я.С. К вопросу о понятии «информационная безопасность» // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 319 – 321.
9. Бачило И.Л. Информационное право: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016.
10. Башлы П.Н. Информационная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
11. Исрафилов И.М. Обеспечение режима секретности в органах внутренних дел: учебное пособие. – М. 2015.
12. Конфиденциальное делопроизводство: Учебное пособие. / Сост. Е.А. Давыденко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.
13. Копылов В.А. Информационное право: учебник. – М.: Юристъ, 2004.
14. Куняев Н.Н. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот: Учебник. – М.: Логос, 2015.
15. Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Саратов, 2015.
16. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №1 (31). – С. 29 – 37.
17. Пономарева Ю.В. Соотношение правовых категорий «конфиденциальность информации» и «секретность информации» // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. – № 3(13). – 2014. – С. 50 – 55
18. Ширко Т.И. Конфиденциальное делопроизводство: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013.