Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любой человек проходил в своей жизни через самый сложный кризис – подростковый. Этот период характеризируется резкими и быстрыми качественными изменениями. Каждый подросток имеет свою скорость прохождения через кризис, в интеллектуальном или личном развитии. Проблема формирования границ психологического пространства собственного «Я» актуальна для человека всю жизнь, но существуют переломные моменты, кризисы, когда сильно увеличивается актуальность. Самый ярко выраженный из них – подростковый период, когда бурно развивается личность, самосознание, а также развитие границ психологического пространства.
Э. Дюркгейм считал, что развитие нравственности и самосознания, происходящими через интериоризацию норм, правил, эталонов поведения, приходящих из социума, а границы помогают их освоению и способствуют адаптации людей в обществе [3]. Дж. Болдуин, в своих работах, писал то, что границы существуют не только внешние, но и внутренние, которые влияют и на интеллект, и на личностные качества [1]. С.К. Нартова-Бочавер определяет и эмпирически обосновывает следующую последовательность развития психологического пространства: телесность возникает в младенчестве, личная территория и вещи – на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки – с дошкольного по младший школьный возраст [5].
Н.В. Буравцова в своем исследовании показывает, что юноши и девушки, обладающие суверенными границами психологического пространства личности, это люди целеустремленные, воспринимающие как процесс, так и результат своей жизни интересным и наполненным смыслом. Они в достаточной степени обладают представлениями о себе как о личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о ее смысле. Им свойственно отстаивать привычные для себя формы организации собственной жизни; они не приемлют контроля над своими социальными контактами и связями. Наиболее значимыми жизненными ценностями эти молодые люди считают стремление к сохранению собственной индивидуальности и независимости, к самосовершенствованию и развитию, а также к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни [2].
Предмет: границы личности.
Объект: проблема границ подросткового возраста.
Цель: рассмотреть проблему границ подросткового возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «психологические границы личности» в психолого-педагогических исследованиях
2. Выделить особенности подросткового возраста
3. Исследовать проблемы границ подросткового возраст
Глава 1. Теоретические аспекты проблема границ подросткового возраста
1.1 Содержание понятия «психологические границы личности» в психолого-педагогических исследованиях
С начала XX века проблема психологических границ личности затрагивалась психологами разных направлений и с точки зрения разных классических психологических концепций (психоанализ, гештальтпсихология Ф. Перлза, теория объектных отношений и др.).
До сих пор современные зарубежные и отечественные исследователи вкладывают в данное понятие разный смысл. Многообразие подходов к пониманию психологических границ личности, по словам А.Ш. Тхостова, вызывает сложности в объективном их изучении, так как они являются сложным и трудноуловимым феноменом, существование которого не ставится под сомнение. В связи с этим, мы полагаем, что данный феномен нуждается в научном обсуждении его содержания.
Ф. Перлза в гештальт – психологии отмечал что граница является связующим понятием, объединяющую и разделяющую «Среду» и «Организм». Граница не только разделяет и объединяет понятия «Я» и «не – Я», но и является полем их взаимодействия. Установление границ - это установление или определение рамок отношений или контакта между самим собой и окружающим миром. При нарушении на границе контакта происходит проекция, слияние, ретрофлексия, интроекция. Эти процессы лежат в основе развития невроза.
Границы начинают изменяться за счет процессов проекции и интроекции. При процессе интроекции границы начинают расширяться, а при проекции – сжимаются. Этот контакт является той областью, где «Я» вступает в отношения с «Другим», и благодаря их контакту две эти стороны приходят к взаимопониманию.
В гештальт - психологии Ф. Перлза благодаря границам у личности формируется способность к внешнему различению понятий «Я» − «Другой», и к внутренней дифференциации понятий «Я» − «не-Я». Границы являются подвижными, динамическими образованиями способных стереть, открыть, передвинуть, провести и разрушить. Таким образом можно сказать, что граница позволяет соединить два понятия «Я» и «не - Я», при этом разделить их. Немало важным фактором является нарушения на границе контакта, что может приводить к психическим заболеваниям. Т.Д. Марцинковская в рамках классической психологии считала, что границы могут быть внешними и внутренними.
Эти понятия Т.Д. Марцинковская рассматривала, как противоположные по своим целям, направлению и механизмам развития. Формирование психологических границ происходит в контексте сепарации ребенка от матери в раннем детстве (Марцинковская, 2008). В неклассической психологии разрабатывают подходы, в которых происходит взаимосвязь внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуальнопсихологических) границ, их взаимодополняемость. Понятие «психологические границы личности» в отечественной психологии стали использовать сравнительно недавно.
Пивненко Т.В. в кандидатской диссертации приходит к тому, что психологические границы личности неявно содержатся во многих психологических исследованиях. Например, в культурно-исторической концепции, процесс развития рассматривают, как постоянное взаимодействие между Я и Другим. (Пивненко, 2008).
Психологические границы в современной науке наполняются новым содержанием. Отделение человека от окружающего мира происходит благодаря внешним и внутренним границам. Современные исследования отечественных психологов (Д.А. Бескова, И.А. Бескова, В.П. Зинченко, Е.Н. Князева, Т.С. Леви, В.А. Подорога, А.Ш. ~ 251 ~ Тхостов и др.) связанны с изучением понятия психологических границ, взаимосвязи психологических границ телесности с внешним миром. В современных исследованиях понятие «психологическая телесность» рассматривают, как процесс развития личности, в котором индивидуальнопсихологические характеристики, ценности социального мира, по мнению ученых проявляется в материальных формах такие как: поведении, поступках, действиях и устремлениях. (Платонов, 2011)
А.Ш. Тхостов изучал границу телесности, С.К. Нартова-Бочавер — границы психологического пространства, Ю.М. Плюснин — территориальные границы, Т.В. Пивненко исследовала психологические границы детей, не принимаемых сверстниками и др. (Пивненко, 2008). Т.С. Леви понимает «психологическая граница личности» опираясь на взгляды В.П. Зинченко, который любой психический процесс понимал как функциональный орган по А.А. Ухтомскому. В.П. Зинченко считает, что человек всю жизнь, в процессе социализации постоянно взаимодействует с окружающим его миром при помощи телесных движений.
С помощью телесных движений человек приобретает социальный опыт и преобразует окружающий мир. Эта взаимосвязь образует некие рубежи (границы) между внешними формами проявлений претензий личности и внешними условиями возможности их реализации. При этом четких границ в этом контакте нет, так как границы взаимодополняют друг друга. (Зинченко, 2005)
Согласно В.П. Зинченко, в формировании функциональных органов играет «живое движение», которое принимает особую роль. Это движение воплощает и формирует взаимодействия между «Я» и «Миром», воздействуя на «Мир», а с другой стороны на «Я» (Зинченко, 1983).
Рассмотрим психологические границы как функциональный орган. Это означает, что психологическая граница «имеет не субстанциональную, а энергийную сущность: все ее характеристики возникают как временное сочетание сил для решения задачи осуществления конкретного взаимодействия человека с миром» (Леви, 2007).
Энергетическая сущность является виртуальным образованием, которое не совпадает с границей физического тела (кожей). «Ткань» психологической границы составляет действие, совершаемое личностью, которое располагается на границе между внутренним и внешним. Психологическая граница возникает, проявляется и развивается в действиях человека. Выполняет защитную функцию психики от разрушающих внешних воздействий, а также пропускает необходимые для нас энергии.
Она способствует сдерживанию и накапливанию внутренней энергии, выражению себя в мире. На протяжении всей жизни человека психологическая граница развивается и изменяется. Она «выстраивается» до оптимальной — индивидуальной для каждого — границы, которая позволяет человеку адекватно взаимодействовать с миром и быть самим собой. Если психологическая граница оптимальна, личность способна в зависимости от ситуации приспосабливаться, обеспечивая взаимодействие с миром, изменять свойства своей психологической границы, согласующееся со своими желаниями и возможностям.
Исходя из этого делаем вывод, что психологическую границу личности можно рассматривать как барьер, который выстраивается определенным образом для каждого человека персонально, который пропускает энергию и способствует ее накоплению, а также защищает психику от разрушающих внешних воздействий. Леви в своих исследованиях выделает следующие функции психологических границ личности: - внутренние и внешние импульсы; - контакт (пропускающие) и уход от контакта (не пропускающие, разграничивающие).
Невпускающая функция означает, что граница может стать непроницаемой для внешних воздействий (человек может оттолкнуть, сказать «нет»). Проницаемая функция означает, что граница пропускает внешние воздействия на нее, если человек уверен в себе и доверяет другому, идентифицируется с ним. Человек не теряет ощущение себя, при этом граница как бы «растворяется». Вбирающая функция
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болдуин Дж. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Том 1. Личность. М.: Либроком., 2011, 512 с.
2. Брантбьерг М.Х.//. Телесная психотерапия. Бодинамика / Ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2011.
3. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
4. Буравцова Н.В. Влияние специфики личностных границ на формирование ценностносмысловой сферы студентов // Высшее образование в России, 2008. № 6. С. 138-141.
5. Дюркгейм Э. Социология. Еѐ предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.
6. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между душой и телом. — М.: ACT, 2005.
7. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов.—М.: Изд-во МГУ, 1983. — 165 с.
8. Леви Т. С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 12-33.
9. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностноразвивающей работы, основанной на телесном движении[текст] // Культурно-историческая психология. 2009. №1. С.36–41.
10. Леви Т.С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. № 1.
11. Леви, Т.С. Психологическая граница как телесный феномен / Т.С. Леви // Бюллетень АТОП. .— 2007. — № 9. — С. 51-68.
12. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15-25.
13. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 40 с.
14. Марцинковская Т. Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С. 55-61.
15. Марцинковская, Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. 7. Марцинковская // Мир психологии — 2008. — № 3. — С. 55-61.
16. Марчер Л. «Энциклопедия Тела: Психологический Функции Мышечной Системы» (“Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System”
17. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал, 2003, Том 24, № 6, С. 27-36.
18. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.
19. Перлз Ф., Теория гештальт-терапии [Текст] // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. – 320 с.
20. Пивненко, Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками. Автореф. канд. дисс. / Т.В. Пивненко. — М.: МГППУ, 2008. — 26 с.
21. Платонов К.К. Занимательная психология [Текст]// М.: Римис,2011.–304 с
22. Руденко А. П. Самоорганизация и прогрессивная эволюция в природных процессах в аспекте концепции эволюционного катализа // Российский химический журнал. 1995. Т. 39. № 2. С. 55-71.
23. Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2009. 623 с.
24. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. 10. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: URSS; Ленанд, 2014. 317 с
25. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси. Изд-во «Мерани», 1991г. 398с.