Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных исследованиях государственной политики в области обес-печения безопасности существенное значение имеет изучение отдельных орга-нов власти и их специфики.
В российской государственной политике в области обеспечения без опас-ности одним из ключевых органов управления является Совет безопасности России. Этот институт имеет аналоги в государственном управлении зарубеж-ных стран.
Однако, в течение определенного периода его развития сформировались его особые черты. Опыт функционировании Совета безопасности России пред-ставляет интерес для понимания и оценки эффективности политики обеспечения безопасности в современной России.
Для решения задач по обеспечению национальной безопасности в Рос-сийской Федерации создана и развивается государственная система обеспече-ния национальной безопасности, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационно-го, экономического, военного и иного характера.
Одна из ключевых структур в системе органов обеспечения государ-ственной безопасности России – это функционирующий под руководством Президента Совет Безопасности Российской Федерации
Сегодня Совет Безопасности Российской Федерации играет важную роль в формировании основ внутренней и внешней политики, в разрешении кризис-ных ситуаций. В последние годы был принят ряд концептуальных документов, в которых нашла отражение эволюция взглядов на сущность национальной безопасности. Если раньше это понятие отождествлялось, прежде всего, с без-опасностью государства, а точнее – государственного строя, то сегодня прио-ритетами определены интересы личности, общества и государства. На рубеже веков система мироустройства претерпевает радикальные структурные измене-ния.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследова-ния, целью которого является изучение деятельности Совета безопасности при президенте Российской Федерации.
Объектом исследования является Совет Безопасности Российской Феде-рации, предметом – деятельность Совета безопасности при президенте Россий-ской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить правовое становление и развитие Совета безопасности при пре-зиденте Российской Федерации;
- исследовать структуру и задачи Совета безопасности при президенте Российской Федерации;
- выявить основные направления деятельности Совета безопасности при президенте Российской Федерации.
За последние годы в юридической литературе проблеме осуществления деятельности по обеспечению национальной безопасности, в условиях нараста-ния международной напряженности и укрепления международного террориз-ма и экстремизма, уделено значительное внимание.
Тем не менее, нельзя считать данную тему достаточно разработанной.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, а также труды отечественных исследователей и интернет-ресурсы.
Работа выполнена с использованием методов анализа, синтеза логическо-го, исторического, сравнительного методов.
Структура работы включает три раздела, введение, заключение и биб-лиографический список.
Раздел 1. Совет безопасности РФ: правовое становление и развитие
Совет Безопасности Российской Федерации - конституционный совеща-тельный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по во-просам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, во-енного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверените-та, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности .
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Основные объекты безопасности:
‒ личность – ее права и свободы;
‒ общество – его материальные и духовные ценности;
‒ государство – его конституционный строй, суверенитет и территори-альная целостность.
Одной из задач работы Совета Безопасности является усиление взаимо-действия Российской Федерации с международными, в том числе военно-политическими, организациями (НАТО, ЕС, ОБСЕ).
Активно развивается сотрудничество с соответствующими структурами США, ведущих стран Европы, Центральной Азии, Среднего и Ближнего Во-стока. По-прежнему сферой наивысшего приоритета для России остается обес-печение безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств. По инициативе В.В.Путина, выдвинутой в 1999 году, был создан Комитет сек-ретарей советов безопасности государств – участников Договора о коллектив-ной безопасности. Этот орган существенно повысил оперативность реагирова-ния на развитие кризисных ситуаций, позволил значительно усовершенство-вать механизм коллективного участия стран ДКБ в предотвращении регио-нальных конфликтов.
По оценкам ряда авторитетных международных организаций, в том чис-ле Европейского союза и ОБСЕ, страны ДКБ после трагедии 11 сентября в США оказались более подготовленными к возникшим обстоятельствам, чем какие-либо другие государства.
Готовность нашей страны противостоять региональным и локальным во-оруженным конфликтам остается важнейшей задачей на современном этапе. В этих целях укреплению армии и флота, реформированию военной организации государства в целом Совет Безопасности уделяет значительное внимание. В 2001 году был решен один из важнейших вопросов – повышен социальный статус военнослужащего до уровня федерального государственного служаще-го, увеличены размеры денежного содержания. Советом Безопасности разра-ботаны принципиально новые подходы к мобилизационной подготовке, адек-ватной реалиям военных угроз и взаимоувязанной с возможностями экономики страны. Постепенно укрепляется оборонно-промышленный комплекс страны .
Налажено финансирование государственного оборонного заказа, неуклонно погашается задолженность предприятиям. Основу безопасности лю-бой страны составляет обеспечение ее территориальной целостности. Приня-тыми мерами угрозу в этой сфере, связанную с ситуацией в Чеченской Респуб-лике, удалось значительно снизить. Благодаря твердой политике и скоордини-рованности действий федеральных сил фактически уничтожены крупные банд-формирования в Чечне. Республика возвращается в правовое поле Российской Федерации.
Задача физической защиты населения от бандитов, поддерживаемых международными террористическими структурами, все еще актуальна, но в решении проблемы Чеченской Республики основное внимание сейчас сосредо-точено на развитии позитивных социально-экономических процессов.
В настоящее время чеченское население в большей мере озадачено тем, как устроить нормальную жизнь, повысить достаток, растить и воспитывать детей. В последнее время в Российской Федерации достигнута политическая стабильность, складываются адекватные экономические структуры и отноше-ния, появились политические и социальные ориентиры.
В связи с этим низкий уровень развития экономики, устаревшая техноло-гическая база, ухудшение экологической обстановки, интенсивное сокращение невозобновляемых природных ресурсов, снижение физического и генетическо-го здоровья населения – вопросы, постоянно затрагиваемые Советом Безопас-ности и его межведомственными комиссиями.
Серьезную угрозу национальной безопасности представляет распростра-нение наркомании и наркобизнес, который в настоящее время фактически ин-тернационализировался и сросся с международным терроризмом.
Решение этой проблемы не под силу одному ведомству и даже всему си-ловому компоненту государства, поскольку наркомания вызревает на почве нерешенных социальных вопросов, недостатков в сфере культуры, образова-ния, медицины. Кроме того, эта угроза является глобальной, и для противо-действия ей требуется согласованная работа всех стран. В результате кропот-ливой, слаженной работы на межведомственном и межрегиональном уровнях в прошедшем году Совет Безопасности принял ряд принципиально важных ре-шений, которые должны сдержать распространение наркомании, снизить ее до социально приемлемых размеров .
В динамичных условиях современной жизни, информационного бума необходимо отдавать себе отчет в том, что решение проблем обеспечения национальной безопасности невозможно без внедрения в практику работы но-вых технологий управления, передовых средств информатизации, обеспечения информационной
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7 (21 янв.) или [Элек-тронный ресурс].
2. О безопасности: Федеральный закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 (в ред. от 5 окт. 2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
3. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 «Вопросы Совета Без-опасности Российской Федерации» // Правовая информационная система «Кон-сультант-Плюс» (ред. от 25.07.2014)
4. Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 «Об утверждении Поло-жений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Без-опасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратив-шими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» (ред. от 06.05.2011) // Правовая информационная система «Консультант-Плюс».
5. Белобородов В.А. Совет Безопасности как структурная единица ме-ханизма государственной безопасности // Пятый Пермский международный конгресс ученых-юристов. Пермь, 2014. С. 44-45.
6. Залещанский, Б.Д. Основы экономической безопасности государ-ства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие / Б.Д. Залещанский. - М.: Фи-нансы и статистика, 2014. - 224 c.
7. Зеленков, М.Ю. Основы теории национальной безопасности: Учеб-ник. / М.Ю. Зеленков. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 c.
8. Зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России / А.И. Зубков. - М.: Юридический центр, 2015. - 849 c.
9. Карабущенко П.Л. Политические элиты и проблемы национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 3. – С. 91-97.
10. Кузнецов, Ю. Введение в теорию национальной безопасности. Про-блемы безопасности русского народа и современность / Ю. Кузнецов, В. Ни-кольский. - М.: Верный, 2014. - 808 c.
11. МельниковВ.И. Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2015.
12. Отмахова Н.Н. Конституционно-правовой статус Совета Безопасно-сти Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской гос-ударственности. Томск, 2017. С. 120-121.
13. Павлов Д. Б. Совет Безопасности России как основной субъект пра-вового регулирования экономической безопасности // Экономика и право. XXI век. 2015. № 1. С. 25- 32.
14. Пономаренко Я.А. Роль Совета Безопасности России в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 11. С. 120-124.
15. Официальный веб-сайт Совета Безопасности Российской Федерации // http://www.scrf.gov.ru/council/composition/ (26.05.2019) 47-88.