Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация власти в Российской Федерации является одним их основных направлений осуществления эффективной государственной политики в области социально-экономического развития России. Федеративное государственное устройство Российской Федерации на законодательном уровне предполагает разделение управленческих функций и властных полномочий между федеральными и региональными структурами государства (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).
Согласно ст. 73 Конституции РФ «субъекты РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти», что говорит не только о выделении определенной самостоятельности регионального уровня власти, но и ее ответственности за результаты управленческой деятельности в субъектах РФ.
Такая ответственность государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации свидетельствует об огромном значении регионального правления для обеспечения общей эффективности государственного управления в России.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе.
Целью курсовой работы является анализ проблем взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть понятие и систему органов исполнительной власти;
– выявить проблемы взаимодействия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по реализации совместных предметов ведения;
– проанализировать проблемы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ исполнительных органов местного самоуправления по реализации властных полномочий.
Методологическую основу работы составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены такие методы, как историко-правовой и сравнительно-правовой; сравнительный; нормативный и формально-логический; правового моделирования; статистический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и система органов исполнительной власти
К сожалению, до настоящего времени не принят федеральный закон, регламентирующий общие правовые начала деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим отсутствует легальное законодательное определение органа исполнительной власти, не установлены виды этих органов и их организационно-правовые формы. Это обстоятельство существенно затрудняет правовое регулирование деятельности этих органов.
В науке административного права под органом исполнительной власти (исполнительным органом государственной власти), как правило, понимается структурное подразделение государственного аппарата (государственная организация, политическое учреждение), образуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования предоставленных ему государственно-властных полномочий.
В действующем законодательстве РФ отсутствует «легальное» определение понятия «орган исполнительной власти» или «исполнительный орган государственной власти», хотя эти понятия широко употребляются в нормативных правовых актах. Законодатель до настоящего времени не определился даже с тем, как называть эти государственные органы: органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти. Так, в ст. 77 Конституции РФ употребляется термин «органы исполнительной власти», в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ именуется высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» понятия «орган исполнительной власти» и «исполнительный орган государственной власти» используются как равнозначные.
Рассмотрим основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отграничить от иных административных органов.
1. Любой орган исполнительной власти, являющейся одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, представляет собой государственную организацию, образуемую и финансируемую государством и действующую от его имени, т.е. от имени Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Любой орган исполнительной власти является административным органом, но в отличие от иных административных органов обязательно входит в установленную законодательством систему федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. Любой орган исполнительной власти осуществляет в пределах предоставленной ему административной компетенции внешнюю административно-публичную деятельность, т.е. деятельность, направленную на не подчиненных ему организационно индивидуальных субъектов и организаций.
4. Любой орган исполнительной власти действует в пределах всей или определенной части территории Российской Федерации, на которую распространяется его административная компетенция и внешневластные административные полномочия.
5. Любой орган исполнительной власти в целях реализации предоставленной ему административной компетенции наделяется необходимым объемом внешних административных полномочий, в частности правом издания нормативных и (или) индивидуальных правовых актов, правом совершения внешневластных юридически значимых действий.
Система органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых органов исполнительной власти, образованных и действующих на ее территории в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, конституциями, уставами и иными законами субъектов РФ .
В систему органов исполнительной власти России входят две группы органов:
федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов РФ.
Россия имеет огромную территорию и сложный национальный состав населения, из чего складывается разнообразие особенностей развития её отдельных регионов, что в свою очередь обуславливает необходимость грамотного учета данных особенностей в процессе управления на регионарном уровне. Обеспечение такого управления является возможным только на уровне субъектов РФ. Поэтому в обязанность субъектов РФ входит формирование собственной системы органов государственной власти, которое осуществляется в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что при создании данной системы и ее нормативном закреплении субъекты РФ должны опираться конституционные нормы.
На основании ст. 77 Конституции РФ, органы исполнительной власти обладают всей полнотой государственной власти и в праве самостоятельно создавать и определят административно-правовой статус субъекта РФ. Главой исполнительной власти является должностное лицо, которое является главой региона и определяет структуру исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.
Однако стоит отметить, что субъекты РФ, обладающие собственными правовыми основам, могут реализовать свои правовые положения только в пределах конституционного и федерального законодательства России. В тоже время федеральные власти могут допускать реализацию некоторых правовых положений регионального уровня, которые противоречат федеральному законодательству, но только в том случае если это не влечет за собой нарушение прав и свобод человека.
С одной стороны такое правовое и управленческое взаимодействия может восприниматься как проявление принципа федерализма и сотрудничества между двумя уровнями государственного управления. Однако с другой стороны, это можно рассматривать как признак несимметричности российского федерализма, при котором субъекты Российской Федерации не могут считаться равноправными, так как некоторые из них имеют определенные правовые преимущества. В данном случае принято говорить, что субъекты РФ являются равноправными, но не равными, что обусловлено особенностью исторического и экономического развития, а так же географического положения региона. Таким образом, можно согласится c некоторыми авторами, утверждающими, что в нашей стране и юридически, и фактически существует именно аcимметричная федерация.
Таким образом, после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации в регионах сформировались различные модели организации исполнительной власти, с разным статусом места и роли в них высшего должностного лица. В отечественной литературе неоднократно отмечалось, что при таком разнообразии сложившихся моделей формирование унифицированного стандарта системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республикой Татарстан: договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. // Рос. газета. 1994. 17 февр.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст. 5712.
6. Агибалова О.Ю., Качкин О.В. Формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов российской федерации с органами местного самоуправления // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 4 (31). С. 165-170.
7. Бабакова К.И., Слинько Е.А. Механизм регулирования взаимодействия органов аспектом исполнительной власти социальной субъектов РФ с федеральными задача органами исполнительной управлении власти и органами федеральном местного самоуправления // Государство и общество в современной политике: Сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС». 2018. С. 31-37.
8. Бузакова Я.А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2017. № 5 (56). С. 19-22.
9. Жукова С.М. Административно-правовой механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ // Труды Оренбургского института Московской государственной юридической академии. 2018. № 3. С. 18-26.
10. Забайкалов А.П., Дёшин А.А. Конституционно-процессуальная ответственность как разновидность процессуальной ответственности // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 3. С. 19-23.
11. Калашников Р.В. Понятие полномочий субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления // Право и практика. 2015. № 4. С. 52-56.
12. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
13. Миннигалиев Д.И. Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления // Ростовский научный журнал. 2017. № 12. С. 123-126.
14. Остряков В.Э. Отдельные проблемы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 512-515.
15. Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений РФ и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2016. № 5. С. 62-65.
16. Шауро И.Г. Цели государства и его геополитическое назначение // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 5. С. 8-10.