Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Становление общеобразовательной школы как базового звена в системе непрерывного образования предъявляет новые требования к знаниям, в частности в обеспечении их обобщенности и системности. Важно добиться не столько запоминание конкретных сведений, сколько достичь осознания общих закономерностей, выработать у учащихся способность вводить новые знания в систему ранее усвоенного, сформировать умения познавательной деятельности на уровне их свободного практического применения.
Реализация названных задач требует значительного расширения сферы, разнообразия видов и изменения характера учебной деятельности школьников, которая должна стать более творческой, самостоятельной, лишенной постоянной мелочной опеки со стороны учителя.
Анализ научных источников показал, что проблема организации школьного внеурочной работы по истории исследовалась в различных аспектах. Ее изучение было начато известными методистами 50-80-х гг. ХХ ст. В. Бернадским, А. Вагиным, Н. Дайри, М. Зиновьевым, П. Лейбенгрубом, М. Лысенко, А. Сайком, Н. Сперанской и др.
Главной задачей внеурочной работы по истории является развитие и углубление у учащихся исторического мышления, формирование положительной исторической самоидентификации; отработка навыков творческой деятельности и умений использовать полученные знания и навыки на практике, воспитание у молодого поколения личностных черт гражданина России, общечеловеческих духовных ценностей, демократизма, патриотизма; подготовка учащихся к сознательному активному участию в общественной жизни. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной
Объект исследования – внеурочная деятельность в процессе школьного обучения.
Предмет исследования – методика внеурочной деятельности в обучении истории.
Цель исследования – проанализировать возможности внеурочной деятельности в обучении истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы организации внеурочной деятельности в обучении истории.
2. Проанализировать методику применения форм внеурочной деятельности в обучении истории.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в процессе работы нами был проанализирован и систематизирован ряд педагогической литературы, рассмотрено определение «внеурочное обучение». Полученные результаты могут быть использованы студентами при изучении курса «Педагогика», в работе учителей истории, педагогическими работниками внешкольных учреждений образования.
1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в обучении истории
1.1 Сущность и особенности внеурочного обучения
Термин «внеурочное обучение» не является в педагогической теории абсолютно новым. Но содержание его в различные эпохи менялось в зависимости от требований времени. В начале, в отечественной педагогике преобладали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа». Они рассматривались как составная часть учебно-воспитательного процесса в школах, а также как форму организации свободного времени школьников.
С введением ФГОС общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого элемента обучения и воспитания подрастающего поколения, начинается процесс ориентации на личность ребенка и развитие его творческих способностей.
Внеурочное обучение в рамках ФГОС – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Эта деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС любые образовательные учреждения должны «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» 14. Поскольку сегодня происходят прогрессивные сдвиги в характере труда, растет его интеллектуализация и творческая оригинальность, работник современного производства должен уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически подготовленным к непрерывному обновлению производства, его организации. Именно к этому и должны готовить выпускников общеобразовательные учреждения.
Таким образом, необходимо создать такую развивающую среду, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений, а наоборот, создавала условия для выявления и развития талантов.
Всем общеобразовательным учреждениям в рамках ФГОС нового поколения рекомендуется выстраивать внеурочную деятельность по нескольким направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное. Целесообразно использовать следующие формы организации деятельности школьников: круглые столы, экскурсии, конференции, олимпиады, диспуты и т.д. 12.
К основным механизмам, которые обеспечивают реализацию воспитательной составляющей ФГОС, можно отнести:
-учебный план образовательного учреждения, а именно те части, которые формируются участниками образовательного процесса. Это и школьные научные общества, различные научные исследования и многое другое;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- организация деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников, а именно, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов.
- инновационная деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ 14.
В рамках ФГОС в образовательных учреждениях возможно использование нелинейного расписания. Данное расписание является подвижным, предполагает возможность для преподавателей разных предметов интегрировать свои занятия, а также обеспечивает школьникам возможность самим выбирать занятия по интересам и посещать разноуровневые занятия.1
В рамках реализации ФГОС можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности по истории.
1. Модель дополнительного образования
2. Модель «школы полного дня»
3. Оптимизационная модель
4. Инновационно-образовательная модель.
Внеурочная деятельность самым тесным образом связана с дополнительным образованием детей. В роли связующего звена выступают факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору. Но дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ, а внеурочная деятельность, в рамках ФГОС, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Данная модель предполагает готовность детей к территориальной, академической и социальной мобильности. Плюсы модели заключаются в предоставлении широкого выбора для детей на основе спектра направлений детских объединений по интересам, привлечении к реализации внеурочной деятельности квалифицированных специалистов 5, с. 18.
Модель «школы полного дня» во внеурочной деятельности реализуется, чаще всего, воспитателями групп продленного дня. Данная модель создает для школьника условия полноценного пребывания в образовательном учреждении в течение дня. Она реализуется с помощью единства учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы. Модель «школы полного дня» создает для учащихся условия для самовыражения, самореализации, самоорганизации. Безусловным плюсом данной модели
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева Л.В. К вопросу о том, каким должен быть урок истории в контексте требований федерального государственного стандарта / Л.В. Алексеева // Мир науки. – 2016. – № 5. – С. 62.
2. Асочакова Е.Г. Принципы и формы организации внеурочной работы по истории // Научный альманах. – 2016. – №1-2. – С.41-43.
3. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийскойнаучно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова.– Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
4. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
5. Иванова И.В. Освоение ФГОС основного общего образования: новые подходы к организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. – 2016. – №8. – С. 17-24.
6. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 192 с.
7. Магич Е.А. Как создать образовательный квест /Е.А. Магич // Народное образование. – 2015. – №1. – С. 137-143.
8. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. – 2011. – № 1. – С. 41-45.
9. Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности / Н. Ю. Пахомова //Учитель. – 2010. – № 4. – С. 52-55.
10. Персанова Е.М. Внеурочная работа по истории / Е.М.Персанова // Методика обучения истории: учебное пособие. – Пенза, 2011. – 230 с.
11. Пометун О. И. Компетентностный подход в образовании и оценки учебных достижений учащихся по истории / О. И. Пометун // История и правоведение. – 2014. – № 23. – С. 2-3.
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. Москва, 2015. Электронный ресурс - Режим доступа: http:// www.garant.ru/doc/71187190 (Дата обращения 30.05.2019).
13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. /А.Т. Степанищев – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 304 с.
14. ФГОС основного общего образования - Электронный ресурс - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (Дата обращения 30.05.2019).
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Электронный ресурс - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (Дата обращения 30.05.2019).
16. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 475 с.