Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня в современной школе нет достаточно простого, легкого и эффективного метода подготовки школьников к ВПР. Более того из опыта начальной школы известно, что там подготовка скорее сводится к запугиванию детей и созданию сложной психологической обстановки в классе.
Проблема так же усложнена еще и тем фактором, что довольно часто сами педагоги, особенно молодые, недавно окончившие педагогические институты не понимают роль и значение ВПР. По большому счету и сточки зрения министерства образования и науки ВПР – это серия больших проверочных работ нацеленных на мониторинг министерством качества усвоения детьми программы по заданной дисциплине в конкретной школе, городе или регионе в целом.
Другими словами ВПР – это тест, статистическая методика. Однако это не значит, что к ВПР можно подходить, совсем расслаблено. К ВПР нужно готовиться, поскольку ВПР – это еще и испытание для ребенка, поскольку проверочная работа является упрощенным вариантом ЕГЭ. В какой-то степени это даже хорошо, что ВПР проходят в школах России каждый год. Каждый год ребенок будет привыкать к психологической обстановке экзамена или проверочной работы и осваивать правила заполнения документации для итогового теста.
С другой стоны возникает вопрос подготовки к ВПР, особенно к ВПР по истории. Дело в том, что классические методы заучивания, ассоциативного мышления не всегда срабатывают. Кроме этого заучивание – это метод достаточно низкопродуктивный и чаще всего весь заученный материал забывается учеником по факту сдачи экзамена или контрольной работы.
В этом отношении довольно интересным вариантом является проведение игры по истории для учеников. Формат такой игры может быть самым разнообразным. Начиная от простой настольной игры с перемещением фишек по игровому полю, до более сложного варианта – это вариации на игры «Умники и умницы» или «Что?, Где?, Когда?» для всего класса. В этом случае каждый урок ученики набирают какое-то количество баллов за выполнение тех или иных заданий. В конце года учитель может провести финальные игры, где определяет победителя в рамках данного класса.
Во всяком случае игровые методы работы с подростками сделают учебный и подготовительный процесс интереснее и живее. Кроме этого соревнование со своими одноклассниками за какой-то ценный приз сделает жизнь школьника более интересной и увлекательной. Здесь нужно помнить про психологические особенности подростка.
Цель работы – рассмотреть проблему подготовки учащихся 6-го класса к Всероссийской Проверочной работе по истории.
Объект исследования – подготовка учащихся 6-го класса к Всероссийской Проверочной работе.
Предмет исследования – подготовка учащихся 6-го класса к Всероссийской Проверочной работе по истории.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину ВПР.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей в 6-ом классе.
3. Рассмотреть игровой метод подготовки к ВПР по истории.
4. Рассмотреть классическую методическую литературу по подготовке учеников 6-го класса к ВПР по истории.
5. Сделать выводы по итогам работы.
1. Понятие о всероссийской проверочной работе и особенностях детей в 6-ом классе
1.1. Определение всероссийской проверочной работы
ВПР школьники пишут в конце каждого класса. В мае месяце. То есть в самом конце обучения в учебном году.
Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из предметов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний учеников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки детей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.
По результатам можно сделать выводы о том, нужна ли определенному учебному заведению помощь. Например, в виде дополнительных курсов повышения квалификации для педагогов [15, с. 22].
ВПР в шестом классе позволяет также понять, готовы ли дети к продолжению учебы в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям ФГОС. Причем, Рособрнадзор не рекомендует учитывать результаты ВПР при выставлении итоговых годовых оценок.
По сути ВПР – это как ЕГЭ. Их можно рассматривать как многократно повторяющуюся репетицию перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе. И это неплохо. На ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.
Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями.
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и не любимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.
Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют [15, с. 104]:
• что они сейчас будут писать проверочную работу;
• говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
• показывают листки с заданиями с двух сторон;
• предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.
Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Например, в прошлом году ВПР по математике проводилась 17 мая. На проведение ВПР отводится 45 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что ВПР – это большая контрольная работа. Особенностью этой контрольной является то обстоятельство, что она проверяет уровень овладения учениками конкретной школы знаний по проверяемому предмету.
1.2. Возрастные особенности детей 6 класса
Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне и гороскопы. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности».
Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным.
Специфика интересов заключается в том, в значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании. С этим связана характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель и также внезапно гаснет [6, с. 120].
В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014 – 488 с.
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России. 6 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016 – 465 с.
3. Баранов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам / В.В. Баранов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков; Под ред. В.В. Баранова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 339 с.
4. Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й класс: справочные материалы. М.: Астрель, 2013. – 304 с.
5. Ведюшкин В.А. «Всеобщая история. История средних веков». Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2012 – 376 с.
6. Власова А.О., Бойкова Е.Е. Психология подростка. – Воронеж: Меридиан, 2017. – 495 с.
7. Воробьева С.Е. «Тесты по истории России». – М.: Экзамен, 2017 – 277 с.
8. Вурста Н.И. История России. Даты, события, личности / Н.И. Вурста. – 7-е изд. -Ростов н /Д: Феникс, 2018. – 552 с.
9. Демоверсия Всероссийской проверочной работы по истории для 6-го класса – Электронный ресурс. – www.vpr.statgrad.org vpr_is_6_demo_2018 – Точка доступа 22.05.2019
10. История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарев]; под ред. А.В. Торкунова. – М.; Просвещение, 2017. – 490 с.
11. Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века»: 6-7 кл.: Кн. Для учителя /А.Н. Майков. - М.: Просвещение, 2001. – 245 с.
12. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 381 с.
13. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. – 221 с.
14. Электронный справочник. Все войны, в которых участвовала Россия. – Электронный ресурс. – http://histerl.ru/vse_mareriali/tablici/voini_v_kotorix_uchastvovala_rossia.htm - Точка доступа 21.05.2019
15. Яковлев С.И., Соколовский С.С. Всероссийская проверочная работа. Значение. Смысл. Необходимость. – Казань: Электрон, 2018. – 440 с.