Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что свободное ценообразование в целом
положительно сказалось на результатах общего оживления экономики и бизнеса в Москве,
насыщении рынка товарами и услугами. Изменена потребительская культура населения. Сняты
искусственные ограничения для раскрытия предпринимательской инициативы.
Инфраструктура потребительского рынка и услуг постепенно переходит на европейские
технологические стандарты обслуживания и ассортиментную насыщенность. Экономическая и
социальная политика Правительства Москвы обеспечивает сохранение благоприятного
предпринимательского и инвестиционного климата, создает условия защиты прав
собственности, свободного движения товаров.
1. Теоретические аспекты формирования рынка
1.1. Понятие и структура рынка
3
«Рынок», как экономический институт, представляет собой систему экономических отношений
между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп
продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), организованный для обмена
продуктов труда (товаров, услуг и работ) продавцов («предложение») на денежные средства
покупателей («платежеспособный спрос») с целью получения определенной выгоды (прибыли)
наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка .
Продавцы представляют на рынке «предложение», то есть любой продукт труда, который
находиться на рынке, храниться на рынке или может быть туда доставлен для целей обмена и
получения выгоды (прибыли). Покупатели на рынке представляют «платежеспособный спрос»,
то есть осознанную потребность в продукте труда, который удовлетворяет их нужды в чемлибо, обеспеченную платежными средствами, как правило, деньгами .
Для того, чтобы охарактеризовать существующие основные типы рынка, рассмотрим ситуации,
возникающие на рынке в зависимости от количества основных субъектов (игроков) –
продавцов и покупателей. В зависимости от количества субъектов рынка с обеих сторон,
возможны следующие ситуации, представленные на рисунке ниже:
Как мы видим, существует 9 различных вариантов типов рынка, которые характеризуются
своими особенностями поведения игроков на рынке.
Мы рассмотрим только так называемые чистые типы, которые определяются степенью
ограничения конкуренции (рыночной концентрации). Выделяют следующие типы рынков:
чистая монополия (квадранты 2 – 3), в общем случае представляет собой такой тип рынка,
который состоит из одного продавца (может быть представлен государственной организацией,
частной регулируемой монополией (организация, фирма) или частной нерегулируемой
монополией) и несколькими или многими покупателями; монополистическая конкуренция
(квадрант 5), – это тип рынка, который состоит из относительно большого количества (как
правило, 10 – 40) продавцов, которые предлагают продукты труда (товары, услуги, работы),
имеющие значительные вариации как по качеству, так и по цене достаточно большому
количеству покупателей .
1.2. Методики оценки рынка
Грамотное исследование рынка является одним из важнейших моментов при разработке
стратегии ведения бизнеса и оценке его перспективности в целом. Этот процесс охватывает
изучение потребительского спроса, конкуренции, возможностей и угроз, присутствующих в
выбранной вами сфере деятельности, с учетом экономических, культурных, политических,
географических и других внешних факторов .
Первым и наиболее важным вопросом исследований является постановка цели их проведения.
Различают два основных направления в сфере изучения рынка:
1. Общие исследования - затрагивают непосредственно рынки, выявляя какая продукция
или услуга пользуется наибольшим спросом, как проходит процедура совершения покупки, как
реализуется ценообразование, присутствует ли сегментация, а также каковы тенденции (рост,
падение). Цель этого вида анализа - выявление потенциальных направлений для
4
инвестирования (когда идея для бизнеса еще не выбрана), а также получения статистических
данных, необходимых для дальнейшей разработки методик продвижения услуг или товаров.
2. Маркетинговые исследования рынка - ориентированы на определенную сферу
деятельности и фокусируются на выявлении моделей поведения потребителей, конкурентов и
рынка в целом, с учетом различных факторов. Этот вид анализа проводится для выработки
стратегии и прогнозирования развития конкретного бизнеса.
Для анализа рынка используются различные методики, позволяющие осуществить сбор
необходимой информации, провести ее обработку, сформировать определенные выводы и
выработать на их основе дальнейшую стратегию. Они разделяются на следующие виды:
Качественные - представляют собой гипотезы, выборочные мнения специалистов аналитиков,
отдельных представителей целевой аудитории или конкурентов. Они не имеют четкой
структуры и могут быть проанализированы субъективно.
Количественные - сюда относятся данные статистики с конкретными расчетами, цифрами и
показателями, которые можно сравнить.
В ходе исследований рынка выполняется поэтапное изучение всех аспектов, влияющих на
деятельность предприятия. Чтобы не упустить важных моментов составляется
последовательность действий, которая в дальнейшем позволит легко отобразить ваш анализ в
бизнес-плане. Она состоит из следующих этапов :
1. Общий обзор отрасли;
2. Исследование целевой аудитории;
3. Изучение конкурентной среды;
4. Анализ потенциальных возможностей;
5. Анализ возможных рисков.
Изучение отрасли и ее перспектив
На этом этапе проводится анализ рынка в целом, с привязкой к конкретному региону, в
котором планируется вести деятельность. При этом выполняется :
1. Выявление особенностей рынка. Вам нужно определить о каком направлении
деятельности идет речь, какие существуют уровни и какую нишу будет занимать ваше
предприятие. Также важно установить, как именно ваш продукт или услуга будут вписываться в
рынок и какое влияние на него окажут.
2. Объем и динамика развития. Нужно отметить какие масштабы рынок имеет на данный
момент и его перспективы в будущем, будет ли он развиваться или пойдет на спад.
3. Актуальные проблемы отрасли. Выявляются основные препятствия для развития. Это
может быть отсутствие логистики, инфраструктуры, сложное законодательство, а для новых
рынков незнание продукта потребителем.
5
4. Наиболее перспективные направления развития. Определяется, что можно предложить
нового в имеющемся формате рынка.
Если анализ рынка проводится для бизнес-плана, который будет представлен потенциальным
инвесторам, желательно в нем привести качественные показатели за последние пять лет.
Например, динамику отрасли можно продемонстрировать в процентном соотношении годовых
показателей объема рынка. Отчеты, содержащие подобную информацию часто публикуются
аналитическими агентствами.
2. Краткая характеристика г. Москвы
Москва – крупнейший потребительский рынок России и Восточной Европы. Население Москвы
насчитывает более 12 млн человек, с учетом московской агломерации – почти 17 млн* или 11%
населения России (16 место в мире по численности населения городских агломераций).
По объему потребительских расходов в 2018 году (183,3 млрд долл. США) Москва занимает 3
место среди городов Европы и входит в двадцатку крупнейших потребительских рынков в
мире.
Объем розничного товарооборота города Москвы в 2018 году превысил 4,5 трлн руб. (77,5
млрд долл. США). На долю Москвы приходится 16% оборота российской розничной торговли.
Среднедушевые денежные доходы населения в городе Москве по итогам 2018 года составили
около 59,2 тыс. руб. в месяц (883 долл. США по среднегодовому курсу Банка России), в среднем
по России – около 30,7 тыс. руб. (458 долл. США).
Объем депозитов физических лиц в кредитных учреждениях города Москвы на 1 января 2019
года составляет около 741 тыс. руб. (12,8 тыс. долл. США) в расчете на душу населения.
3. Статистический анализ потребительских цен в городе Москве
3.1.Корреляция индекса потребительских цен
Изменение потребительских цен и цен производителей в отдельных видах экономической
деятельности, таблица 1.
Таблица 1 - Изменение цен в Москве в апреле 2019 года на конец периода, в %
Таким образом, по данным таблицы наблюдаем, что индекс потребительских цен увеличился
на 102,3% к декабрю 2018 года. Произошел рост тарифов на 100,4%.
Рисунок 8. Темпы прироста потребительских цен и цен производителей в отдельных видах
экономической деятельности в апреле 2018 и 2019 годов по сравнению с декабрем
предыдущего года, в %
6
Таким образом, по данным таблицы 2 видим, что рост цен пришелся на продукты питания и на
непродовольственные товары более значительно, чем на услуги. Результатом данного роста
цен является рост тарифов на энергоносители.
3.2. Прогноз потребительских цен на 2020 -2021 гг.
По данным Росстата в 2017 году инфляция в Москве составила всего 2.5%, против 5,4% в 2016
году. В 2015 году инфляция была на уровне 12,9%, в 2014 году - 11,4%, 6,5% в 2013 году, 6,6% в
2012 году, 6,1% в 2011 году и 8,8% в 2010 и 2009 годах, 13,3% в 2008.
Прогноз инфляции на 2019 год - 4.2%. Максимальный прогнозируемый уровень: 5.2%.
Минимальный уровень 3.2%.
Прогноз инфляции на 2020 год - 4%. Максимальный прогнозируемый уровень: 5%.
Минимальный уровень 3%.
Прогноз инфляции на 2021 год - 3.8%. Максимальный прогнозируемый уровень: 4.3%.
Минимальный уровень 3.3%.
Прогноз инфляции на 2022 год - 3.4%. Максимальный прогнозируемый уровень: 3.9%.
Минимальный уровень 2.9%.
Прогноз инфляции на 2023 год - 3.5%. Максимальный прогнозируемый уровень: 4%.
Минимальный уровень 3%.
Заключение
Индекс потребительских цен – это индекс, который выражает процентное соотношение цен
товаров, которые покупаются среднестатистическими гражданами, между годом индексации и
базовым годом. Оценке поддают лишь товары розничной торговли.
Операции производит статистическое бюро, и публикуются ежемесячно. Индексированию
потребительских цен подвергают приблизительно 130 тысяч названий товаров.
Данный индекс — один из главных показателей темпов инфляции, так как он показывает
прирост цен в сравнении с базовым годом. Базовый год принимают за 100, а индекс
показывает процент роста или уменьшения уровня розничных цен. Индекс потребительских
цен— это один из типов индексов цен, который создан для измерения среднего уровня цен на
услуги и товары (потребительской корзины) в экономике за определённый период
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. - М.: Изд-во Форум. - Инфра-М. - 2016. -
672 с.
7
2. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: учебник/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М. - 2016.
- 224 с.
3. Бевентер, Э Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях / Э. Бевентер.
Пер. с нем. - М., 2016. - 224 с.
4. Бедрина, Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию.- Екатеринбург:
УГТУ-УПИ. - 2016. - 210 с.
5. Бойко, И.П. Экономика для юристов / И.П. Бойко, Ф.Ф. Рыбаков - М.: Проспект. -2016. -
272 с.
6. Бондарь, А.В. Экономическая теория / А.В. Бондарь. - Минск: БГЭУ. - 2017. - 477с.
7. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М. 2017. - 256 с.
8. Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических
специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. - 2016. - 403 с.
9. Боумоль, У. Экономикс. Принципы и политика / У. Боумоль, А. Блайндер. - М.: ЮНИТИДана. - 2018.
10. Бутырнова, Т.С. Экономика. Учебное пособие / Т.С. Бутырнова. - М.: Экономика. - 2004. -
364 с.
11. Буфетова, А.Н. Основы экономики. Учебное пособие для абитуриентов ЭФ НГУ / А.Н.
Буфетова, Л.С. Веселая - Новосибирск. - 2016.
12. Вахитов, К.И. Экономика. Учебное пособие / К.И. Вахитов. -М. - 2017. -364 с.
13. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК
Дашков и К. - 2016. - 600с.
14. Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин - М.:
Академия. - 2017. - 336с.
15. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сайт ФТС РФ.
[Интернет ресурс]. – URL: http://stаt.custoмs.ru. (дата доступа 07.12.2019).