Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индустрия туризма в настоящее время представляет собой одну из крупнейших, высокодоходных
и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, которая создает около 10%
мирового валового национального продукта. В некоторых странах туризм выступает основным
источником доходов и достижения роста ВВП.
Туристический бизнес по праву является одним из наиболее востребованных на рынке услуг,
существенным образом влияет на экономику стран, обеспечивает высокий уровень занятости
населения в регионах, специализирующихся в сфере предоставления туристических услуг.
Туризм способствует расширению международных контактов, развитию предпринимательской
деятельности, обеспечивает инвестиционную активность, а доходы от туризма стимулируют
развитие региона.
Глава 1. Теоретико-методологические основы туристской деятельности
1.1. Определение сферы туризма и факторов его развития
2
Рынок туризма является стабильно растущей мировой индустрией. По данным Всемирной
туристской организации в 2018 году в мире было порядка 1,4 млрд.туристов, что превышает на
5,6% аналогичный показатель прошлого года.
По состоянию на сегодняшний день проведено значительное количество исследований
относительно вопросов, связанных с определением сферы туризма, выявлением приоритетных
классификаций, анализом социально-экономических аспектов развития индустрии туризма, а
также определением факторов развития туризма.
Несмотря на то, что разные исследователи дают разные определения сферы туризма, одной из
приоритетных трактовок может выступать определение, представленное в Федеральном
законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом об основах туристской деятельности, туризм представляет
собой временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства с постоянного места жительства в профессионально-деловых, познавательных,
спортивных, религиозных, оздоровительных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания .
Иные существующие определения схожи с выше обозначенным. Их основу составляет
характеристика туризма в качестве путешествия, совершаемого человеком в свободное от занятий
основным видом деятельности время в различных целях: оздоровительных, познавательных,
деловых, спортивных, религиозных и других целях, а также без получения дохода соответственно.
С точки зрения экономики туризм представляет собой индустрию, охватывающую деятельность
различных предприятий, направленную на создание туристских продуктов и отдельных
составляющих элементов, позволяющих туристам получать необходимые блага в период своего
пребывания в туристской дестинации.
Можно отметить, что туристские услуги сегодня составляют значительную часть всех
потребляемых населением услуг, поскольку дают возможность для полноценного отдыха и
рекреации, оздоровления, развития личности, ознакомления с историческим и культурным
наследием, приобщением к нему, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях.
Следует подчеркнуть, что именно благодаря этому, туризм способствует социально-культурному,
эстетическому и гуманитарному развитию личности, а также комплексному социальноэкономическому развитию государства.
Индустрию туризма можно охарактеризовать как совокупность различных предприятий по
организации путешествий и обеспечению комфортного пребывания людей в туристской
дестинации. Как правило, данный комплекс включает в себя гостиницы и иные средства
размещения, предприятия по организации путешествий, развлечений и обеспечению досуга
отдыхающих, предприятия экскурсионного обслуживания, сферы питания и многие другие.
Комплекс туризма включает в себя множество структур, необходимых для обеспечения
достойного функционирования туристской сферы. Каждый составной элемент в необъятном
комплексе туристских услуг играет важнейшую роль, и в совокупности все элементы должны
функционировать как единый слаженный механизм. Речь идет об эффективном взаимодействии
между собой органов государственной власти, муниципалитетов, частных бизнес-структур,
местного населения.
Классификация видов туризма
Современные классификации видов туризма отличаются своим многообразием. Этот фактор
обусловлен тенденциями к изменению потребительских предпочтений в рамках туризма:
3
появляются новые маршруты, новые туристские продукты, развиваются элементы туристских
дестинаций. Если ранее можно было говорить о таких традиционных типах туризма, как
познавательный или оздоровительный, сегодня же группа туристских предложений более
обширна: винные туры, шоп-туры, свадебные, образовательные и многие другие.
Туризм, являясь достаточно массовым явлением, имеет ряд классификаций и видов. К примеру,
по целям путешествия туризм бывает познавательным, деловым, самостоятельным, спортивнооздоровительным, экологическим, учебным и т.д. По количеству участников туризм бывает
индивидуальным и групповым. По способу передвижения, в свою очередь, туризм может быть
авиационным, автомобильным, железнодорожным, водным, конным, пешим или
комбинированным. Также особую роль играет фактор сезонности, в виду которого можно
выделить активный туристский сезон, межсезонье и несезон.
Важнейшей классификацией туризма выступает его деление по национальной принадлежности, а
именно: внутренний, национальный, международный (въездной и выездной). Также в
зависимости от продолжительности поездки бывает туризм продолжительный, туризм выходного
дня или краткосрочный.
Внутренний туризм – это туризм, осуществляемый гражданами страны в пределах своего
государства.
Выездной туризм представляет собой временные выезды граждан за пределы своего государства.
Въездной туризм, напротив, характеризуется путешествиями граждан других стран в туристскую
дестинацию.
Глава 2. Структура рынка хобби-туризма
2.1. Тенденции и перспективы развития велотуризма как вида хобби-туризма
Хобби-туризм на сегодняшний день можно охарактеризовать как новый вид туризма,
набирающий популярность. Его появление также обусловлено формированием новых
потребительских туристских предпочтений. Закономерно, что рынок хобби-туризма является
достаточно обширным, поскольку круг интересов потенциального туриста также отличается
разнообразием. Рынок данного типа туризма отличается непостоянством, поскольку
обозначенный круг интересов путешественников подвергается изменениям с течением времени.
Рынок хобби-туризма имеет отличия в региональном формате: в каждом отдельном регионе
отличается как спрос, так и предложение. Интересы, потребности и предпочтения жителей разных
стран, безусловно, имеют различия. Роль играют и менталитет, и культурные традиции.
Под хобби-туризмом следует понимать определенное увлечение чем-либо во время путешествия.
Говоря иными словами основной целью путешествия выступает возможность занятия своим
увлечением, любимым делом в кругу так называемых единомышленников, тех, кто разделяет
данное увлечение и также стремится посвятить ему время своего путешествия. Это могут быть
туры для спортивных болельщиков, для автолюбителей, для натуралистов и другие типы
путешествий.
2.2. Актуальные предложения на рынке велотуризма на территории России
Российская Федерация, обладающая весомым туристско-рекреационным потенциалом, а также
выступающая по совместительству самой большой страной в мире, готова предложить своим
4
туристов практически все существующие виды туризма. Велотуризм в данном случае не является
исключением.
География страны предоставляет большое количество возможностей дл развития велотуризма.
Маршрут может быть построен не только в рамках одного региона/города/поселения, но и,
скажем, от Калининграда до Поволжья. Путешествие, к примеру, по Золотому Кольцу на
велосипедах также возможно. Велотуризм в нашей стране может гармонично сочетать себе
активные поездки на велосипедах с параллельным осмотром конкретных
достопримечательностей, отвечающих запросам и пожеланиям путешественников (поскольку
велотуризм, являясь составной хобби-туризма, должен опираться на индивидуальные
предпочтения и возможности занятия желаемым видом деятельности).
Несомненно имеющийся потенциал страны выступает своеобразной движущей силой развития
различных видов туризма, хобби- и вело туризма в частности. Велотуризм становится особенно
популярным среди молодежи. Интерес к активному отдыху, к которому можно отнести
велотуризм, обусловлен разнообразием географии нашей страны. Особое предпочтение отдается
горному велотуризму.
К наиболее известным веломаршрутам на территории России следует отнести следующие:
Золотое кольцо;
Урал;
Пушкинские горы;
Алтай;
Поволжье;
Байкал.
Тенденцией последних лет также является рост спроса на туристские продукты Северного Кавказа,
где развивается несколько масштабных туристских кластеров: ВТРК Архыз, Каспийский
прибрежный Кластер, ВТРК Ведучи и другие.
Глава 3. Разработка велотура в г. Сочи
3.1. Характеристика маршрута велотура
Одним из самых популярных туристских направлений для туризма и отдыха в нашей странней по
праву является Сочи и его окрестности. В данном регионе успешно развиваются самые
разнообразные виды туризма. К примеру, в 2016 году средний уровень заполняемости санаторнокурортных организаций составил 82%, а в 2014 году данный показатель был равен 72%. Всего в
начале 2016 года (а именно за 8 месяцев) Сочи посетили порядка 4,5 млн.человек, что выше на
12% аналогичного периода 2015 года. Сам показатель заполняемости Сочинских средств
размещения в 2016 году по праву можно охарактеризовать как рекордный: в пляжный сезон
показатель загрузки санаториев составил 97%, а за июль-август – порядка 99%.
По состоянию на сентябрь 2018 года Сочи сумел принять около 8 млн. туристов с начала года. Этот
показатель также стал рекордным. Данный показатель составляет 25% от количества туристов,
посетивших регион за весь период 2017 года: тогда всего Сочи посетили около 6 млн.отдыхающих.
Примечательно, что до Олимпиады 2014 года Сочи принимал не более 5 млн.туристов.
5
По данным рейтинга особо популярных для туризма и отдыха городов России, составленного
аналитическим агентством «ТурСтат», Сочи занимает третью позицию. За 2018 году курорт
посетило около 6 млн.гостей.
Велотур в Сочи также пользуются большой популярностью среди любителей активного отдыха. В
рамках настоящего исследования будет разработан собственный велотур, который будет
включать в себя посещение нескольких аттрактивных природных достопримечательностей.
3.2. Калькуляция велотура
Любой туристский продукт имеет стоимость, складывающуюся из различных факторов. Для того,
чтобы обозначить стоимость и потенциальную прибыль, необходимо определить основные статьи
затрат для его организации.
Предполагается, что группа будет собираться до 10 человек. Стоимость тура для одного
человека составит 3 900 руб. В стоимость входят услуги гида-сопровождающего, проживание,
предоставление велосипедов и шлемов.
Услуги гида – 1000 рублей
Проживание в гостевом доме Старая Мацеста и завтрак – 2000 рублей
Закладываемая в стоимость тура прибыль – 30% (900 рублей).
Возможные дополнительные расходы: покупки в магазинах/кафе на прилегающих к маршруту
территориях, смотровая башня на горе Ахун – 100 рублей.
Тур в основном будет организовываться с мая по сентябрь, а также по запросу и в другие сезоны
при должных погодных условиях. Осуществление тура возможно ежедневно или через день (в
зависимости от формирования группы).
Расчет потенциальной выручки и прибыли может основываться на следующих данных:
Осуществление поездок ежедневно (7 дней в неделю)
Количество человек – 10
Стоимость – 3900 руб.
Выручка в месяц составит 1 092 000 рублей. Из них 900 рублей предполагаемая прибыль с одного
тура, в месяц получится – 252 000 рублей.
При другом экономическом сценарии:
Осуществление поездок 2 раза в неделю
Количество – 5 человек
Стоимость 3 900 руб.
Выручка в месяц составит: 156 000 рублей. Прибыль – 36 000 рублей.
Третий сценарий:
Осуществление поездок 4 раза в неделю (через день)
Количество участников – 8 человек
6
Стоимость 3900 руб.
Заключение
В курсовой работе был произведен детальный теоретический анализ основных методологических
и категорийных аспектов туризма как социально-экономического явления, его факторов развития
и основных видов, что позволило охарактеризовать такой вид туризма, как хобби-туризм,
рассмотреть тенденции его развития, особенности, а также более детально сосредоточиться на
велотурах как составляющей хобби-туризма.
На основании проведенного исследования можно констатировать, что современное развитие
мировой туристской индустрии требует формирования новых туристских предложений, которые в
полной мере могли бы отвечать появляющимся, изменяющимся потребностям туристов.
Хобби-туры являются достаточно новыми для мирового туризма и отличаются большей
специализацией и персонализацией. Главное для хобби-тура – обеспечить членов поездки
необходимыми условиями для занятия любимым делом – хобби. Рынок хобби-туризма обширен,
узкоспециализирован и непостоянен, поскольку подвержен изменениям потребностей и
предпочтений, также как и зависит от наличия определенных условий на территории конкретной
туристской дестинации.