Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В качестве одной из причин невысокого уровня развития Развитие пространственно-образного у учащихся такие ученые как Г.Д. Глейзер, А.Я. Цукарь и другие называют недостаточность пропедевтической работы в этом направлении. Конечно, особую роль в развитии пространственного представления в школе традиционно играет курс математики. Однако, большой потенциал в развитии пространственных представлений учащихся имеет и курс информатики, особенно изучение 2D и 3D графики, а также 3D моделирование. Важно отметить, что в курсе информатики для 5-6 классов можно организовать пропедевтическую работу по формированию пространственных представлений у учащихся на занятиях по 3D моделированию. Однако, следует признать, что эта тема недостаточно разработана современными исследователями.
Именно эти важные факты позволили определить выбор темы исследования, обусловили ее актуальность и проблему, которая заключается в разрешении противоречия между потребностью учителей в методических рекомендациях по развитию пространственных представлений обучающихся на уроках информатики в 5-6 классах и недостаточность методических разработок по этой тематике.
Цель: Изучение возможностей развития пространственно-образного мышления учащихся 7-х классов на уроках информатики используя графический редактор.
Объект исследования: процесс формирования пространственно-образного мышления.
Предмет исследования: развитие пространственно-образного мышления учащихся 7-х классов на уроках информатики используя графический редактор.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить учебно-методическую литературу с целью выявления общих подходов к решению проблемы исследования;
разработать методику развития пространственно-образного мышления учащихся 7-х классов на уроках информатики используя графический редактор.
В исследовании были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, опытная педагогическая проверка и последующий анализ.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития пространственно-образного мышления учащихся 7-х классов на уроках информатики используя графический редактор
1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственно-образного мышления
Фундаментом графического обучения в ВУЗе являются курсы планиметрии, стереометрии и черчения, изучаемые в среднем общеобразовательном заведении. В сокращении часов на освоении геометрии в учебных планах средней общеобразовательной ступени исключение черчения из базисной части учебного плана обуславливает недостаток основополагающих графических знаний современных абитуриентов, выбравших профессиональной подготовку в высшем учебном заведении. Следствием этого является низкая успеваемость студентов изучающих начертательную геометрию. Первокурсники при поступлении в средне-специальное или высшее учебное заведение испытывают объективные трудности при овладении графической дисциплины, поэтому требуется особое внимание к организации их с учетом закономерности и принципов деятельностного подхода.
Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении. Да и не у всех оно развито в одинаковой степени. Сегодня подробно поговорить про пространственное мышление и разберемся, как можно его натренировать.
Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.
Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда.
С развитым пространственным мышлением становится гораздо легче читать чертежи и карты, определять местонахождение и представлять схему движения к цели. Это просто необходимо любителям спортивного ориентирования, а всем остальным существенно поможет в обычной жизни в условиях города.
Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование.
Выделяют три типа такого оперирования:
1. Изменение пространственного положения образа. Человек мысленно может передвинуть объект без каких-либо изменений его внешнего вида. Например, передвижения согласно карте, мысленное переставление объектов в комнате, перечерчивание и т.д.
2. Изменение структуры образа. Человек может мысленно каким-либо образом изменить объект, но при этом он остается неподвижным. Например, мысленное добавление одной фигуры к другой и их объединение, представление того, как будет выглядеть объект, если добавить к нему деталь, и пр.
3. Одновременное изменение и положения, и структуры образа. Человек способен одновременно представить изменения во внешнем облике и пространственном положении предмета. Например, мысленное вращение объемной фигуры с разными сторонами, представление о том, как будет выглядеть такая фигура с той или другой стороны, и др.
Третий тип является наиболее совершенным и предоставляет больше возможностей. Однако для его достижения необходимо сначала хорошо освоить первые два типа оперирования. Представленные ниже упражнения и советы будут направлены на развитие в целом пространственного мышления и всех трех типов действий.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач.
Какие преимущества имеет этот навык? Он критически важен для дизайнеров и архитекторов. Они имеют непосредственное отношение к пространству и расположению в нем объектов. Математики используют его, чтобы представлять мысленно геометрический объект, который в уме можно измерять, вращать и перемещать для облегчения геометрического расчета.
Геофизик мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс земного образования. Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать результат операции. Инженер представляет в голове, как различные силы могут влиять на конструкцию объекта. Режиссеры и операторы проводят огромную мысленную работу, «располагая» актеров и объекте на сцене. Писатели просто вынуждены развивать пространственное мышление, потому что имеют дело
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного понятия [Текст] / Б.Г. Ананьев.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1960.- 486 с.
2. Болтянский, В.Г. Формула наглядности - изоморфизм плюс простота [Текст] / В.Г. Болтянский // Советская педагогика.- 1970.- № 5.-С. 46-60.
3. Боднар, М.Г. О структуре пространственных представлений младших школьников [Текст] / М.Г. Боднар // Новые исследования в психологии.-1974.-№3.- С. 18-20.
4. Верченко, С.Б. Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4-5 классах средней школы: Дисс. на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.02. [Текст] / С.Б. Верченко.- Защищена 15.03.83;- Утв. 20.12.82.М., 1983.- 215 с.: ил.- Библиогр.:С. 209-215.
5. Вяльцева, И.Г. Особенности методики формирования и развития пространственных представлений учащихся старших классов вечерней школы в процессе обучения геометрии: Дисс. на соискание степени канд. пед. наук:
6. 13.00.02. [Текст] / И.Г. Вяльцева.- Защищена 10.11.72; Утв. 27.10.72.- Ярославль, 1972.- 84 с.- Библиогр.: С. 81-84.
7. Глейзер, Г.Д. Метoды формирования и развития пространственных представлений школьников в процессе обучения геометрии в школе: Дисс. на соискание степени докт. пед. наук: 13.00.02. [Текст]
8. Г.Д. Глейзер.- Защищена 04.04.79; Утв. 25.03.79.- М., 1979.- 345 с.: ил.-Библиогр.: С. 337-345.
9. Каплунович, И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике [Текст]: Учебное пособие И.Я. Каплунович.- Новгород: НРЦРО, 1996.- 100 с.: ил.
10. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] Л.С. Коршунова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 144 с.: ил.
11. Кулюткин, Ю.Н.Развитие творческого мышления школьников [Текст] Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.- Л.: Знание, 1967.- 38 с.
12. Петровский, А.В. Психология [Текст]: Учебник для высших пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Академия, 1998.- 501 с.
13. Пышкало, А.М. Геометрия в 1-4 классах [Текст] / А.М. Пышкало.- М.: Просвещение, 1968.- 262 с.: ил.
14. Сеченов, И.М. Избранные произведения [Текст]. / И.М. Сеченов.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1958.- 413 с.
15. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст]. А.В. Славин.- М.: Политиздат, 1971,-272 с.: ил.
16. Столяр, А.А. Логические проблемы преподавания математике [Текст] А.А. Столяр.- Минск: Высш. школа, 1963.- 164 с.: ил.
17. Шемякин, Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений[Текст] / Ф.Н. Шемякин. // Вопросы психологии.- 1998.- № 4.- С. 18-28.
18. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст]. / И.С. Якиманская.-М.: Педагогика, 1980.- 240 с.: ил
19. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст]. / И.С. Якиманская.- М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
20. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст]. / И.С. Якиманская.- М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
21. Основные понятия трехмерной графики http://worldreferat.ru/view/osnovnye- ponyatiya-trehmernoy-grafiki/12 20.http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10000315
22. 21.http://www.aik-sng.ru/content/применение-технологий-3d-моделирования-в- исторических-археологических-и-др-гуманитарных-ис-0 22.http://www.softportal.com/software-16839-sweet-home-3d.html