Фрагмент для ознакомления
2
ВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования в том, что в период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим, дети испытывают радость и удовольствие от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем, ведь ребенок, пришедший сегодня в детский сад - это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Изучением проблемы ознакомления детей дошкольного возраста занимались такие ученые: В. А. Сухомлинский, В. И. Логинова, Н. М. Крылова, Т. А. Виноградова, Н. А. Ваганова, Г. М. Година, О. В. Запорожец, А. Н. Белоус, Д. Б. Эльконие, В. П. Кондрашов, Т. В. Потапова и др.
Проблема формирования знаний детей о профессиях актуальна именно для детей дошкольного возраста, ведь именно в этот период расширяется представление детей об окружающем мире, обогащается их жизненный опыт. В старшем дошкольном возрасте проходит замыкания связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, перестройка человеком предмета труда в результат труда.
Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами, а также понятием, что «каждый человек рождается для какого-то дела». В процессе ознакомления детей с профессиями, игра является очень важным и сложным компонентом. Она требует, чтобы ребенок, который играет, отдавал игре максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Вместе с тем анализ организации деятельности демонстрирует, что возможные потенциал дошкольников к овладению знаний о трудовой деятельности людей не реализуется в глубокой мере, знания о профессиях людей не дают результат и не становятся средством обучения и формирования личности.
Объект исследования: Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях взрослых.
Предмет исследования: процесс формирования у детей пятого года жизни знаний о профессиях (медик, ветеринар, педиатр, воспитатель, пожарный).
Целью работы является изучить и проанализировать раннюю профессионализацию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи работы:
- рассмотреть психолого-педагогическое обоснование необходимости ознакомления детей с профессиями.
- определить методы, приемы и средства ознакомления детей с профессиями.
-изучить исходный уровень представлений о профессиях .
-проанализировать применение дидактических игр в рамках формирования представлений о профессиях.
- исследовать результаты опытно-практической работы.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы; обобщение передового опыта дошкольных учреждений: беседа, включенное наблюдение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ
1.1 Психолого-педагогическое обоснование необходимости ознакомления детей с профессиями
Особенности раннего ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных и актуальных тем современности. Подготовка к знаниям о профессиях важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Воспитатель детского сада, может влиять на поддержание интереса ребенка среднего дошкольного возраста к той или иной профессии, знакомя детей с разными профессиями и их особенностями.
Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет [17, с. 8].
В. Ф. Сахаров пишет: «Ранняя профориентация проводится заранее, когда к непосредственному выбору профессии остается много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает сплошной мечты и опыта ребенка, приобретенного ею в каких-либо видах деятельности трудовой (самообслуживание, труд, занятия в кружках). Здесь возможно эффективное использование психодиагностики, анкетирование, тестирование для заинтересованности ребенком к своим психологическим чертам и их развития. Следует заметить, что ранняя профориентация проводится более не для детей, сколько для их родителей и является привлечением родителей к формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно делать профессиональный выбор» [18, с. 44].
Под психолого-педагогическими условиями развития ранних представлений ребенка о профессиях понимаются:
-социальная среда развития;
-психологический механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которой является возникновение идентификации, самосознания и рефлексии;
-ведущая деятельность;
-межличностные отношения;
-бессознательные процессы в формировании программ жизненного пути;
- формирование профессиональной составляющей «образа-Я» старшего дошкольника.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. [7, с.31]. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
Знакомство детей с профессиями, с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и достаточно значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить не только знания о профессиях, но и свой словарный запас.
Во время ознакомления детей с профессиями необходимо подводить детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь [17, с. 12].
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к различным профессиям, труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Л.Н. Галигузова выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста:
-познакомить детей с профессиями;
-прививать любовь к трудовым усилиям в соответствии с возрастными особенностями;
-сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых звеньях трудовой деятельности [6, с. 76]
Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профориентация» принадлежит Е. А. Климову. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда [10, с. 16].
По признанию психологов, педагогов, рациональна такая последовательность ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых:
-накопления фактов профессии, инструменты труда в данной профессии, результаты труда;
- создание представления значимости профессии;
- формирование представлений о человеке труда, его отношение к труду;
-формирование представлений о коллективном характере трудовой деятельности [4, с. 19].
По данным М. Н. Безруких, дети среднего дошкольного возраста могут назвать 4-15 профессий, которых они встречали в своем опыте. В частности, мальчики лучше знакомы с традиционно «мужскими» профессиями: военными (летчик, танкист, ракетчик), специальностям, связанным с работой на различных видах транспорта, на сельскохозяйственных машинах, со строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик). Девочки чаще называют «женские» профессии воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца [3, с. 10].
Детям среднего дошкольного возраста уже доступно понимание общественной значимости труда взрослых, способов достижения ее результатов. Они проявляют интерес к труду за пределами детского сада. Во время наблюдения за трудом взрослых воспитателю следует обращать внимание детей на ее организованность, согласованность действий, ответственность и др. В этом возрасте расширяются возможности для воспитания трудовых навыков и умений [2, с. 112].
Знания детей о труде надо постепенно расширять и углублять. Нельзя за один раз давать большое количество знаний, потому что тогда дети приобретают отрывочных, поверхностных знаний, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. Каждый раз нужно давать небольшое количество знаний, дополнять уже известно новыми знаниями и закреплять ранее приобретенные. Только при постепенном расширении знаний о том или иной вид труда можно выработать у детей правильное представление о нем и нужно отношение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа / Н. В. Алешина. - М., УЦ Перспектива, 2016. - 248 с.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
3. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников / М. Н. Безруких, Т. А. Филиппова. - М.: Ювента, 2011. – с.67
4. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2016. - 52 с.
5. Виноградова Т.А. Образовательные проекты в детском саду. М., Айрис Пресс.2018.-190с.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
7. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 c.
8. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова. – М. «Просвещение», 2015. – 98 с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М., 2015. – 432 с.
10. Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. - 208с.
11. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во «Николаев», 2014. - 102с.
12. Логинова, В., Мишарина, Л. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 2014.- № 10.- С.56-63.
13. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.
14. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
15. Пасечникова Т.В. методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» / Т. В. Пасечникова. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
16. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 64с.
17. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 2005. -116с.
18. Сахаров В. Ф. Профессиональная ориентация школьников / В. Ф. Сахаров. - М.: Просвещение, 2014. -С.44-47.
19. Селевко П.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / П.К. Селевко.- М.: Народное образование, 2012. – 68 с.
20. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
21. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 240 c.
22. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
23. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 2014.-№10.- с. 64-69.
24. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие / Е. И. Шаламова. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
25. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шаламова. - М., 2014. - ТРИЗ. – 264 с.
26. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М.: Гном, 2013. – 96 с.