Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).
Современной науке давно известно о существовании людей с полной или частичной потерей слуха. Виды и классификации органической природы данного явления, изучены, и уже сейчас предпринимаются попытки излечения дефектов слуха. Нам ясна и понятна медицинская, биологическая сторона данного вопроса. Но нас интересует психологическая и социальная. Предположительно, что у людей с дефектами слуха, возникают проблемы в социализации, и социальной адаптации, об этом свидетельствуют периодические публикации в СМИ. Объект исследования: школьная успеваемость.
Предмет исследования: Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом.
Поэтому целью нашего исследования является выявление связи школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом.
Гипотеза Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, и позволяют сделать вывод о том, что у учащихся с нарушенным слухом, самооценка влияет на успешность его обучения.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения и особенностей самооценки у учащихся с нарушенным слухом.
2. Выявить факторы формирования самооценки у учащихся с нарушенным слухом.
3. Изучить особенности влияния обучения в школе на самооценку у учащихся с нарушенным слухом.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом
1.1 Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки
С первого взгляда может показаться, что тут нет ничего общего. Но при более подробном рассмотрении становится очевидным,
что успеваемость напрямую влияет на самооценку,
а в дальнейшем самооценка влияет на успеваемость.
Во взрослой жизни высокая самооценка способствует более успешному построению карьеры и межличностных отношений.
Самооценка является основным компонентом для развития самосознания. Под самосознанием имеется в виду осознание самого себя и своих возможностей как физических, так и умственных.
Самооценка позволяет младшему школьнику ставить реальные цели и тем самым получать удовлетворение от проделываемой работы.
В начальной школе ребята могут либо повысить самооценку за счет собственных усилий, поддержки сверстников и объективности преподавателей, либо понизить ее в случае неспособности устанавливать контакт и при низком доверии родителей к словам и претензиям ребенка.
Самооценка ребенка определяется не только справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его отношением к себе и оценкой, получаемой от ближнего окружения: как от взрослых, так и от детей, с которыми ребенок контактирует вне дома.
На сегодняшний день и в школе, и дома к ребенку предъявляются все большие требования к обучению и самовосприятию. И родители, и учителя должны помнить о том, что дети -личности постоянно меняющиеся и развивающиеся. То, что сегодня для одного является сложным, другому дается легко. Но завтра все может оказаться наоборот. Поэтому стоит активно укреплять веру ребенка в себя и в свои интеллектуальные способности.
Каждый родитель и учитель сталкиваются с негативными эмоциями ученика на получаемую оценку, замечания о поведении, разногласия со сверстниками и нежеланием выполнять требования. К сожалению, часто источник подобного поведения не просто остается неизвестным, его даже не пытаются прояснить. А это очень важно, ведь эти реакции являются сигналом какого-то неблагополучия возникшего в психике ребенка.
Подобное поведение может иметь разную продолжительность, глубину и заряженность. Если Вы замечаете хоть малейшее изменение в поведении ребенка, обратитесь к специалисту. Ведь в данный момент происходит формирование взглядов и интересов Вашего ребенка, а соответственно формируется его личность и самооценка.
Помните, что самооценка, закрепившаяся на этапе первичной оценки другими людьми, и ставшая чертой характера, не ограничится только образовательным процессом, со временем низкая самооценка распространится и на другие жизненные сферы.
На определенном жизненном этапе самооценка становится более важной, чем оценка окружающих. В такие периоды самооценка становится стержнем, за счет которого переживаются как нормативные, так и ненормативные кризисы, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Виды самооценки и их влияние на дальнейшее становление личности ребенка
Очевидным фактом является то, что оценка себя не существует отдельно от тех действий, на выполнении которых она формируется.
Всегда при научении ребенка чему-то новому помните главное правило «От простого к сложному» и не забывайте давать ребенку возможность как следует и с разных сторон освоить новый навык.
При адекватной самооценке ребенок более активно берется за освоение новых задач, он более контактен и активен, самостоятельно пытается решить задачки и сам выражает желание попробовать справиться с более трудной задачкой. При сложностях с решением они обращаются ко взрослым и не отступают при возникших трудностях. Такие дети более самостоятельны.
Заниженная или неадекватная самооценка очень влияет на настроение и поведение ребенка. Дети выбирают более легкие задачи, чем способны решить, таким образом не происходит развитие. Почти никогда самостоятельно не проявляют инициативу в любых действиях. Такие дети очень чувствительны к похвале как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Но проблемы самооценки могут быть настолько глубокими, что похвалы всегда бывает мало.
Негативной для формирования успеваемости является и завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, берутся решать задачи, которые им не под силу, часто не выполняют свои обещания. Что явно не способствует их гармоничному развитию. Для таких детей свойственна резкая смена настроения.
Знать уровень самооценки ребенка важно и необходимо для того, чтобы помочь ему сформироваться в дальнейшем в уверенную в себе личность. Необходимо помнить о том, что самооценка ребенка только начинает формироваться. Она очень подвижна, легко поддается воздействию окружающих.
Общаясь с ребенком дома, а также с учителем в школе важно формировать или подкорректировать самооценку в сторону адекватной. Ведь в будущем, опираясь именно на самооценку, ребенок строит планы, мечты,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. – М.: Просвещение, 2006. – 234 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2005. – 279 с.
3. Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач // Особенности умственной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 332 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1983. – 260 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 1986. – 456 с.
6. Блонский П.П. Трудные школьники. – М.: Просвещение, 2001. – 198 с.
7. Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 261 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб.: Питер, 2005. – 376 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. – М.: Сфера, 1996. – 363 с.
10. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 1963. -№5. - С. 12-14.
11. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения. – М.: Просвещение, 1983. – 187 с.
12. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: Сфера, 2008. – 431 с.
13. Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. – 370 с.
14. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 183 с.
15. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С. 34-36.
16. Добрынин С.Я. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - №4. – С. 22-23.
17. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2003. – 298 с.
19. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. -1968.- №7. – С.29-30.
20. Лернер И.Я. Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. – 1971.- №4.-С. 36-38.
21. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008.-234 с.
22. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 327 с.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Просвещение, 1996. – 207 с.
24. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1998. – 273 с.
25. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1970. – 198 с.
26. Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
27. Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. Проблемы преодоления отставания в учении // Народное образование. 1963. - №4. – С. 34-36.
28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 2003. – 294 с.
29. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М.: Просвещение, 1997. – 431 с.
30. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Просвещение, 1971. – 320 с.